Методическое указание для практического занятия «Проектная деятельность» по предмету «Технология»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Екатеринбурга Свердловской области






Методическое указание для практического занятия

«Проектная деятельность»

по предмету «Технология»





Составитель:

учитель технологии

Буланова Татьяна Вениаминовна







г.Екатеринбург, 2013





ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА



Выполнение проекта, является одним из видов самостоятельной работы учащихся.

Целью проекта является систематизация, расширение, закрепление, углубление и обобщение знаний по учебной дисциплине «Технология», обеспечивающей формирование навыков решения различных задач в ходе самостоятельной деятельности: исследования, проектирования, конструирования или методического проектирования, в соответствии с заданной темой.

Проектная работа – это документ, представляющий собой работу, содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме, включающий аналитическую, расчетную и графическую части.

При выполнении проекта ученик должен продемонстрировать умения:

  1. самостоятельно ставить задачу, оценивать ее актуальность и социальную значимость;

  2. собирать и обрабатывать информацию по теме проекта;

  3. изучить и критически анализировать полученные материалы;

  4. глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;

  5. вырабатывать, описывать и аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы;

  1. логически обосновывать и формулировать выводы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.

Кроме того, при выполнении проекта он должен следовать специальным требованиям нормативного и технологического характера; приобрести навыки исследования или проектирования конкретных объектов и оформления научной документации; овладеть методами оценки результатов деятельности по заданным критериям, методами проведения расчетов, обосновывающих выбранный способ решения задачи.

Результат, полученный в ходе работы, позволяет определить степень готовности ученика к самостоятельной деятельности.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА


2.1. Выбор и утверждение темы


Тематика проекта должна отражать реальные потребности практики в решении актуальных проблем, иметь творческий характер. Ученик может выбрать тему проекта из числа предложенных или сформулировать ее самостоятельно с необходимым обоснованием. Тема проекта утверждается учителем.

В случае если тема проекта носит сложный, интегративный характер и достаточно трудоемка в своем исполнении, возможно привлечение к работе над ней нескольких учащихся. Каждый ученик должен отвечать за свою конкретную часть работы, и выполнить ее в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проекту. Комплексный проект оформляется совместно всеми участниками работы с обязательным выделением персональных частей. Ученик может свою часть комплексной работы оформить отдельно.

Учитель должен проинформировать учащихся об уровне и характере требований к разработке и оформлению соответствующего раздела проекта, оказать методическую помощь в выполнении данного раздела, рекомендовать учащимся соответствующие литературные источники и проверить правильность выполнения и оформления данного раздела.

Проект может представлять собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненных проектов, в которых, как правило, рассматриваются более узкие вопросы и решение которых носит преимущественно учебно-познавательный характер.



2.2. Разработка задания на выполнение проекта


Задание на выполнение проекта является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину разработки темы, а также сроки представления работы учителю в завершенном виде. Оно должно включать в себя указание:

  1. полного названия образовательного учреждения, предмета;

  2. фамилии, имени учащегося, номер и буква класса;

  3. темы проекта;

  4. сведения о руководителе проекта;

  5. исходных данных к выполнению проекта, основной литературы и других источников информации;

  6. перечня вопросов или объектов, подлежащих разработке в проекте;

  7. перечня демонстрационных материалов.



2.3. Организация руководства проекта


Ученик выполняет проект по утвержденной теме в соответствии с заданием под руководством преподавателя, являющегося его руководителем. Кроме руководителя проекта назначаются консультанты по специальным разделам из числа преподавателей в соответствующей области.

Одним из условий, обеспечивающих должный уровень проекта является наличие у учащихся методических указаний или пособий, в которых достаточно четко обозначены характер исходных данных, примерный объем и содержание отдельных частей работы, текстовой части, число и характер иллюстраций (чертежей, макетов, планшетов, деловых игр и др.), порядок выполнения работы.

Руководство проекта начинается с выдачи задания на работу, составленного руководителем. Индивидуальная беседа руководителя с учащимся по содержанию задания является необходимым условием, обеспечивающим успех дальнейшей работы. В ходе этой беседы руководитель выясняет степень подготовленности ученика к выполнению данного задания, рекомендует ему необходимую литературу и материалы и дает консультацию о порядке выполнения задания.

Руководитель осуществляет текущее руководство проекта, которое включает:

  1. систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи ученику;

  2. контроль выполнения работы;

  3. проверку содержания и оформления завершенной работы.


3. ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ


3.1. Проект должен содержать следующие основные структурные элементы:

  1. титульный лист;

  2. содержание;

  3. вспомогательные указатели (если необходимо);

  4. введение;

  5. основную часть, разделами которой могут быть главы, включающие при необходимости параграфы и подпараграфы;

  6. заключение;

  7. список использованных источников;

  8. приложения.

3.2. Титульный лист является первой страницей, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска проекта, и должен включать в себя:

  1. полного названия образовательного учреждения, предмета;

  2. фамилии, имени учащегося, номер и буква класса;

  3. темы проекта;

  4. сведения о руководителе проекта;

  5. исходных данных к выполнению проекта, основной литературы и других источников информации;

  6. перечня вопросов или объектов, подлежащих разработке в проекте;

  7. перечня демонстрационных материалов;

  8. место и год выполнения проекта.

Титульный лист проекта должен подписываться исполнителем и руководителем.

Образец оформления титульного листа приведен в Приложении А.


3.3. Содержание должно отвечать заданию по проекту и включать в себя введение, наименование всех имеющихся в работе глав, параграфов, подпараграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются в тексте.

Введение, список использованных источников и приложения не нумеруются.

Слова «глава», «параграф», «подпараграф» перед заголовком не пишутся.

Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер подпараграфа, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.

Номер подпараграфа включает номер главы, параграфа и порядковый номер подпараграфа, разделенные точкой, например: 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.

Заголовки глав, параграфов, подпараграфов пишутся с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки глав – прописными буквами, параграфов, подпараграфов – с прописной буквы. Допускается выделение полужирным шрифтом заголовков глав и параграфов проекта.

Перенос длинных заголовков осуществляется без разбивки на слоги (по словам). Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Образец оформления содержания приведен в Приложении Б.

3.4. Введение должно включать в себя обоснование выбора темы, ее актуальность и степень разработанности, новизну проекта и ее связь с другими научно-исследовательскими и иными работами в соответствующей области.

Во введении описывается объект и предмет исследования, указывается гипотеза проекта, общие и частные цели, поставленные в проекте, задачи, решаемые в ходе их достижения, указываются теоретико-методологические основы исследования, теоретические источники, общие и частные принципы, методы, средства, способы, пути достижения целей, поставленных в проекте.

Заголовок «ВВЕДЕНИЕ» размещается с абзацного отступа и выполняется прописными буквами.

3.5. Основная часть содержит большую часть информации (в среднем 70–75 % общего объема) и состоит, как правило, из 2–3 глав, разбитых на параграфы. Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

Все главы и параграфы располагаются в порядке, указанном в СОДЕРЖАНИИ, и должны быть логически взаимосвязаны, обеспечивая последовательное развитие основных идей темы на протяжении всего проекта.

Основная часть должна содержать:

в I главе:

  1. историю исследуемого материала;

во II главе:

  1. перечень материалов, инструментов и приспособлений необходимых для проведения работы;

  2. межпредметные связи;

  3. техника безопасности;

  4. экологическое обоснование;

  5. экономическое обоснование;

  6. технологическую карту.

Расстояние между заголовком главы и ее текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и предыдущим текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и его текстом должно составлять один интервал.

На странице, где приводится заголовок параграфа или подпараграфа, должно быть не менее двух строк последующего текста.

3.6. Заключение должно включать в себя краткие выводы по результатам выполненной работы, плюсы и минусы своей работы, описание трудностей и внесения изменений во время работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов проекта, его значимость.

Заголовок «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» размещается с абзацного отступа и выполняется прописными буквами.

3.7. Список использованных источников строится в соответствии с правилами, установленными для библиографических описаний.

Использованные источники указываются в следующей последовательности:

    1. литературные источники (научные монографии, статьи, тезисы докладов, учебники, учебные пособия, публикации в периодической печати, энциклопедии, словари, справочные издания и др.)

    2. электронные источники.

Внутри раздела литературных источников фамилии авторов и заглавия произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. Иностранные источники обычно размещаются в конце перечня всех материалов.

При оформлении списка указываются все основные сведения об издании: фамилия и инициалы автора (авторов), название, место, год издания, количество страниц.

Все использованные источники нумеруются арабскими цифрами с точкой и печатаются с абзацного отступа.

Заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» размещается с абзацного отступа и выполняется прописными буквами.

Образец оформления списка использованных источников приведен в Приложении В.

3.8. Приложения должны включать в себя вспомогательный материал, который загромождает основной текст.

В приложения могут быть включены:

    1. эскизы работы и фото выполненных работ;

    2. таблицы вспомогательных цифровых данных;

    3. протоколы испытаний;

    4. описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

    5. разработанные инструкции, методики;

    6. иллюстрации вспомогательного характера; копии технического задания, программы работ.


4. ОФОРМЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА


4.1. Нумерация страниц. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая список использованных источников и приложения. Номер страницы проставляется в правом углу нижней части листа без точки в конце.

Каждая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку использованных источников, приложениям и т.д.).

4.2. Заголовки основных структурных элементов проекта следует располагать с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки глав записываются прописными буквами, параграфов, подпараграфов – с прописной буквы. Перенос длинных заголовков осуществляется без разбивки на слоги (по словам).

4.3. Написание буквенных аббревиатур. В тексте проекта, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

4.4. Написание сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов. Принятые в проект малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка. Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в проекте менее трех раз, отдельный список не составляется, а расшифровка дается непосредственно в тексте проекта при первом упоминании.

4.5. Оформление рисунков и таблиц. Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и пр.) именуются рисунками. Все рисунки и таблицы должны иметь названия и порядковую нумерацию, сквозную для всего текста проекта.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту проекта, так и в конце ее, оформленные в виде приложений.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст допускается оформлять шрифтом 12-го кегля (без выделения и курсива). Слово «Рисунок» и наименование помещают под рисунком, а пояснительные данные располагаются ниже следующим образом:


Пример:

Рисунок 1 – Основные детали выкройки юбки:

1 – переднее полотнище, 2 – заднее полотнище, 3 – пояс


Иллюстрации выполняются черной пастой или тушью, а также посредством компьютерной печати, в том числе и цветной. Основные требования: наглядность, графическая выразительность, ясность. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1».

Если иллюстрации размещаются не в приложении, то они располагаются после их первого упоминания в тексте или на следующей странице так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.

Цифровой материал в тексте представляют в виде таблиц. Нумерация таблиц осуществляется арабскими цифрами и является сквозной для всего текста проекта.

Название (заголовок) таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире. Название таблицы пишут с прописной буквы, не подчеркивая. Заголовки строк и граф пишут с прописной буквы; подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе. Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Построение таблицы приведено на рисунке 1.


Таблица 1 – (название таблицы)

Головка

Заголовок граф 1

Заголовок граф2

Подзаголовок граф 1.1

Подзаголовок граф 1.2

Подзаголовок граф 2.1

Подзаголовок граф 2.2

Строка (горизонтальный ряд) 1

Графа

(колонка)

Графа

(колонка)

Графа

(колонка)

Графа

(колонка)

Строка (горизонтальный ряд) 2

Графа

(колонка)

Графа

(колонка)

Графа

(колонка)

Графа

(колонка)


Рисунок 1 – Пример оформления таблицы


Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Если части таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку.

Если таблица располагается на одной странице, то нумеровать колонки таблицы нельзя, например:



Таблица 2 – Технологическая карта «Макароны с сыром»














При переносе части таблицы на другую страницу в первой части таблицы под головкой указывается нумерация колонок, на следующих страницах таблица начинается с нумерации колонок таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы, например «Продолжение таблицы 1», «Окончание таблицы 1».

При переносе таблицы с большим количеством строк и граф на странице, где приводится заголовок, должны помещаться головка таблицы и не меньше двух ее строк.

Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой, их надо разделять текстом (за исключением таблиц, приведенных в приложении). Таблицы, как и иллюстрации, располагают так, чтобы их можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Графу «№ п/п» в таблицу не включают.


Таблица 3 – Построение чертежа прямой юбки

Наименование

Наименование

Наименование

Наименование

1

2

3

4










Продолжение таблицы 3

Наименование

Наименование

Наименование

Наименование

1

2

3

4










Окончание таблицы 3

Наименование

Наименование

Наименование

Наименование

1

2

3

4










Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице. В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей и период времени, к которому относятся данные. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы, если в одной и той же единице (например: в мм), то сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Содержимое таблиц, как и их заголовки, набираются шрифтом 12-го кегля.

Межстрочный интервал при оформлении иллюстративного материала (таблицы, заголовки рисунков) – одинарный.

4.6. Оформление ссылок. В тексте проекта могут быть ссылки на ее структурные элементы, входящие в нее таблицы, рисунки, формулы, приложения, указанные в списке использованных источников материалы и др. При этом указываются их порядковые номера (если имеются), а ссылки на номера использованных источников заключаются в квадратные скобки, например: (… в главе 4; (… по п. 3.3); (… в подпараграфе 2.3.4, перечисление 3); (… по формуле (3)); (… в уравнении (2)); (… в таблице 3); (… на рисунке 8); (… в приложении В); (Аксенов П.Н [3]).

Если в проекте одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылках писать «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в уравнении», «в приложении».

При использовании материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов также необходимо делать соответствующие ссылки.

Ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах одной страницы. На каждой следующей странице нумерация должна начинаться с единицы. Перенос примечаний на другую страницу, а также сведение ссылок со сквозной нумерацией в общий список в конце проекта не допускается.


5. ОФОРМЛЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА


5.1. Демонстрационная часть является обязательной составляющей проекта. Она должна отражать основные результаты работы и наглядно подтверждать изложенный в текстовой части материал. Состав и содержание демонстрационной части проекта в каждом отдельном случае определяется руководителем проекта.

5.2. Демонстрационная часть проекта может быть представлена в виде презентаций, схем, рисунков, графиков, диаграмм, гистограмм, таблиц, чертежей, карт и др. В качестве элемента демонстрационной части может выступать изготовленный учеником раздаточный материал: рекламки, буклеты, фотографии и др.

5.3. Демонстрационная часть проекта выполняется на бумажном носителе формата А1. Допускается использование фотоносителей, демонстрируемых с помощью технических средств (мультимедиа, персональный компьютер и др.).

Наглядные демонстрационные документы на бумажных носителях могут быть выполнены вручную карандашом, черной тушью (маркером) и т.д.

Оформление наглядных графических документов проекта должно соответствовать общим требованиям к выполнению графических документов и обеспечивать их ясность и удобство чтения. При выполнении наглядных графических документов необходимо применять условные графические обозначения. При использовании дополнительных графических обозначений должны быть приведены соответствующие пояснения.

В текстовых надписях на чертежах не должно быть сокращений слов. Таблицы и текст на поле чертежа располагают параллельно основной надписи. Между текстовой частью и основной надписью не допускается помещать изображения, таблицы и т.п.


          1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • ГОСТ 2.105–95. Общие требования к текстовым документам. Введ. 01.07.95. М.: Изд-во стандартов, 1995. 20 с. (Единая система конструкторской документации).

  • ГОСТ 7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Введ. 01.01.86. М.: Изд-во стандартов, 1987. 72 с.

  • Методические рекомендации по подготовке научной и учебной литературы к печати/Сост. В. Т. Бакиров, С. И. Калинкина, Е. Д. Колегова и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 38 с.






11


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Полупроводниковые приборы. Диоды"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: