Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

ЗАТО Первомайский Кировской области







Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей

на уроках технологии











Работу выполнила

учитель технологии

Шубина Валентина
Александровна






ЗАТО Первомайский

2014

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей

на уроках технологии.


Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразований Российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования».

В современных социально-экономических условиях никакой диплом не гарантирует выпускнику достойной трудовой занятости, если он не дополнен такими качествами личности, как коммуникативность, готовность к самообразованию через работу с любыми источниками информации, способность к решению проблем, творческий подход к делу, то есть тем, что сегодня именуется ключевыми компетентностями.

В связи с этим федеральный компонент государственного образовательного стандарта предполагает два результата образования:

— сформированность ЗУНов, заложенных в программных документах по предметам;

— сформированность ключевых компетентностей.

Сегодня в отечественной педагогике активно обсуждается возможность модернизации образования на компетентностной основе. Формирование компетентностей – это требование мирового сообщества, это требование правительства РФ.

Одно из наиболее удачных определений компетентности дано философом П.В. Симоновым: «Компетентность – это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела».

Доступно и образно раскрыл сущность компетентностного подхода В.В. Сериков: « Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть. Ученик, выучивший основы наук, при столкновении с реальной жизнью попадает в такую же ситуацию, как Остап Бендер во время сеанса одновременной игры в шахматы, когда им были проиграны 30 партий. Правила игры он знал, но игрового опыта не имел».

На территории Кировской области выделены следующие ключевые компетентности, позволяющие эффективно действовать в реальной жизненной ситуации:

Рефлексивная компетентность – это способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи; оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

Информационная компетентность – это способность получать информацию из различных источников и осуществлять ее обработку разными способами; делать аргументированные выводы; использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в общение с целью быть понятым через диалог, полилог, монолог, мимику и жесты, Интернет-общение.

Социальная компетентность – способность проявлять толерантность и уважительно относиться к ценностям других людей.

Технологическая компетентность – готовность к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма деятельности; способность к четкому соблюдению технологии деятельности.

Свежие документы:  МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Компетентность в разрешении проблем – способность анализировать нестандартные ситуации; распознавать и формулировать проблемы; трансформировать их в цели и соотносить их с устремлениями других людей; планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения; обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Новое понимание результата образования в виде сформированности ключевых компетентностей подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее достижение такого результата.

Проблема: в настоящее время учащиеся проявляют недостаточную активность и самостоятельность на уроках технологии, что сказывается на их личностных качествах, поэтому я решила применять на уроках различные методы работы, формирующие ключевые компетентности, наиболее эффективным из которых является метод проектов.

Метод проектов – это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач.

Цель: формирование ключевых компетентностей и развитие личностных качеств учащихся.

Данную цель я реализую в процессе решения следующих задач:

  • Формировать познавательный интерес у учащихся

  • Развивать творческое мышление школьников

  • Развивать коммуникативные способности у учащихся

  • Прививать навыки самостоятельной работы детей.

Ожидаемый результат:

— Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей и развитие личностных качеств, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

В общем случае в системе образования под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся разработкой идеального или материального продукта, изготовленного в процессе проектирования, его представления в рамках устной или письменной презентации.

Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление носит характер проектной деятельности.

В целом результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга, но главное – интенсивное развитее интеллектуальных и физических качеств личности школьников.

Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает её, планируя и организуя собственные и привлеченные внешние ресурсы. В своей работе придерживаюсь следующей структуры работы с проектом.

Структура проекта.

1. Проблематизация (погружение в проблему)

— моделирование желаемой ситуации

— анализ реальной ситуации

— сбор, изучение, анализ необходимой информации

— определение и анализ проблемы (определение потребности)

2. Моделирование и оптимизация процесса разрешения проблемы

— трансформация проблемы в цель

— постановка задач проекта

— моделирование оптимального способа разрешения проблемы

— составление плана реализации проекта

— сбор, изучение и анализ информации

3. Операционно-технологическая стадия

( практическая)

— осуществление плана по реализации проекта

— промежуточное испытание проекта, его корректировка

— осуществление текущего самоконтроля.

4. Презентационная стадия

— планирование презентации

— подготовка презентационных материалов

— презентация продукта

5. Контрольно-оценочная стадия

— окончательная оценка продукта

— анализ результатов выполнения проекта

— оценка достижений.


Взаимодействие учителя и учащихся в процессе проектной деятельности.


Проектная деятельность начинается с определения проблемы. Поэтому работу над проблемой я начинаю с описания реальной ситуации, которая по какой-либо причине не устраивает субъекта. Знакомлю учащихся с понятием «ситуация».

Ситуация – это часть действительности (предметов, людей, отношений между ними и т.д.), которую мы рассматриваем в связи с тем или иным вопросом. Далее идет работа над описанием желаемой ситуации. В итоге учащиеся приходят к выводу, что проблема – это противоречие между реальной ситуацией и желаемой ситуацией.

Далее идет работа по трансформации проблемы в цель. Цель – это указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы разрешить проблему; мысль о будущем результате ваших усилий.

Формулируя цель, учащиеся должны ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?». Поставить цель – значит сформулировать, что должно быть изменено в результате ваших действий.

При постановке задач, даю понятие «задача». Задача – это промежуточный результат, на который нужно выйти для достижения цели. Задачи нужно ставить такие, чтобы каждая из них точно продвигала вас к цели. Задачи должны быть выстроены в последовательности. После постановки задач составляется план работы, состоящий из шагов (подзадач).

Разрешение проблемы должно завершиться осязаемым результатом в виде изделия или услуги, готовые к использованию.

Ученики в результате проектной деятельности осознают важную истину: есть проблема – есть проект, нет проблемы – нет проекта.

Программа по технологии предполагает выполнение учащимися одного проекта по изученному за год учебному материалу. Учитывая возрастные особенности учащихся, на своих уроках помимо индивидуальных проектов применяю групповые и парные проекты. В 5-6 классах работу начинаю с групповых и парных проектов, так как учащимся на первых порах очень сложно самостоятельно сформулировать проблему, поставить цель, задачи и предвидеть конечный результат. Групповые и парные проекты учащиеся выполняют по теме: «Кулинария», потому что данная тема вызывает живой интерес и дает возможность освоить этапы работы над проектом. В полняятивная коы у школьниц формируются коерес и дает возможность парные пректы но. 777777777777777777777777777777777777777777 ходе выполнения групповых проектов у школьниц формируются основные ключевые компетентности, которые развивают их личностные качества. После выполнения первых проектов учащиеся выполняют индивидуальные мини-проекты по теме: «Интерьер жилого дома», где они уже самостоятельно выполняют работу над основными этапами проекта.

В 7-8 классах учащиеся, уже имея опыт работы над проектами, сами выбирают тип проекта. В начале учебного года они также выполняют мини-проекты, которые готовят их к выполнению итоговых проектов.

Если в 5-8 классах я предлагала учащимся образовательные ситуации, то в старших классах ученицы самостоятельно выбирают тему для своих проектов. Также как и в среднем звене девушки выполняют мини-проекты, в которых они обобщают и систематизируют полученные ранее знания, необходимые им для дальнейшей работы.

В конце учебного года школьницы реализуют полученные знания в итоговых индивидуальных проектах, в которых они самостоятельно выстраивают работу и презентуют готовый продукт.

Применение метода проектов на уроках технологии позволяет развивать у учащихся самостоятельность, креативность, познавательный интерес и другие личностные качества.

В результате проектной деятельности учащиеся умеют:

  • анализировать ситуацию

  • определять проблему

  • выдвигать идеи

  • ставить цели и задачи

  • находить необходимую информацию

  • работать в команде

  • программировать свою деятельность

  • осуществлять саморегуляцию и самооценку деятельности

  • презентовать результаты своей работы в публичном выступлении.

В будущем я намерена продолжить работу, направленную на развитие ключевых компетентностей, применяя метод проектов, а также информационные технологии и интеграцию технологии с другими школьными предметами.

Источником активности человека выступает проблема, вот почему проектная деятельность создает естественную среду для формирования ключевых компетентностей.
























Список литературы.


1. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006г.

2. Массова Г. Ф. Основы проектирования: социальное проектирование: методическое пособие. – Киров: Издательство КИПК и ПРО, 2007г.

3. Машарова Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании, материалы семинара. – Киров: ВГПУ, 2000г.

4. Мелехина С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: учебно-методическое пособие. – Киров: Издательство «Старая Вятка», 2006г.

5. Мелехина С. И. Основы проектной деятельности учащихся . 5-9 классы: учебно-методическое пособие. 1-я часть. – Киров: Издательство КИПК и ПРО, 2008г.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: