МКОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»
г.Исилькуля Омской области
Обобщение опыта по теме
«Использование метода проектов в технологическом образовании лицеистов»
Подготовила
учитель технологии высшей категории Рябикова Татьяна Владимировна
г. Исилькуль
2013
Слайд 1 Обобщение опыта по теме «Использование метода проектов в технологическом образовании лицеистов»
Слайд 2 История метода проектов
«Метод проектов» возник еще в начале прошлого столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике».
Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов»
Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»
Слайд 3 Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.
«Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.…
«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»
Слайд 4 «Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)».
Слайд 5 “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов
Типология проектов Слайд 6
Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:
1. Деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта».
«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным)
Обучение технологии открывает широкую возможность для комплексного использования метода проектов. Этот метод создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
Проектом — называют реалистический замысел о желаемом будущем. В технологии это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
Результаты этой деятельности поэтапно материализуются, т.е. фиксируются в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, ее экономической, экологической целесообразности, изготовления эскизов, чертежей, технологических карт, планов, схем и т.д. Важно, чтобы они были реальными, т.е. теоретическая проблема завершается ее конкретным решением. Совокупность всех рабочих и уточненных материалов, включая готовое изделие, и составляет проект учебно-производственной деятельности учащихся, по которому оценивается уровень их общетрудовой подготовки.
Этапы работы над проектом (возможные варианты описания) Слайд 7
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.
Поисковый этап.
Поиск и анализ проблемы.
Выбор темы проекта.
Планирование проектной деятельности по этапам.
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап.
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
1.2 выбор технологии изготовления
1.3 экономическая оценка,
1.4. экологическая экспертиза.
2. Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап.
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
2. Выполнение запланированных технологических операций.
3. Текущий контроль качества.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)»
«Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта.
Слайд 8 Защита проекта – одно из трех заданий на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии. И поэтому особое внимание, я уделяю подготовке проекта. Школьный тур олимпиады позволяет увидеть идею проекта, оценить творческий потенциал ученика и спланировать дальнейшую работу над проектом. Вместе с учеником мы тщательно отрабатываем презентацию проекта, куда входит содержание выступления, качественный эстетичный вид изделия, компьютерная поддержка презентации, а также провожу занятия по обучению учащихся публичному выступлению.
На уроках и во внеурочное время, работая с различными источниками: книгами, журналами и Интернет-ресурсами, у девочек появляется стимул, узнать о чем-то подробнее. Так возникают идеи разработки проектов по оформлению интерьера квартиры, кабинета. Готовясь к праздникам, я предлагаю девочкам сделать своими руками эксклюзивные подарки в технике декупаж , бисероплетения, соломоплетения. Иногда тему проекта подсказывает сама жизнь: день рождения родных и близких, заказ администрации школы на пошив ламбрекена или администрации города (на выполнение декоративных тарелок в технике декупаж для культурно-спортивного праздника «Королева спорта» Исилькуль-2009).
Слайд 9 Для муниципального тура олимпиады нами разработаны различные проекты.
Слайд 10 Используя современные швейные машины, девочки шьют платья и туники из трикотажных полотен
Слайд 11 Техника декупаж очень популярна у нас в лицее. Девочки выполняют декоративные тарелки по различной тематике. Большую помощь мне оказывает рабочий лицея Сацук Александр Андреевич в изготовлении шкатулок самых разнообразных форм.
Слайд 12 Ежегодно в знак памяти о первом лицее страны в октябре у нас проходит лицейский бал. На этом балу принято быть в вечерних платьях, а так как сейчас платье стоит дорого, девочки решили вечерние наряды сшить самостоятельно. Татьяна сшила черное платье и связала крючком болеро. Венера сшила корсет.
Слайд 13 За последние годы Исилькуль очень сильно изменился. Гости, приезжающие к нам из ближнего и дальнего зарубежья, не всегда узнают наш город. Гости, уезжая, хотят оставить себе на память частичку родины. И Маша Новикова решила дарить своим гостям декоративные тарелки с видами Исилькуля.
На региональном туре олимпиады были представлены следующие проекты Слайд 14
Слайд 15 Махватова Елена подготовила проект «Шкатулки», выполненные в технике декупаж.
Слайд 16 Перова Даша считает, что ухаживать за ногтями можно и без посторонней помощи. Аналогичные средства, которые использует мастер, можно купить самой и также заботиться о ногтях. Рисунки и мотивы для декора ей подсказывает фантазия. Я такой техникой не владею, поэтому организовала ей встречу с мастером по маникюру. И она научила ее рисовать акриловыми красками. Слайд 17 « Нейл-арт»,
Даша выполнила образцы росписи ногтей, которые, я использую во время проведения урока по теме «Уход за ногтями»
Слайд 18 Декоративные тарелки в технике декупаж для культурно-спортивного праздника «Королева спорта» Исилькуль-2009 выполнили Перова Даша и Квасова Оля
Слайд 19 Проект «Вышивки в интерьере» представила Регер Анастасия.
Слайд 20 Храмова Венера написала проект по озеленению пришкольного участка и ей доверили создание «Альпийской горки».
Слайд 21 Ламбрекен для кабинета технологии изготовила Регер Настя.
Слайд 22 Проект «Бабочки Омской области» выполнила Погребняк Татьяна, ученица 10б класса.
Слайд 23 Платья для школьного хореографического коллектива, выполненные в технике батик Выполнила Храмова Венера, ученица 11 а класса
Слайд 24 Проект «Разностилевая одежда в гардеробе старшеклассницы »
выполнила Пурвиньш Яна, ученица 9а класса.
Слайд 25 Проект «Шить или не шить дизайнерские копии» выполнила Курникова Анастасия, ученица 10а класса.
Слайд26 Проект «Изделия, выполненные в технике «Пейп-арт» представила Кукленко Кристина, ученица 9б класса, и к сожалению заняла обидное второе место.
Слайд 27 Платья в гардеробе старшеклассницы Автор проекта: Пурвиньш Яна, ученица 10а класса. Как дополнение к школьному платью были представлены воротнички, выполненные в технике «Крези-вул» . И эта работа тоже заняла обидное второе место.
Слайд28 Для заключительного тура олимпиады мы подготовили следующие проекты.
Слайд 29 Проект «Подарки, изготовленные своими руками», Гааг Юля выполнила в технике декупаж. Это первый наш опыт в освоении этой техники и он стал удачным.
Слайд 30 Проект «Золотой петушок» разработала Стегасова Наталья. Эта работа украсит стены в ее гостиной. До этого она участвовала в различных выставках и конкурсах c поделкам из соломки. Неоднократно становилась лауреатом.
Слайд 31 Проект «Штора для примерочной кабины» Гааг Юля представляла на заключительном туре олимпиады 2010 года и стала призером. Штора украшена вышивкой. По цветовой гамме она сочетается с мебелью и является наглядным пособием при обучении различным способам вышивки крестиком: на ткани на удаляемой канве, на канве, имитация вышивки с помощью декупажа.
Слайд 32 В 2011 г. Гааг Юля представила проект «Платье для выпускного бала c декоративной отделкой, выполненной в технике фриволите»» и стала победителем. Сейчас она учится в Омском институте Сервиса, куда была принята вне конкурса.
Слайд 33 Отделка, выполненная в технике фриволите.
Результатом системной работы с учащимися лицея являются ежегодные победы в олимпиадах по технологии на муниципальном, региональном и заключительном этапах.Слайд 34
Муниципальный этап | Региональный этап | Заключительный этап | ||||
участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | |
2008-09 | 7 | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 |
2009-10 | 11 | 9 | 5 | 3 | 1 | 1 |
2010-11 | 9 | 7 | 1 |
| 1 | 1 |
2011-12 | 9 | 6 | 3 |
|
|
|
2012-13 | 13 | 13 | 4 | 2 |
|
|
Слайд 35 Мы впервые приняли участие в областном интерактивном проекте «Волшебный наперсток». Это новый вид проекта. Мы с Натальей Николаевной Акуленко предложили девочкам 5-8 классов принять участие в нем. Заинтересованность проявили несколько человек, так появилась команда. Придумали название и девиз команды. Распределили роли между участниками команды по выполнению проекта: одни писали стихи, другие чертили схемы, рисовали эскизы и шили изделия в лоскутной технике.
Проект проводился в год учителя под девизом: «Подарок любимому учителю». В итоге наша команда «Сударушки» стала победителем и получила диплом I степени.
Разнообразные приемы и методы работы с одаренными детьми, ежедневный поиск новых техник, применение современных технологий, саморазвитие учителя – залог успеха детей. Но главным и важным звеном в этой системе остаётся ищущий, креативный учитель. Пока он «горит», будут «гореть» и дети!
Слайд 36 Желаю здоровья, счастья, терпения, талантливых и благодарных учеников.
Слайд 37 Список использованной литературы
1. Метод проектов в образовательной области «Технология». Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
2. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилен, 2001. — с. 121-141.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Фото автора
7