Конспект урока по технологии «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»




Тема урока: Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.

Цели урока:

  • Обучающая — ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

  • Развивающая — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

  • Воспитательная — воспитывать экономность, толерантности.

Задачи урока:

  • Осмыслить понятия: бюджет, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.

  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.

  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

План урока.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие

1 мин.

2. Мотивационное начало урока

Постановка цели урока.

1 мин.

3. Изложение программного материала

Использование презентации.

6 мин.

4. Деловая игра «Расходы и доходы»

Игра.

10мин.

4. Этап закрепления изученного материала.

Работа по вариантам ситуаций: принять решение и изыскать дополнительные расходы.

Подведение итогов обсуждения.

Работа с электронной кассовой книгой,

журналом учёта приобретения продуктов за неделю.

8 мин.

5. Этап обобщения знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.


3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока. Составление из слогов темы урока.

ТЕМА УРОКА: Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомимся с понятием «Бюджет семьи», со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

Вы познакомитесь с такими понятиями как:

  • Доход

  • Расход

  • Обязательные платежи

  • Подоходный налог

  • Кредит

  • Баланс



— В ходе урока вы будете получать жетоны. Для чего я это делаю, вы узнаете в конце урока.

3. Изложение программного материала

— Как вы понимаете такое короткое словосочетание: Бюджет семьи?

Бюджет семьи — это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени. Бюджет — Денежная сумка.

— Что значит : Доходная часть бюджета?

Доход — это деньги….. и т.д.

Что значит расходная часть бюджета?

Расход — это затраты…… и т.д.

Есть такое выражение «Весы бюджета»

Виды бюджета: Сбалансированный

Дефицитный

Избыточный

— На слайде представлена структура семейного бюджета в виде таблицы:

-Расходы семьи бывают постоянные и переменные.

— Какие расходы можно отнести к постоянным?

— Какие расходы можно отнести к переменным?

— Из чего складывается бюджет семьи?

Доходная часть семейного бюджета.

Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы.

МИКРОИТОГ

4. Деловая игра «Расходы и доходы».

— До сих пор я называла вас группами. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Расходы и доходы» Представим, что каждая группа — это семья. Если вы семья, значит что должно царить в ней? (мир и согласие, дружба).

Вы должны не ссориться, а уважать мнение каждого члена семьи, выслушать и понять его.

— Каждая семья имеет свои доходы и каждая семья делает расходы.

— Вам необходимо заполнить таблицу «Структура семейного бюджета»

— Для этого необходимо придумать для каждого члена семьи игровое имя.

ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА

— Глава семьи я прошу вас высказаться о поведении каждого члена семьи

  • Были ли в «семье» конфликты при составлении структуры бюджета?

  • Какие испытывали трудности? Никто не хотел утаить свои доходы от семьи?

  • А как бы поступил глава семьи, если бы создалась такая ситуация?

  • Какие использовал бы аргументы для решения данной проблемы?

— Теперь вы должны защитить свой бюджет.

— Семья ААА, доложите, какой получился у вас бюджет?

— Семья БББ, доложите, какой получился у вас бюджет?

— Семья ВВВ, доложите, какой получился у вас бюджет?

— Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях?

— Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами?

О ТОЛЕРАНТНОСТИ

5. По ситуации принять решение и изыскать дополнительные расходы.

  • К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось, и она решила погостить еще месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?


  • Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в семье.


6. Работа в электронных таблицах.


Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:

  • узнать, на что потрачены деньги;

  • определить, на чем можно экономить;

  • спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.



7. Этап обобщения изученного

— Подведём итоги.

— С чем мы сегодня познакомились?

На этом уроке мы с вами познакомились с ……. «Доходная и расходная части семейного бюджета». Вы активно участвовали в работе.

— Какие знания и умения, полученные на уроке, вам пригодятся в будущем?

— Какой вывод можем сделать?

— ВЫВОД: планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Чья семья получила больше всего жетонов? Молодцы! Что можем сказать об этой семье?

— Семья эффективно справляется с задачей семейной экономики.

Как человеку жить по средствам своим…
Все заранее распределить, а потом уж и жить,
дом ведя согласно приходу и расходу.










































Список литературы:

  1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. — Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2004.

  3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. — М.: Вита-Пресс, 2004.

  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. — М.: Вита — Пресс, 2006.

  5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область «Технология».- М.: Вита — Пресс, 2002.

  6. Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. — М.: МЦЭБО, 2003.

  7. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. — М.: Вита-Пресс, 2001.

  8. Раздаточный материал к игре.





Свежие документы:  Рабочая программа по технологии во 2 классе УМК «Начальная инновационная школа»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: