Министерство Образования
и Науки РФ МБОУ «ООШ №14»
“Кулинарное искусство”
Программа элективного курса
для учащихся 9-х классов
Автор — составитель:
Учитель технологии
I квалификационной категории
Ханум Ахмедалиевна Насибова
Набережные Челны
2013год
Пояснительная записка
Курс “Кулинарное искусство” используется при организации пред профильной подготовки учащихся 9-ых классов. Курс призван помочь старшеклассникам проверить свои знания и умения в пищевой промышленности. Программа курса рассчитана на 40 часов в году.
Цель курса: готовить учащихся к сознательному выбору профессии.
Задача курса:
Создание условий для формирования и развития у школьников:
Творческих способностей и интерес к выполнению проектов и бизнес планов.
Ознакомить с профессиями: повар, повар-кондитер.
Способствовать приобретению опыта, соответствующего интересам, склонностям и профилю дальнейшего обучения.
Умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
Коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект или бизнес план.
В процессе освоения данного курса обучающегося приобретают знания:
В мире современных профессий сфере обслуживания
Этапы выполнения и защита творческого проекта или бизнес плана.
Культуре застолья, правилах приёма гостей, основах рационального питания, сервировка стола, особенностях организации работы предприятий общественного питания.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
Выполнять и представлять творческие проекты и бизнес планы.
Организовать приём гостей готовить различные блюда, сервировать стол.
Выполнять уборку помещения.
Занятия могут проводиться в условиях школьной мастерской. Реализация программы предусматривает личностно-ориентированный подход к учащимся учёт их возможностей, интересов, развития творческой самостоятельности при выполнении практических работ.
Курс “кулинарного искусства ”Рассчитан на 40 часов. Из-за большого курса объёма практических работ по изучению данного раздела целесообразно отводить 2 часа в неделю. Программа курса предполагает преемственность с раннее изучаемым материалом предметной области “Технология”. Программный материал может использоваться как для девочек, так и для мальчиков.
Учебный план
Темы занятий | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Кулинария как наука. Физиология питания. Санитария и гигиена. Техника безопасности. | 2 | — | 2 |
2 | Культура застолья. Особенности шведского стола. Сервировка стола для приёма гостей | 2 | 2 | 4 |
3 | Технология приготовления холодных блюд | 2 | 4 | 6 |
4 | Технология приготовления первых блюд | 2 | 2 | 4 |
5 | Технология приготовления вторых блюд | 2 | 4 | 6 |
6 | Технология приготовления блюд на скорую руку | 1 | 1 | 2 |
7 | Заготовка продуктов | 2 | 2 | 4 |
8 | Изделия из теста | 2 | 6 | 8 |
9 | Профессиональная проба “повар-кондитер”: “Бизнес план” | 2 | 2 | 4 |
| Итого | 17 | 23 | 40 |
Содержание курса
“”Кулинарное исскуство” (40ч.)
Тема№1: Кулинария как наука физиология питания. Санитария и гигиена. Техника безопасности.
Пища-основа жизни человека. Основные правила приготовления различных блюд. Национальная кухня. Санитарно-гигенические требования к технологии приготовления блюд. Требования к технологии блюд. Т.Б. труда при кулинарной обработке.
Тема№2: Культура застолья. Особенности шведского стола. Сервировка стола для приёма гостей.
Правила поведения за столом. Особенности шведского стола, применение шпажек, складирование салфеток, Сервировка стола.
Тема№3: Технология приготовления холодных блюд.
Холодные блюда: салаты, бутерброды, холодные блюда из рыбы, мяса грибов. Особенности приготовления холодных блюд.
Тема№4: Технология приготовления первых блюд.
Технология приготовления супов: из мяса, рыбы, грибов, круп, макаронных изделий и бобовых. Условия и сроки хранения. Виды тепловой обработки.
Тема№5: Технология приготовления вторых блюд.
Вторые блюда из мяса, рыбы, грибов, круп, бобовых, макаронные изделия. Сроки и способы хранения, определения качества мясо, рыбы. Способы тепловой обработки, определение времени варки. Рецептура вторых блюд.
Тема№6: Технология приготовления блюд на скорую руку.
Рецептура блюд на скорую руку самостоятельных поиск рецептов.
Тема№7: Заготовка продуктов.
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности варенья, повидла, мармелада, цукатов. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения. Способы маринования, консервирования, соления. Стерилизация, заливка, время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов.
Тема№8: Изделия из теста.
Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей, Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста. Выполнение эскизов художественно оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста
Тема№9: Профессиональная проба “повар-кондитер”
Бизнес план “кафе”. Выполнение бизнес плана “кафе”. Основные разделы бизнес плана. Понятия себестоимость. Расчёт себестоимости. Обобщение, подведение итогов изучения курса. Анкетирование учащихся.
По окончании курса учащиеся должны знать:
Влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь
Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировка стола и оформлении приготовленных блюд.
Список использованной литературы:
Максимова М.В., Карельская И.Ю. Советская энциклопедия. -М.: Просвещение, 1999.
Андреева И.А., Кондратьева Н.П., Загребаева А.А. Популярная энциклопедия. — М. : Издательский центр «Академия», 2002.
Объединение педагогических изданий «Первое сентября».