Образовательная программа конструирования и моделирования одежды «Школьный театр моды «Волшебница»


Муниципальное образовательное учреждение Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2


















Образовательная программа

конструирования и моделирования одежды


Школьный театр мод

«Волшебница»



Учителя технологии Т.С.Овчаренко




















г. Тарко-Сале, 2010

Пояснительная записка


1. Общая характеристика

Природа распорядилась таким образом, что с первых дней жизни девочки тянутся к красивым вещам, ярким нарядам, украшениям. Они внимательно наблюдают за тем, как надевает мама свой новый наряд, подбирает сумочку или туфли, затем стремятся проследить за изменением внешности своих сверстниц, обсудить с подружкой тенденции новой моды, создать свой неповторимый индивидуальный стиль. И, вот уже они появляются в блистательных нарядах, в обществе светских дам, выходят на подиум «высокой моды».

В связи с тем, что молодежь районов севера достаточно удалена от контактов со сверстниками, живущими в больших городах и мегаполисах, у них складывается стереотипное отношение к внешности, костюму, манерам и поведению, в основном, из данных телевидения и журналов. Хотелось бы, чтобы наша молодежь могла уметь преподнести свое «Я», оставаясь самим собой, стать частью мыслящего современного общества и, одновременно, абсолютно отличаться от других людей. Востребованными становятся кружки художественного творчества, которые помогают раскрывать творческие возможности учащихся.

Школьный театр мод «Волшебница» действует в рамках одного учебного заведения с 1996 года. На счету его воспитанниц большое количество коллекций одежды, участия и победы в конкурсах. Для занятий в кружке рекомендовано приглашать учащихся с 5 класса. В этом возрасте (11 лет), дети активно откликаются на предложение «Давайте с вами попробуем сделать что-либо», с удовольствием начинают сложную, но незнакомую им работу. При постоянном сотрудничестве учителя-консультанта, создают удивительные одежды, вкладывая в них смелые идеи, над которыми учителю, подчас, приходится продумывать новый алгоритм действий, вместе с учащимися изменять или придумывать новую технологию обработки материалов.

Программа работы кружка «Конструирование и моделирование одежды» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить для своего развития и взросления.

Программа раскрывает принципы организации и проведения занятий кружка, направленные на развитие творческой активности учащихся. Освещены основные формы эстетического и художественного воспитания на занятиях, а также вопросы культуры одежды, нравственности, отношения к вещизму.

Большое внимание уделено основам моделирования и композиции одежды. Показаны основные способы и приёмы технического моделирования. При разработке конкретных моделей учитываются утилитарные и эстетические требования, предъявляемые к современной молодёжной одежде. Рассмотрены также средства композиции, используемые в процессе создания модели. Раскрыты основные свойства современных материалов – их структура и физико-механические свойства, влияющие на технологию изготовления одежды.

2. Оригинальность, новизна, границы применения

Данная разработка является оригинальной для школы, прежде всего тем, что она позволяет раскрыть и развивает творческие способности учащихся к моделированию одежды. В время заметно вырос интерес к выработке индивидуального стиля у современного человека. Это не удивительно: несмотря на то, что каждый из нас утверждается в этой жизни «по уму», встречают нас по одёжке и, благодаря ней же, воспринимают как людей, требовательных, прежде всего к себе, а, следовательно, и к делу. Индивидуальный стиль человека говорит об отношении его к окружающим, доверительно располагает к себе.

От того, как мы выглядим, зависит атмосфера нашего быта. Наша душа должна соприкасаться с уютным для неё миром. Значит, создавая одежду для себя, учащиеся следуют некоторым принципам, относительно костюма. Они изучают свои намерения в деятельности, интересы свободной жизни, внимательно подбирают необходимые конструктивные и декоративные линии одежды, определяют оптимально подходящие цвета и тона, а по необходимости их сочетания. Определяют границы применения одежды: это повседневная одежда, сценический или подиумный костюм, эксклюзивная модель для особых случаев или сложная художественная разработка с декоративной отделкой.

Новизна программы заключается в связи познания истории и направлений стилей одежды художественным творчеством разработки новых линий и эксклюзивных моделей. В программе комплексно и последовательно изучаются исторические течения изменения европейской моды, а также особенности композиции современного костюма. В программу входит обучение искусству создания рисунка (эскиза) костюма, владение навыками составления конструктивных и декоративных линий, цветовых соотношений элементов одежды. Тематика программы помогает учащимся приблизиться к возможности профессионального мышления в моделировании одежды, приобщить их к миру искусства создания красоты и культуры внешнего облика человека. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Характер построения программы изготовления одежды позволяет обращаться к другим видам искусства (музыке, хореографии, рисованию, черчению, математике), создавая новые образы. Методическая система обучения технического и художественного конструирования одежды дает возможность использовать полученные знания при создании разных видов одежды – это способствует в комплексе формированию художественно-эстетической воспитанности личности учащегося, что является педагогической целесообразностью программы.

Актуальность программы заложена в самом названии – «Театр мод». Школа является незыблемым исполнителем преподавания рекомендованных программ технологии пошива и основ начального конструирования. Получая новые знания о секретах красоты одежды, воспитанники испытывают положительные эмоции, учатся видеть прекрасное, чувствовать меру допустимого в декоре одежды, осознанно относиться к искусству создания костюма. Дети обучаются не только придумывать и воплощать свои идеи, но и представлять их на публике в показах моделей одежды, участвовать в конкурсах. Программа является комплексной и интегрированной.

Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся, опираясь на теоретические знания, полученные при изучении истории костюма, смогли овладеть всем комплексом знаний по композиции, пропорциональному соотношению частей, цветовому решению.

В основу содержания и методов реализации программы положен педагогический принцип: систематичность и последовательность развития у детей способности восприятия эстетического образа, разработку и создание собственных эксклюзивных моделей.

3. Формы и режим занятий


Технология художественного конструирования одежды находится на том пике популярности, который определяет современную моду костюма в одном из важных приоритетов жизни. Учитывая, что технология — наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека, обучение школьников технологии преобразования швейных материалов – подвигать их к планированию самостоятельного будущего.



Программа направлена на обучение детей с 11 до 14 лет. Группы 1 года обучения формируются по желанию учащихся, не имеющих специальной подготовки. 2 год обучения предусматривает плановый набор. Эти группы являются профильными и состав не меняется.

Предусматривается изучение этой области с V по VIII класс в объёме 612 часов в течение 2-х лет:

Творческое развитие учащихся в рамках системы свободного конструирования и моделирования одежды позволяет приобрести специальные знания и умения, а также обеспечит интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Уделяется внимание политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности. Учащиеся ознакамливаются с качественным выполнением работ и готовности к самообразованию.

Учитывая уровневую специфику классов выстроена система учебных занятий, поставлены цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что составлено в схематической форме ниже. Программа разработана в соответствии с допустимой нагрузкой учащихся по СанПИНу (Санитарным правилам и инструкциям).


4. Сроки реализации

В школьном театре мод «Волшебница» три группы учащихся разного возраста. Рассчитана на 2 года обучения.

Первый год обучения – 306 часов. Учащиеся 5 и 6 классов:

  • 5 класс — 153 часа;

  • 6 класс – 153 часа.

Формирование способности видеть отличительные особенности одежды Древнего мира, понимать значимость и принадлежность одежды для человека, научиться создавать несложные модели одежды для себя, представляя свой художественный замысел в общей картине стиля. Приобщение учащихся к миру творческого мышления, опыту человечества в совершенствовании костюма.

Второй год обучения – 306 часов. Учащиеся 7 и 8 классов.

  • 7 класс – 153 часа;

  • 8 класс — 153 часа.

Совершенствование знаний в области художественного и технического моделирования. Активизация познавательной и творческой деятельности, углубление знаний о стилях европейской моды и русского костюма. Работа с пропорциями, конструктивными и декоративными линиями костюма. Формирование художественного вкуса, развитие фантазии и воображения.


5. Цели организации работы кружка «Театр мод. Конструирование и моделирование одежды» в школе:

  • Работа кружка художественного творчества должна проходить во внеурочное время;

  • Формировать у учащихся качество творческого мышления, легко и активно действовать в новых социально-экономических условиях, создавать новые виды изделий и определять их реализацию:

  • — выдвигать идеи и разрабатывать эскизы новых видов одежды;

  • — самостоятельно разрабатывать и моделировать конструкцию одежды;

  • — находить и использовать необходимую информацию;

  • — выдвигать идеи решения возникающих технологических задач задач;

  • — планировать, организовывать и выполнять работу;

  • — оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции;

  • — учиться представлять свою модель обществу;

  • — работать над хореографией пластичностью движений во время представления одежды;

  • уметь описать технологию изготовления изделия, представить защиту модели.

  • Формировать знания и умения использования технологии преобразования материалов, оборудования и информации в конечную модель;

  • Формировать творческого отношения к созданию собственного стиля, разработке эксклюзивных моделей одежды;

  • Развивать качеств личности, стремящиеся к способности профессионально адаптироваться в новых социально-экономических условиях.

6. Задачи, необходимые для достижения этих целей

Обучающие:

  • овладение основами знаний об одежде исторического периода;

  • овладение основами знаний истории одежды европейского стиля;

  • приобщение к знаниям об одежде русского национального костюма;

  • формирование знаний художественного и технического конструирования, моделирования одежды и экологической культуры применения материалов;

  • использование в качестве объектов труда изделий, оформленных с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства;

  • привитие элементарных знаний и умений по уходу за тканями разных фактур;

  • обучение учащихся пластичности во время представления изготовленного изделия;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • формирование основных понятий рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к искусству создания костюма;

  • воспитание аккуратности и настойчивости в работе;

  • воспитание чувства гордости, любви и бережного отношения к русской национальной культуре и искусства Родины;

  • формирование художественного вкуса, способности видеть и чувствовать красоту и гармонию, эстетически её оценивать и создавать собственные творческие работы.

Развивающие:

  • развитие эстетических чувств и художественной инициативы ребёнка;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи;

  • развитие творческих способностей, пространственного мышления, образного восприятия и воображения;

  • ознакомление с основами мира моды и дизайна;

  • ознакомление с современным производством одежды;

  • обеспечение учащихся возможности самопознания, изучения мира профессий дизайна и производства одежды;

  • оказание помощи в профессиональных пробах с целью профессионального самоопределения учащимся, имеющим высокую мотивацию к моделированию, конструированию и технологии пошива.

Задачи раздела «Конструирование и моделирование»:

  • научить учащихся видеть в одежде уникальность и оригинальность и принадлежность эпохе, различать стили и гармонию конструкторского решения;

  • воспитать чувство восторга при изучении особенностей линий и цветового решения костюма;

  • сформировать отношение к мастерской создания моделей и театру мод как к возможности воплощения своих идей и реализации творческих способностей, данных природой.

Задачи раздела « Характеристика материалов»:

  • научить определять структуру ткани, физико-механические свойства;

  • сформировать знания о видах ткани, видах расцветки;

  • воспитывать необходимость подбора ниток в соответствии с типом ткани, её толщиной, цветом и необходимой отделке.

Задачи раздела «Основы пошива одежды»:

  • сформировать знания, умения и навыки, осознанность выбора оптимальных технологий для создания художественных образов;

  • обогатить опыт художественно-творческой деятельности детей на основе освоения разнообразных технологий и применения в работе простых и сложных фактур материалов, а также их отделки.

Задачи раздела «Декорирование одежды»:

  • научить учащихся применению и использованию имеющихся материалов для декоративной отделки; подбирать необходимые материалы, запланированные при художественном моделировании и в соответствии с обрабатываемыми материалами;

  • воспитывать чувство меры при декоративном оформлении модели, соблюдению гармонии в костюме;

  • приучать к необходимости включения элементов декора во все виды одежды.


Задачи раздела «Представление художественного образа»:

  • научить правильно подбирать музыкальное сопровождение к демонстрации модели, пластично и уверено держаться на подиуме во время показа модели, объяснить особенности своей модели и её значимость.


7. Использование технологий

Для успешного достижения цели и выполнения задач программы используются следующие ТЕХНОЛОГИИ:

  • Проблемного обучения — используя поисковый метод: самостоятельное решение задачи учениками (предлагается определённый стиль для моделирования, дети разрабатывают новую опытную модель, применяя линии , свойственные стилю);

  • Развивающего обучения — применяется метод вовлечения в различные виды деятельности (учащиеся определяют место прохождения конструктивной линии в чертеже: отмеряя величину на фигуре человека, откладывают её на конструкции чертежа; подбирают оптимальные швы для изготовления изделия);

  • Дифференцированного обучения – применяется метод индивидуального обучения (каждая из учащихся создаёт эксклюзивную модель);

  • Активного обучения – учащиеся стараются выбрать для изготовления самые сложные (для них) модели, используя новые виды обработки и декорирования, принимают участие в конкурсах, выставках, показах моделей одежды;

  • Научно-информационное обучение – дети обучаются работе с технической литературой: обучившись поузловой обработке и работе с основными материалами, они применяют знания в новых ситуациях. Изучают рекомендации обработки в статьях популярных журналов.




8. Методы обучения

    • словесно — наглядный: при работе с новым материалом используется метод беседы, лекции, иллюстративный метод, слайды, а также схемы, чертежи и модели;

    • репродуктивный: учащиеся изготавливают модель по выкройку, изменяя её параметры;

    • проблемно-поисковый: изготовление моделей по эскизу, по собственным чертежам.

Методы воспитания:

  • беседы;

  • экскурсии в краеведческий музей;

  • участие в показах моделей одежды;

  • участие в выставках;

  • разработка семинаров по обмену опыта среди учащихся.

Программа строится с учётом возрастных особенностей, наглядности, доступности, результативности.



9. Результат формирования личности при обучении в кружке конструирования и моделирования одежды:

  • формируются интересы, выявляются склонности и способности, развиваются таланты творческих учащихся;

  • развивается заинтересованное отношение к моде как части общечеловеческой культуры;

  • приобретается самостоятельность получения новых знаний и практических умений;

  • появляется готовность к выбору профессии в соответствии с собственными интересами, способностями и возможностями;

  • определяется мотивация технологической деятельности учащихся на основе личностно ориентированного подхода;

  • учащиеся познают и применяют в жизни технологию пошива одежды народов России; знакомятся с культурой костюма народов мира;

  • формируется ценностное отношений друг к другу, преподавателям, художникам-модельерам, конструкторам, дизайнерам.



10. Прогнозируемая результативность и ожидаемые результаты

После 1-го года обучения:

  • Учащиеся умеют строить несложную конструкцию чертежа на индивидуальную фигуру.

  • Умеют создавать эскиз по несложному заданию.

  • Знают стили Древнего мира, устанавливают отличия между стилями современной одежды.

  • Знают принципы обработки основных узлов лёгкой одежды.

  • Знают принципы соединения деталей и обработки несложной модели одежды из лоскута.

  • Владеют навыками работы с отделочными строчками.

  • Представляют своё изделие на показе моделей.

  • Умеют перемещаться по подиуму, учитывая принципы сценического движения.

После 2-го года занятий:

  • Применяя схемы стилей, отличают конструктивные и декоративные линии в костюме.

  • Знают назначение и применение одежды.

  • Отличают особенности русского национального костюма по регионам.

  • Знает назначение и умеет правильно пользоваться швейной машиной.

  • Знают основные виды соединительных, краевых и декоративных швов.

  • Имеют элементарное представление о цепочке: художественное моделирование, конструкция базового чертежа, графическое моделирование, лекала выкройки, крой, модель.

  • Знают правила представления своей модели.

  • Могут представить характеристику своей модели.

  • Принимают участие в конкурсах и показах моделей в рамках не ниже районного масштаба.


11. Формы подведения итогов реализации программы:

— выставка моделей в школе;

— презентация личных достижений в виде проекта;

— участие в конкурсах;

— участие в показах моделей;

— портфолио учащихся;

— рабочие тетради;

— диагностика: наблюдение, беседы с родителями, отзывы

других педагогов, анкетирование, анализ творческих работ.


12. В программе выделены основные разделы:

Раздел 1 «Конструирование и моделирование одежды»

    1. Одежда исторического периода;

    2. История одежды европейского стиля;

    3. Особенности русского костюма;

    4. Основы моделирования одежды;

    5. Конструирование одежды;

    6. Разработка конструкций одежды с использованием приёмов технического моделирования;

Раздел 2 «Характеристика материалов»

    1. Структура материалов;

    2. Свойства материалов;

    3. Цвет и оформление материалов;

    4. Швейные нитки.

Раздел 3 «Основы пошива одежды»

    1. Технология обработки узлов и деталей одежды;

    2. Пошив одежды в стиле пэчворк;

Раздел 4 «Декорирование одежды»

    1. Виды декоративно-художественного оформления изделий;

Раздел 5 «Представление художественного образа»

    1. Гармония костюма;

    2. Сценическое движение на подиуме


13. Оснащение и материалы

  • Карандаш, линейка, угольник, лента сантиметровая, бумага для чертежа.

  • Ножницы, иглы, булавки английские, игольница, напёрсток, мелок портновский.

  • Ткани разных фактур и цветов, вспомогательные материалы.

  • Нитки швейные разных цветов, нитки мулине.

  • Ленты атласные, тесьма, сутаж, шнур, кружево.



14. Планирование


I. Учебно-тематический план первой ступени обучения


Название темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2

1

1

2

Одежда исторического периода

2

1

1

3

Основы моделирования одежды

4

2

2

4

Конструирование лёгкой одежды

6

2

4

5

Использование приёмов художественного и технического моделирования

4

2

2

6

Характеристика натуральных материалов

6

4

2

7

Технология обработки узлов и деталей одежды

76

20

56

8

Пошив одежды из лоскута

8

3

5

9

Виды декоративно-художественного оформления изделий

8

3

5

10

Гармония костюма

4

2

2

11

Сценическое движение на подиуме

33

10

23


ИТОГО:

153

50

103


П- I. Содержание программы первого года обучения


I. Вводное занятие: знакомство с направлением работы театра мод «Волшебница»; выбор целей и постановка основных задач на учебный год; инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.

II. Одежда исторического периода: ознакомление с особенностями одежды народов Древнего мира: Египта, Греции, Рима, Китая.

Основные понятия: косынка, фартук, тога, туника, пенула, воротник-мандарин, парча, шёлковое шитьё.

Практические работы: определение основных отличий греческого и римского костюмов; определение основных отличий костюма знатного гражданина, ремесленника и раба в Древнем Египте; определить особенности деталей и отделки костюма Древнего Китая.


III. Основы моделирования одежды: стиль и мода (спортивный, классический деловой, романтический, городской, домашний); средства композиции одежды (зрительные иллюзии, цвет в одежде, конструктивные и декоративные линии, рекомендации по проведению практических занятий).

Основные понятия: стиль, мода, классика, романтичность, средства композиции, сочетание цвета.

Практические работы: подбор стиля и элементов костюма на фигуру по заданному шаблону; подбор цвета одежды на фигуру по заданному шаблону; создание эскиза модели.


IV. Конструирование лёгкой одежды: общие сведения о конструировании одежды; определение размерных признаков, правила измерения фигуры; прибавки на свободное облегание, используемые при конструировании одежды; конструирование плечевых изделий (построение чертежа основы конструкции платья с втачными рукавами; построение чертежа основы втачного рукава).

Основные понятия: конструирование, плечевое изделие, цельнокроеная конструкция, отрезной рукав, силуэт (приталенный, прямой, расширенный, расклешённый).

Практические работы: снятие мерок с фигуры человека, учитывая свободность облегания конструкции; построение чертежа конструкции с учётом прибавок на свободу облегания.

V. Использование приёмов художественного и технического моделирования: элементы технического моделирования, перенос плечевой линии вытачки в нагрудную, перенос линии проймы; разработка конструкций различных моделей с конической основой нижней части платья.

Основные понятия: техническое моделирование, шаблонное моделирование.

Практические работы: перенос вытачки шаблонным методом моделирования; занижение и завышение линии талии шаблонным методом моделирования; шаблонное моделирование рукава типа «фонарик»; нанесение новых декоративных линий на конструкцию чертежа в соответствии с эскизом модели.


VI. Характеристика натуральных материалов: структура материалов с простейшим переплетением); физико-механические свойства натуральных материалов; цвет и оформление материалов; соответствие номера нитей и ткани.

Основные понятия: переплетение нитей, плотность ткани, свойства ткани (физические, технологические, механические); усадка материалов; классификация нитей.

Практические работы: определение структуры натуральных материалов при рассмотрении под увеличительным стеклом и в соответствии со схемой; определение свойств ткани при лабораторном исследовании; подбор материалов для предложенных моделей в эскизах; подбор ниток к ткани.


VII. Технология обработки узлов и деталей одежды: обработка карманов, обработка застёжек с применением тесьмы «молния», обработка горловины в изделиях без воротника, обработка декоративных элементов в одежде, обработка верхнего среза в брюках, пошив платья и юбок различного кроя и формы.

Основные понятия: соединение деталей, обработка края, декоративная отделка, создание формы, влажно-тепловая обработка, посадка по фигуре, осноровка.

Практические работы: подготовка изделия к обработке (копирование линий, смётывание, дублирование); проведение примерки и устранение недочётов; соединение деталей постоянной строчной; обработка края на краеобмёточной машине; обработка края швами краевого назначения; влажно-тепловая обработка; декоративная отделка изделия (применение декоративных строчек, настрачивание отделки, пришивание элементов декора и фурнитуры)


VIII. Пошив одежды из лоскута: платье, шляпка, сумка и другие изделия. Принципы выкраивания деталей по заготовленным шаблонам, технология соединения деталей кроя, особенности влажно-тепловой обработки.

Основные понятия: пэчворк, лоскутная пластика.

Практические работы: раскрой деталей шаблонным методом; соединение деталей ручными стежками; соединение деталей машинной строчкой; влажно-тепловая обработка швов.


IX. Виды декоративно-художественного оформления изделий: некоторые виды отделки изделий (настрачивание ленты, кружев, прокладывание декоративных строчек), простейшие виды ручной вышивки на изделии (тамбурные, стебельчатые швы, крест), аппликации (наклеивание, пришивание, настрачивание простых геометрических форм).

Основные понятия: декоративные строчки, аппликация, вышивка.

Практические работы: прокладывание декоративных строчек, настрачивание кружев и ленты, отделка изделия аппликацией, вышивание элемента на изделии.


X. Гармония костюма: соответствие элементов одежды и аксессуаров, подбор обуви к костюму, выбор дополнительных элементов.

Основные понятия: гармония цвета, гармония элементов, стиль, соответствие модели.

Практические работы: подбор костюма из предложенных элементов одежды и аксессуаров; подбор элементов для замены в костюме.


XI. Сценическое движение на подиуме: движение под музыкальное сопровождение; пластика движений на подиуме; правила поведения на подиуме, во время конкурсов, умение объяснить особенности своей модели и её значимость.

Основные понятия: музыка в костюме, подиум, сценическое движение, пластика движения, представление образа, выделение основы модели

Практические работы: движение на подиуме под музыкальное сопровождение; отработка сценического движения на подиуме; работа с пластикой движений; отработка шага; отработка представления модели; отработка представления образа; защита модели и её значимости.


































II. Учебно-тематический план второй ступени обучения


Название темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2

1

1

2

История одежды европейского стиля

2

1

1

3

Особенности русского костюма

2

1

1

4

Основы моделирования лёгкой и верхней одежды

4

2

2

5

Конструирование одежды

6

2

4

6

Разработка конструкций одежды с использованием приёмов художественного и технического моделирования

4

2

2

7

Характеристика сложных материалов

4

2

2

8

Технология обработки узлов и деталей одежды

76

20

56

9

Пошив одежды в стиле пэчворк

8

3

5

10

Декоративно-художественное оформление одежды

8

3

5

11

Гармония костюма и внешности

4

2

2

12

Сценодвижение

33

10

23


ИТОГО

153

50

103


П-II. Содержание программы второго года обучения


I. Вводное занятие: выбор целей и постановка основных задач на учебный год; определение стиля; инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.


II. История одежды европейского стиля: знакомство и детальное изучение стилей эпох: готического , барокко, рококо, ампир, ренессанс, модерн, ретро.

Основные понятия: шлейф, вертюгадо, втачной рукав, «испанская мода», турнюр, костюм, карман, цилиндр, «котелок», мини.

Практические работы: определение особенностей и отличий в костюме средних веков и в костюме эпохи Возрождения; определение основных особенностей моды стилей ампир и модерн; дать характеристику влияния моды 20-х и 30-х годов на моду последующей эпохи.


III. Особенности русского костюма: костюм народов средней полосы России, севера России, юга России, значимость панёвы, кокошников и накосников, характеристика кроя женской русской рубахи, особенности отделки верхней одежды.

Основные понятия: рубаха, сорочка, панёва, гашник, передник, душегрея, кокошник, корона, накосник.

Практические работы: определить основные отличия линий соединения деталей кроя в русской нижней рубахе; дать характеристику разновидностям женской панёвы.


IV. Основы моделирования лёгкой и верхней одежды одежды: стиль и мода (спортивный, классический деловой, романтический, городской, домашний); средства композиции одежды (зрительные иллюзии, соотношение пропорций в одежде, примеры ритмов в композиции одежды, цвет в одежде, конструктивные и декоративные линии, рекомендации по проведению практических занятий.

Основные понятия: ритм, пропорции, сочетание цвета.

Практические работы: построить схему торса женской фигуры на плотной бумаге с делением её на 8 равных частей – пропорциональное соотношение; определение визуального изменения фигуры при направлении в материалах полосы в горизонтальном и вертикальном направлениях; создание эскиза модели.


V. Конструирование одежды: общие сведения о конструировании одежды; общие сведения ою анатомии человека; определение размерных признаков и методы измерения фигуры; припуски, используемые при конструировании одежды; методика антропометрических обследований; методы конструирования (подготовка макетной ткани, наколка ткани; конструирование плечевых изделий, конструирование поясных изделий, конструкция основы некоторых видов воротников; конструирование поясных изделий.

Основные понятия: конструирование, размерные признаки, поясное изделие, плечевое изделие, цельнокроеная конструкция, отрезной рукав, силуэт (приталенный, полуприталенный, прямой, расширенный, расклешённый), основные конструктивные линии.

Практические работы: снятие мерок с фигуры человека, учитывая свободность облегания конструкции; построение чертежа конструкции с учётом прибавок на свободу облегания.


VI. Разработка конструкций одежды с использованием приёмов художественного и технического моделирования: элементы технического моделирования, перенос линии вытачки, линии проймы, линии талии, линии плеча; разработка конструкций различных моделей.

Основные понятия: техническое моделирование, шаблонное моделирование, графическое моделирование, лекала.

Практические работы: перенос вытачки методом графического моделирования; занижение и завышение линии талии методом графического моделирования; перенос линии плеча методом графического моделирования; нанесение новых конструктивных и декоративных линий на конструкцию чертежа в соответствии с эскизом модели.


VII. Характеристика сложных материалов: структура материалов; физико-механические свойства материалов; цвет и оформление материалов; швейные нитки.

Основные понятия: переплетение нитей, плотность ткани, свойства ткани (физические, технологические, механические); усадка материалов; жаккард, мулинирование, меланж, классификация нитей.

Практические работы: определение структуры материала при рассмотрении под увеличительным стеклом и в соответствии со схемой; определение свойств ткани при лабораторном исследовании; подбор материалов для предложенных моделей в эскизах; подбор ниток к ткани.


VIII. Технология обработки узлов и деталей одежды: обработка карманов, обработка застёжек с применением тесьмы «молния», обработка горловины в изделиях без воротника, обработка декоративных элементов в одежде, обработка верхнего среза в брюках, пошив платья и юбок различного кроя и формы.

Основные понятия: соединение деталей, обработка края, декоративная отделка, создание формы, влажно-тепловая обработка, посадка по фигуре, осноровка.

Практические работы: подготовка изделия к обработке (копирование линий, смётывание, дублирование); проведение примерки и устранение недочётов; соединение деталей постоянной строчной; обработка края на краеобмёточной машине; обработка края швами краевого назначения; влажно-тепловая обработка; декоративная отделка изделия (применение декоративных строчек, настрачивание отделки, пришивание элементов декора и фурнитуры)


IX. Пошив одежды в стиле пэчворк: куртка, жакет, платье, юбка, шляпка, сумка и другие изделия.

Основные понятия: пэчворк, лоскутная пластика.

Практические работы: раскрой деталей шаблонным методом по выкройке; соединение деталей ручными стежками; соединение деталей машинной строчкой; влажно-тепловая обработка швов; вышивание по готовым деталям пэчворка.


X. Декоративно-художественное оформление одежды: машинная вышивка и ручная вышивка на изделии, аппликации, вставка вязаных элементов; плетёные элементы в стиле макраме (пояса, жилеты и другие изделия).

Основные понятия: аппликация, вышивка, вязание, макраме, расшивание блёстками и стразами.

Практические работы: отделка изделия аппликацией, плетение и вязание элементов, вышивание элемента на изделии, расшивание изделия стразами, применение блёсток.


XI. Гармония костюма и внешности: соответствие одежды и аксессуаров, подбор обуви к костюму.

Основные понятия: гармония цвета, гармония элементов, стиль, соответствие модели.

Практические работы: подбор костюма из предложенных элементов одежды и аксессуаров; подбор элементов для замены в костюме.


XII. Работа с образом: подбор причёски в соответствии с эпохой или стилем; подбор аксессуаров в соответствии с цветом и конструктивными линиями модели; подготовка обуви, соответственно модели; подбор макияжа.

Основные понятия: образ, эпоха, макияж

Практические работы: создание причёски по заданию учителя к модели; изготовление аксессуара; оформление обуви (изменение внешнего вида за счёт декора, обшивания); наложение макияжа по заданию учителя.


XIII. Сценодвижение: подбор музыкального сопровождения демонстрации модели, пластика движений на подиуме, удержание формы тела в образе при демонстрации различных видов одежды, обуви и головных уборов, правила поведения на подиуме, во время конкурсов, умение объяснить особенности своей модели и её значимость.

Основные понятия: музыка в костюме, подиум, сценическое движение, пластика движения, представление образа, выделение основы модели

Практические работы: подбор музыкального сопровождения для всех моделей, изготовленных в группе; отработка сценического движения на подиуме; работа с пластикой движений; отработка шага; отработка представления модели; отработка представления образа; защита модели и её значимости.










XV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



Обучающие компьютерные программы:

  1. «Вышивание»;

  2. Corel Draw X3;



Компьютерные программы:

  1. «AutoCad» (рабочее окно программы должно быть настроено на выполнение конкретной задачи, зависящей от уровня подготовки ученика) – для изготовления чертежей, шаблонов, трехмерных моделей.

  2. www.LEKALA,info/


  1. «Фотошоп» — для редактирования отсканированных чертежей

  2. «PROMT» — для перевода на русский язык пояснений к иностранным чертежам и помощи используемых компьютерных программ.



Наглядные пособия:

  1. манекен;

  2. таблица швов в электронном варианте;

  3. виды вышивки в электронном варианте;

  4. виды вышивки в образцах;

  5. виды узловой обработки в электронном варианте;

  6. коллекция поухзловой обработке в образцах;

  7. последовательность обработки брюк на плакате;

  8. обработка рукавов на плакате.



Выкройки и лекала

  1. Лекала выкроек разных размеров (лиф, юбка, брюки).

  2. Шаблоны, подготовленные педагогом для предлагаемых работы с лоскутом.

  3. Лекала воротников разных видов.

Техническая документация

1. Инструкции по технике безопасности при работе в помещении объединения, при работе на станках, правила пожарной безопасности.

2. Инструкция пользования электроутюгом;

3. Инструкция пользования универсальной швейной машиной «Djanome».

4. Инструкция пользования краеобмёточной машиной «Djanome».


Материалы

Необходимые расходные материалы:

    1. Ткани натуральные: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные.

    2. Ткани искусственные (вискоза, триацетат).

    3. Ткани синтетические: лавсановые, нитроновые, Эластановые, капроновые.

4. Подкладочные ткани.

5. Дублирующие материалы: флизелин, дублерин.

6. Нитки х/б для ручных работ.

7. Нитки швейные для машинных работ.

8. Вспомогательные материалы (тесьма эластичная, тесьма-молния, фурнитура).

Оборудование, инструменты и приспособления:

  1. Машина швейная универсальная «Djanome».

  2. Машина краеобмёточная «Djanome».

  3. Утюг.

  4. колодки для влажно-тепловой обработки изделий.

  5. Гладильная доска.

  6. Манекен.

  7. Приспособления для швейной машины (лапки).

  8. Ножницы.

  9. Наборы игл.

  10. Напёрстки.

  11. Линейки.

  12. Линейки М 1:4.

  13. Угольники.

  14. Компьютер.

  15. Проектор.

  16. Экран.































Литература


1. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова и др. – 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.


2. Простейшая технология конструирования одежды. Учебное пособие с практикумом. Филимонова В.Н. – Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. 2000.


3. Кружок конструирования и моделирования одежды. Пособие для руководителей кружков шк. и внешк. Учреждений. Чижикова Л.П– М.: Просвещение, 1999.


4. Мешкова Е.В. Конструирование одежды: Учеб. пособие: — М.: Издательство Оникс, 2006.


5. Иллюстрированноек пособие по технологии легкой одежды: Учеб.пособие для учащихся профессиональных учебных заведений Труханова А.Т. – 2-е изд.,стер. М.: Высшая школа; Изд. Центр «Академия», 2001.


6. Изготовление женской верхней одежды: учебник для сред. ПТУ. Литвинова И.Н., Шахова Я.А.– М.: Легпромбытиздат, 1991.


7. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов. В 2 ч.: / Н.М.Копальцева, П.И.Рогов, Н.А. Крюуов. – М.: Издательство центр «Академия», 2007.


8. Практикум по производственному обучению профессии «Портной»: Учебное пособие для нач. и проф. образования / Т.В. Могузова, Н.Н. Байкова, Е.В. Тулупова, Е.В. Стрельцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


9. Русские обряды и традиции. Котова И.Н., Котова А.С., — СПб.: «Паритет», 2006.


10. Знакомьтесь с макраме.: Кн. для учащихся 4-8 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1990.


11. Вышивка. / Л.В. Сычёва.: Издание подготовлено учебно-производственным предприятием «Алфавит», г. Свердловск, 1991.


12. 100 рисунков для машинной вышивки. Л.Н. Переверзенцева.: Совместное издание Агентства «АИРИ», КООПЕРАТИВА «АРТ-сервис», ССД «МОЛИНТ».- М.:, 1991.



Методическая литература


1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

4. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000.


__________________________________

 

Свежие документы:  Урок технологии "Работа над бумагой. Аппликация. Торцевание. «Ландыш»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: