Конспект урока: «Основы материаловедения.Дефекты ткани» 6 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школы № 18

городской округ – город Камышин

Волгоградской области








Конспект урока по технологии
в 6 классе

«Материаловедение. Дефекты ткани.»





подготовила

учитель технологии

Огурцова Елена Федоровна

















г. Камышин
2014

«Дефекты тканей».


Методическое оснащение урока:

1. Материально – техническая база: компьютер, проектор, экран, наборы тканей с дефектами, презентация темы.

2. Дидактическое обеспечение: таблицы определения дефектов тканей, карта дефектов ткани, карточки – настроения, шляпы рефлексии.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма урока: урок – деловая игра.


Ход урока.

Мотивация.

— Вы пришли в магазин. Посмотрите, сколько много разных тканей (слайд №2,3,4). И, вот, выбрав ткань, что необычного вы заметили на образцах этих тканей?

Ответ:(слайд№5)В некоторых местах есть узелочки, белые пятна, дырочки, перекос.

-Можно ли использовать такую ткань при изготовлении швейных изделий? Почему?

Ответ: Такую ткань использовать нельзя или обходить испорченные места при раскрое изделия. Нельзя носить одежду, например, с дырками или с белыми пятнами. В такой одежде никуда из дома не выйдешь.


Проблемная ситуация.

— Прочтите текст. Предположите последствия ситуации (слайд №6)

Текст: «Работники текстильной фабрики торопились выполнить план квартала и рассчитывали получить премию. Специалисты, отвечающие за государственный стандарт ткани, доверили качество производства ткани рабочим и не стали делать проверку, хотя точно знали, что если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность…»

Ответ: Такую ткань никто не купит. Рабочим не выплатят премию.

— Какой вопрос можно задать к этому тексту?

Ответ: Для чего необходимо проверять качество ткани?

— Это и будет нашим главным проблемным вопросом. Над какой темой нам предстоит сегодня работать?

Ответ: Дефекты тканей.


Актуализация.

-Прочитайте текст (приложение №1) и ответьте на вопросы к нему.

Как вы думаете, из – за чего могут возникать дефекты при производстве тканей?

Ответ:(слайд7,8,9) В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или не внимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё – пороки.(слайд 10) Готовая ткань, упакованная в рулоны поступает на фабрику для изготовления изделий.

— Если бы вы работали на фабрике, каким способом осуществляли проверку качества ткани?

Ответ:(слайд 11)В настоящее время в промышленности применяют браковочно-измерительную машину марки PC, которую обслуживает один рабочий.

Свежие документы:  Тема урока: Работа с бумагой. Изготовление попугая в технике «мозаика» 2 класс

— Как бы вы называли профессию этих людей?

Ответ: Качество ткани и её сортность проверяется на производстве в отделе технического контроля контролерами ( слайд 12)

— Изучив текст в (приложении №2) назовите возможные дефекты тканей. На какие виды делятся дефекты?

Ответ: Ткацкие и дефекты печати. К ткацким относятся. Утолщение нити и нарушение целостности ткани. Перечислите дефекты печати. Непропечатанные места, засечки, перекос рисунка.

— Назовите алгоритм проверки качества внешних дефектов (пороки) ткани .

Ответ: (слайд№13)

1. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани.

2. Ткань просматривают с лицевой стороны.

3. Выявляют дефекты на ткани.

4. Фиксирование дефектов цветными нитками.

— Для того, чтобы проверить свои знания на практике предлагаю выполнить групповые проекты.

Инструктаж по выполнению практической работы. (слайд№14)

Первая группа – работники отдела технического контроля производства по проверке качества тканей — выполняет проект «Использование бракованной ткани».

Вторая группа – товароведы – бракеры в магазине тканей. Составляет «Советы покупателю».

А я – покупатель. Вы должны проверить качество ткани в том порядке, в каком она проходит проверку после ее производства до прилавков магазинов.

Задача каждой группы – изучить вид дефектов по предложенной карте дефектов тканей, определить вид дефекта на образцах тканей( слайд15), так же, создать банк идей и предложений для наших будущих проектов(слайд№16). Главное правило рационализатора – быстро записывать все на бумагу. Важна сама идея, даже если она покажется вам фантастической!

Виды дефектов необходимо занести в таблицу напротив каждого номера ткани. Вместе с таблицей вы будете работать и с карточкой проверки знаний. Каждая группа на нашем занятии сможет поработать в отделе рационализаторских предложений по разработке мини-проектов. (24 слайд)

Проекты у вас будут разные. Вашим главным консультантом по проектированию буду я.

Для каждой группы выдается лист с алгоритмом работы над мини-проектом.


Алгоритм работы с проектом:

Алгоритм защиты проекта:

1. Сбор идей и предложений.

1. Актуальность темы сегодня.

2. Сортировка по группам.

2. Экономическая часть проекта

3. Корректировка, уточнение.

3. Экологическая часть проекта

4. Подготовка к защите проекта.

4. Где возможно применения вашей

разработки (сегодня, в будущем)?


Использование бракованной ткани


1

2

3

На производстве


В школе


Дома






Советы покупателю

1

2

3

Проверка качества при покупке

По выявлению дефектов после покупки

Перед раскроем изделия





Схему передвижения каждой группы. ( слайд17) в течение всей практической работы будет находится на доске.

Свежие документы:  Творческий проект по предмету «Технология» Декоративно-художественное творчество «Колибри» техника пэчворк на пенопласте (кинусайга)

Подготовка учащихся к защите творческих проектов. Защита проектов 1 и 2-ой групп.(слайд№ 18-23)

Решение проблемного вопроса.


Рефлексия.

— Подумайте и ответьте, что дает работа над проектами? Вам может пригодиться это в жизни? Прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. На доске только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение ( слайд24)

Домашнее задание.

Творческое задание – придумать рекламный лист для покупателя по определению качества ткани при покупке в магазине.

Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было сегодня общаться с вами.

Уборка класса.




Приложение №1


В настоящее время в промышленности применяют браковочно-измерительную машину марки PC, которую обслуживает один рабочий. На смотровой доске этой машины рабочий просматривает пороки, а подсчет длины и ширины ткани в куске приборы машины выполняют автоматически и записывают данные на бумажную ленту. При проверке ткани на каждый кусок составляют паспорт, в который заносят ярлычную (запись на ярлыке) и фактическую длину куска, длину условных разрезов, наличие текстильных пороков, их характер и месторасположение и ширину кусков ткани, измеренную через каждые 3 метра. По результатам проверок ткани устанавливают их сортность.

Сортность ткани определяют путем суммирования баллов различных пороков с пересчетом их на условную длину куска. Полученное число баллов сопоставляют с числом допустимых по ГОСТ на прием тканей и определяют их сортность.

Все ткани должны проходить проверку на качество. Показатели качества определяются в соответствии с требованиями государственных стандартов – ГОСТов.

Если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность. У работников данного отдела очень ответственная работа, от результатов их проверки зависит репутация производства.

Вторично в магазине проверку качества ткани производят товароведы – бракеры :

Товароведы – бракеры!

Они выбраковывают ткань и в зависимости от вида дефекта, снижают ее стоимость при продаже.

Внешние дефекты (пороки) ткани на всех этапах проверки качества производится по определенному алгоритму.

















Приложение №2

Дефекты ткани


Перед раскроем ткань просматривают по всей длине и ширине для того, чтобы определить, нет ли на ней ткацких дефектов, т.е. недостатков, повреждений.

К основным ткацким дефектам относятся следующие.

Утолщение нити – нити основы или утка более плотные, чем остальные нити ткани.

Нарушение целостности ткани – нити основы или утка разрушены, т.е. образовались дыры.

При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникнуть дефекты печати. Причины дефектов различные: повреждение печатного вала машины, загрязненность красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Свежие документы:  Конспект внеклассного занятия по швейному делу «Самая, самая, самая…..»

Непропечатанные места – это участки с отсутствием или нечетким изображением рисунка.

Засечка – полоса ткани без рисунка. Она получается при печатании из-за образования складки во время нанесения рисунка.

Перекос рисунка – дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникший при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны в тканях перекосы полосок и клеток.



Приложение №3

Текст: «Работники текстильной фабрики торопились выполнить план квартала и рассчитывали получить премию. Специалисты, отвечающие за государственный стандарт ткани, доверили качество производства ткани рабочим и не стали делать проверку, хотя точно знали, что если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность…»
















Список используемой литературы



1. https://www.roslegprom.ru


2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Школьная_форма


3. Бесшапошникова, В.И. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (методические указания к курсовой работе)/В.И. Бесшапошникова, Т.Г. Никитина. – Саратов: Изд-во СГТУ, 2007. – 40с.


4. Бесшапошникова, В.И. Ассортимент и свойства текстильных материалов: учеб. пособие. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. – 136с.


5. Стельмашенко, В.И. Материалы для изготовления и ремонта одежды: учеб. пособие / В.И. Стельмашенко; Т.В. Розаренова. – М.: Высш. школа, 1997. – 282 с.


6. Бесшапошникова, В.И. Физические, механические и эксплуатационные свойства текстильных материалов: Методические указания к лабораторным работам / В.И. Бесшапошникова — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. – 34 с


7. Гущина, К.Г. Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества: Справочник / К.Г. Гущина, С.А. Беляева, Е.Я. Командрикова и др. – М. : Легкая и пищевая пром-сть, 1984. – 312 с., ил.


8. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.А. Бузова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Легкая индустрия, 1979. – 360 с., ил.


9. Симоненко В.Д. учебник по технологии 6 класс . Обслуживающий труд. Издательство центр. «Вентана — Граф». 2008





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: