Тема урока: «Бутерброды и их виды»
Предмет: технология Класс: 5
Надейкина Марина Марьяновна, учитель технологии и информатики второй категории, МБОУ СОШ д. Ручьи Конаковского района Тверской области
Конспект урока.
Цель урока: Сформировать представление о бутербродах и их видах.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить учащихся с историей появления хлеба.
— рассказать о классификации бутербродов и технологии их приготовления.
— формировать умения при приготовлении открытых бутербродов с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.
Развивающие:
— развивать познавательные способности учащихся;
— развивать внимательность, эстетический вкус при оформлении блюда и сервировки стола, умение работать последовательно.
— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
Воспитательные:
— расширить кругозор учащихся.
— воспитывать бережное отношение к хлебу.
— воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность.
— воспитывать добросовестное отношение к труду.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний с элементами практикума с презентацией.
Техническое обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, опорные карточки, карточки с рекомендациями, оборудование кабинета (посуда, инвентарь).
Ожидаемый результат: учащиеся должны иметь представление о пищевой ценности хлеба, значении его в питании человека, уметь готовить открытые бутерброды с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.
План урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка темы и целей урока
Изложение нового материала.
Практическая работа
Закрепление.
Задание на дом.
Подведение итогов урока.
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Организа- ционный. | — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверка готовности. Наличие спецодежды. | | |||||||||||||||
Актуализация знаний | 1) Какова питательная ценность яиц? 2) Как определить доброкачественность яиц? 3) Какие блюда можно приготовить из яиц? 4) Как отличить вареное яйцо от сырого?. 5) На ваших столах лежат карточки с заданием: «Определение свежести яйца». Стоят стаканчики с водой, соль. Ваша задача определить свежесть яиц. | Ответы учащихся Определяют свежесть яиц | |||||||||||||||
Постановка темы и целей урока | Итак, тема нашего урока «Бутерброды и их виды». Давайте сформулируем цели нашего урока: — познакомиться с историей появления хлеба. — уметь классифицировать бутерброды и технологии их приготовления. — уметь готовить открытые бутерброды с соблюдением правил Т.Б. и санитарии. | Записывают тему урока Формулируют цель урока | |||||||||||||||
Изложение нового материала (сопровожде — ние рассказа показом презентации: «Бутерброды и их виды».) | Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!
Удивителен запах хлеба! Этот запах нам с детства знаком. Пахнет хлеб и степью, и небом, И травой, и парным молоком. — Почувствовали какой запах, какой аромат? Вы догадались о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Хлеб занимает основное место в питании человека. ХЛЕБ — посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом — солью. — Ребята, кто из вас знает, когда родился хлеб? По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким. Научившись добывать огонь, древние люди подогревали зерна, что способствовало лучшему отделению зерен от плевел. Случайно человек обнаружил, что такие зерна вкуснее, если их смешать с водой. Однажды во время приготовления жидкой каши, часть ее вылилась на горячие камни и превратилась в горячую лепешку, так родился первый хлеб. — Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем. — Какую роль играет хлеб в жизни человека? В чем заключается ценность хлеба? Хлеб — сущность нашей жизни, смысл нашего существования, он содержит большое количество питательных веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Часто приходится видеть пренебрежительное отношение к хлебу со стороны школьников. -Ребята, а можно употреблять в пищу черствый хлеб? Из хлеба можно приготовить бутерброды, а из черствого хлеба гренки и другие вкусные блюда. — Бутерброд (нем.) — хлеб с маслом — Бутерброды используют как самостоятельное блюдо или в качестве закуски — Основа бутерброда — хлеб — Дополнение к основе — сочетаемые по вкусу продукты, бутербродные смеси и масла. Для того, чтобы бутерброды получились вкусными, хлеб нарезают тонкими ломтиками (толщиной 1 – 1,5 см.) — Посмотрите § 33на стр. 150 рис. 100 «Нарезка хлеба для бутербродов». Классификация бутербродов открытые закрытые закусочные горячие и холодные — Посмотрите в учебник § 33 на стр. 151 и найдите самостоятельно технологию приготовления бутербродов. Технология приготовления бутербродов: Горячие бутерброды: — хлеб нарезают толщиной 1 см., — запекают с продуктами в духовке, — обжаривают на сковороде. Открытые бутерброды: — готовят на пшеничном и ржаном хлебе, — хлеб нарезают толщиной 1 см., — украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску, — для простых бутербродов используют 1 — 2 вида продуктов — для сложных — несколько видов продуктов. Закрытые бутерброды: — готовят из 2 половинок хлеба (булочки), — на хлеб кладут продукты и закрывают вторы ломтиком хлеба (иногда корочки обрезают), — толщина хлеба 1 см., — бывают однослойные, двухслойные, многослойные, — используют для похода, в дорогу, в поездку, в школу. Закусочные бутерброды: — готовят на фигурных ломтиках хлеба (можно предварительно обжарить), — на хлеб укладывают продукты в несколько слоев по форме хлеба, — толщина хлеба — 0,5 — 0,8 см., ширина — 3-4 см., — продукты закрепляют шпажками. | Внимательно слушают учителя Сообщения учащихся о хлебе Ответы учащихся Работа с учебником Самостоятельная работа в группах с учебником | |||||||||||||||
Физкульт минутка | Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз | | |||||||||||||||
Изложение нового материала (продолжение) | — Ребята, найдите в § 33 «Требования к качеству готовых бутербродов» и оформите эти требования в тетрадях. | Работа в тетрадях
| |||||||||||||||
Практическая работа |
(техника безопасности при работе с ножом, горячей жидкостью, электроприборами, санитарно-гигиенические требования).
Технологическая карта — «Бутерброды со сливочным маслом и сыром»
3) Проверка качества | Ответы учащихся, запись в тетрадях Работа по бригадам, приготовление открытых бутербродов. — по технологической карте: «Бутерброды со сливочным маслом и сыром» Отчет о проделанной работе учащихся, дегустация блюд. | |||||||||||||||
Закрепление | Беседа по вопросам: — Когда родился хлеб? — Какую роль играет хлеб в жизни человека? В чем заключается ценность хлеба? — Что такое бутерброд? — Какие продукты можно использовать для бутербродов? — Какие виды бутербродов вы знаете и в чем их отличие? — Какие требования предъявляются к качеству готовых бутербродов? | Ответы учащихся | |||||||||||||||
Задание на дом. | § 33, с.150-154 Составьте рецепт любимого бутерброда. | Записывают домашнее задание | |||||||||||||||
Подведение итогов урока | — Что нового вы узнали на уроке? — Чем интересен и полезен для вас был урок? — Как отметят работы своей бригады бригадиры? Оцениваю работу учащихся, комментирую оценки, благодарю за активность: Всем спасибо за урок! До свидания! | Примерные ответы на вопросы: — Сегодня на уроке мы узнали много интересного и полезного. — Научились готовить открытые бутерброды Уборка рабочих мест. |
Список литературы:
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2010г.
Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г.
Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2003 г.