Конспект урока по технологии «Выполнение макета полотняного переплетения» 5 класс


КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.



Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема: Выполнение макета полотняного переплетения (практика)


Цель:

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Задачи:

содействовать формированию знаний о строении ткани — переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.


Тип урока: комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

Наглядные пособия: учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

— макет ткацкого станка; макет создания ткани;

— образцы ткацких переплетений;

— Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;

— инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;

— компьютер;

— слайдовая презентация (Презентация Power Point) «Ткацкие переплетения».

— схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

Содержание темы:

— профессии прядильщика и ткача.

— процесс создания ткани;

— основные термины: «Материаловедение», «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;

— направления нитей основы и утка;

полотняное переплетение ткани.


ХОД ЗАНЯТИЯ.


  1. Организационный момент.

а) приветствие;

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.


Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».


  1. Вводная часть занятия.

  1. Сообщение темы занятия. Постановка учебных целей занятия.


— Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

« Материаловедение»


— Для чего мы его изучаем?

Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить.

-Сегодня вы повторите то, что изучили на прошлом уроке и выполните макет ткани сами (правда, из бумаги).

  1. Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

—   Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Для пошива одежды и белья в быту применяют ткань.

— Что такое ткань? — Как создается ткань? — Из чего состоит ткань?

Это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Что такое хлопчатник?

однолетнее растение древовидной формы

Что такое плоды хлопчатника?

коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками .

Что такое волокна хлопка?

сплющенные извитые трубочки

Что такое гигроскопичность?

способность волокон поглощать влагу из окружающей среды

Где применяют хлопок?

в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток

Что такое лен?

однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.


III. Основная часть занятия


  1. Вводный инструктаж

Рассказ учителя «Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point).


Ткань образуется в результате переплетения нитей:

— нитей о с н о в ы (долевых)

— и нитей у т к а (поперечных). Это положение нитей в ткани

Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие.

При растяжении увеличивают свою длину.


Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.

Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.

Самое простое переплетение нитей – полотняное, в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

  1. Подготовка к выполнению практической работы .

а) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.


  1. Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:

Деятельность учителя:

— целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

— текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

анализ выполнения учебного задания.


  1. Заключительная часть занятия.

  1. Подведение итогов занятия.

Закрепление. Упражнение: «Продолжите предложение»


Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

ткань.

Для получения ткани сырьём служат …

волокна.

Ткань составляют нити …

Утка и основы

Крепкая, сильно крученая нить

Нить основы

Виды переплетений

Полотняное


Рефлексия: беседа.

— Удалось ли вам выполнить макет?

— Что будете переделывать дома? Почему?

— Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

— Как эти знания пригодятся вам в жизни?


  1. Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.


  1. Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).


Инструкционная карта

Практическая работа

«Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения»


Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.

  1. Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см

  1. Разметь два квадрата через 1 см

  1. На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.

  1. Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.



  1. Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.





Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Festivals"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: