Открытый урок по технологии раздел «профессиональное самоопределение» «Путешествие в мир профессий»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-Юношеский Центр»

Калтанский городской округ Кемеровской области












Открытый урок по технологии

раздел «профессиональное самоопределение»



«Путешествие в мир профессий»











подготовила

педагог дополнительного образования

Кузнецова Татьяна Владимировна







п. Малиновка

2012

Тема: Основные этапы профессионального самоопределения.

Роль профессиональных проб в выборе профессии. Профессиограмма.

Цель: Ознакомление с понятиями «ценностные ориентации», «мотив выбора

профессии» с классификацией мотивов, с их значением в профессиональном самоопределении.

Раскрытие сущности понятий профессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Способствовать формированию практических навыков составления профессиограммы.

Задачи:

  • формировать знания о ценностных ориентациях и мотивах выбора профессии, профессиональных пробах.

  • научить составлять профессиограмму.

  • развивать интерес к трудовой деятельности, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации;

  • воспитывать гражданскую позицию при выборе профессии и уважение к людям рабочих профессий, ответственное отношение к построению жизненных целей.



Тип урока: Комбинированный

Метод обучения: организационный (словесный, практический, проблемно — поисковый) стимулирующий (метод стимулирования и мотивации интереса к профессиональному самоопределению)



Ход урока:

Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Не секрет, что и в наше время, далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость. Главная причина этого кроется в выборе профессии, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Выбирая профессию, вы принимаете важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Самый главный — желание и стремление взять ответственность на себя.

При выборе профессии необходимо также руководствоваться ценностными ориентациями и мотивами выбора профессии.

Ценностные ориентации — сознательные отношение человека к тем или иным событиям жизни, значимость этих событий для него.

Один человек ориентируется на дружбу, другой человек ориентируется на власть, а для кого — то предел мечтаний — слава.


Ценностные ориентации


Цель жизни


Создание хорошей семьи,

воспитание детей

Найти любимого человека,

иметь многодетную семью

Создание материального

благополучия

Найти высокооплачиваемую

работу и

другие источники доходов

Интеллектуальное развитие

Получить хорошее

образование

Служение другим людям

Помогать слабым, больным людям

Дружба, душевное отношение с людьми

Найти хороших и верных друзей

Физическое самосовершенствование

Достичь высот в спорте

Познание окружающего мира

Сделать научные открытия

Раскрытие своих творческих возможностей

Получить художественное образование

Воспитание и обучение молодого поколения

Получить педагогическое образование

Политическое переустройство общества

Стать политиком

Давайте рассмотрим таблицу, обратите внимание как тесно связаны ценностные ориентации и жизненные цели. Привести несколько примеров.

Обратитесь к тесту № 1, я думаю каждый из вас сможет определить для себя жизненные ценности. Отметьте в тексте что считаете нужным. Полученные данные помогут вам правильно сформулировать жизненные цели.

Жизненные ценности

В какой мере для вас важны перечисленные в таблице ценности? (отметьте один вариант ответа в каждой строке)

Ценности

Очень важно

Скорее важно

Не очень важно

Совсем не важно

Трудно сказать

1. Душевная гармония и спокойная совесть

1

2

3

4

5

2.Хорошие семейные и дружеские отношения

1

2

3

4

5

3.Свобода —

возможность быть самому себе хозяином

1

2

3

4

5

4.Интересная

творческая

работа

1

2

3

4

5

5.Самореализация

1

2

3

4

5

6.Жить как большинство, не хуже других

1

2

3

4

5

7.Яркая

индивиду альность

1

2

3

4

5

8. Хороший заработок, материальное благополучие

1

2

3

4

5

9.Уважение к сложившимся традициям

1

2

3

4

5

10.Власть

1

2

3

4

5

11Общественное призвание

1

2

3

4

5

Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от нее.

Ответить на три основных вопроса:

1.Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

2.Какая заработная плата меня устроит?

3. Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии?

Это и есть мотивы выбора. Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

      1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

      2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

      3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

      4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);

      5. Творческие (возможность быть оригинальным неповторимым);

      6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

      7. Престижные (стремления позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

      8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Каждый человек, выбирая себе профессию, руководствуется присущие ему те или иные мотивы и ценностные ориентации: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда.

Обратимся к анкете мотивов выбора профессии. Самостоятельно определите какие мотивы присущи вам.

Анкета мотивов выбора профессии.

И Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если не имеет значения.

Вопросы:

        1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

        2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

        3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

        4. Влияние семейных традиций.

        5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

        6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

        7. Желание руководить другими людьми.

        8. Привлекает индивидуальная работа.

        9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

        10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям,

        11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

        12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

        13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

        14. Привлекает предпринимательская деятельность.

        15. Необходимость материально помогать семье.

        16. Желание приобрести экономические знания.

        17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

        18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

        19. Желание работать в престижном месте.

        20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

        21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

        22. Желание приносить пользу людям.

        23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

        24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Интерпретация анкетных мотивов выбора профессии.


А

Б

В

ответ

ответ

ответ

3


5


1


4


8


2


7


11


6


17


14


9


18


15


10


19


16


12


21


20


13


24


23


22



Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

  • в столбце А — преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

  • в столбце Б — больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

  • в столбце В — стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению, необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.

Анализ и сравнительная характеристика проделанных тестов, поможет вам полно и правильно составить свой профессиональный план, чем мы будем заниматься на следующем уроке.

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора приходится проделать большую внутреннюю работу.

  • проанализировать свои возможности и способности

  • узнать и понять требования избираемой профессии

  • осознать потенциальное несоответствие личностных особенностей и особенностей профессии

Многое из того что мы делаем дома, в школе, в кругу друзей, содержит в себе «частички» той или иной профессиональной деятельности, что даёт возможность глубже обдумать свой выбор, «примерить» себя к различным видам трудовой деятельности.

На уроках технологии вы сами того не сознавая участвовали в профессиональных пробах, осваивая разные профессии: повар, кондитер, швея, стилист. Попробуйте самостоятельно вывести определение — что такое профессиональная проба.

Профессиональная проба — непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии.

Профессиональные пробы являются важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку способствуют углублению знаний о будущей профессии, правильной самооценке.

Сегодня мы в форме ролевой игры смоделируем профессиональную деятельность, т.е. проведём профессиональные пробы.

Сказ про царя Гвидона

Сказочник: В государстве тридевятом,

всемогущем , пребогатом.

Правил мудрый царь Гвидон,

хоть в летах, но крепок он.

Вообщем жили- то, неплохо,

Но случилась суматоха.

Повариха и ткачиха с сватьей

бабой Бабарихой, все на пенсию ушли,

королевство подвели!

Царь: Почему не доложили?

Почему их отпустили?

Ухожу из королей, и не буду злить людей!

Дочь: Что ты батюшка, постой,

Может выход, есть какой!

Царь: Я в печали, помогите,

Повариху хоть верните!

Отыщите, очень быстро,

Молодых специалистов!

Дочь: Привела, извольте слушать!

Царь: Лучше б дали мне покушать!

Повариха: Царь, отец родной, прими,

Наварили, напекли!

Пекарь: Хлеба свежего откушай,

нас с подругами послушай.

Я, к примеру, пекарь знатный, напеку я хлеба всем.

И ржаной, и белый ситный, будешь жить ты без проблем!

Повариха: Повариха я со стажем,

приготовлю, что прикажут.

Щи, котлеты и компот,

Будет сытым весь народ!

Кондитер: Я, кондитер, сладкоежка,

от меня вам всем «орешки»

И заморский шоколад,

для дочуркиных услад!

Я училась за границей,

Торты печь, крема взбивать.

Вся ванилью пропиталась,

вас хочу поудивлять!

Царь: Вот теперь я хоть спокоен,

Буду сыт всегда, напоен!

Дочь: Батюшка, ты всё о пище,

сам одетый словно нищий.

А меня в наряде том,

Будут сватать лишь в дурдом.

Стилист: Меня к вам прислал Юдашкин,

ты не плачь, утри мордашку,

щас нарядим, успокойся,

смирно стой, иглы не бойся.

Тоже мне, нашла проблему.

Подберём подол чуть-чуть.

Здесь поможет страус «эму»,

Обозначим нежно грудь,

Царь: Ты такой красоткой станешь,

Поглядишь и аж завянешь!

Стилист: Не вертись, ещё чуть-чуть.

Позвать на свадьбу не забудь!

Царь: Меньше будешь теперь злиться?

О, кто-то там ещё стучится.

Кто ты новый посетитель?

Учитель: Ваша светлость, я учитель!

Царь: И на что ты мне сгодился?

Я своё уж отучился.

Учитель: Я психолог, нужен вам!

И совет хороший дам.

Как с народом быть в ладу,

Все конфликты отведу!

Замуж выдадим принцессу,

министра, не повесу.

Всем мы тесты раздадим,

Кто чем дышит, погладим!

Царь: Ой, писать мне надоело, голова аж заболела!

Ты иди народ учи. да врача мне покричи.

Врач: «Здравствуй батюшка», — я врач,

Мигом вылечу, не плачь.

Как дыханье, горло, стул,

в голове бывает гул?

Пропишу тебе уколы и горчичники на грудь,

проходить все процедуры,

будь любезен, не забудь.

Вот рецепт, а вот женьшень,

принимай по капле в день.

Чай с бальзамчиком попей,

Будь здоров и не болей!

Царь: Ну а вы чего шумите?

Кто такие? Уходите!

Артисты: Свет наш батюшка, акстись, мы артисты веселись!

Царь: Ох, потешили мне душу, каждый день хочу вас слушать!

Если надо подпою, это дело я люблю!

Ладно уж, беру, идите,

Остальных всех позовите:

Я доволен, вот указ!

Всех вас взять и дать зарплату,

всё по чести, не по блату.

Вы работайте на славу, прославляйте всю Державу!

Чтоб народ был всем доволен, и чтоб не било впредь воин!

Я ж пойду, посплю, устал,

пока всех вас принимал,

Вы тут тихо, не шумите,

Да работайте идите!

Сказочник: В королевстве стало тихо, каждый делом занят был.

И народ не возмущался, их трудом доволен был.



Какие профессии были обыграны в сказке? (Пекарь, повар, кондитер, учитель-психолог, стилист, артист, врач).

Давайте охарактеризуем некоторые из этих профессий, т.е. составим профессиограмму.

Профессиограмма — характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда.

Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме, она перед вами.

  1. Общие сведения о профессии:

а) история возникновения

б) смежные профессии

в) перспективы профессионального роста

г) спрос на профессию в нашем регионе

2.Характеристика процесса груда:

а) орудия труда

б) рабочее место

в) продукция

г) виды брака по вине специалиста

д) в чём проявляется утомляемость после работы

3.Санитарно-гигиенические условия труда:

а) режим труда

б) требования к физическому состоянию человека

в) медицинские противопоказания

г) меры по охране труда

д) возможные профессиональные заболевания и травмы

4.Психологические требования профессии к человеку:

а) возможные трудности и напряжённые ситуации

б) качества, которыми должен обладать работающий

в) моральная ответственность

5.Сведения о профессиональной подготовке:

а) пути получения профессии

б) продолжительность обучения

в) зарплата работающего

г) престижность

Учащиеся объединяются в пары и составляют профессиограммы выбранных профессий, меняясь на каждом этапе составления. Затем защищают профессиограмму оказавшуюся у них на последнем этапе.



Домашнее задание:

1. Составить профессиограмму профессии любой интересующей вас профессии.

Итог урока: Правильный выбор профессионального будущего является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Наш урок подходит к концу. Давайте обобщим, что нового узнали, чему научились: определять жизненные ценности, чётко мотивировать выбор профессии. Дали определение профессиональной пробе и провели её.

Провели профессиональную пробу и научились составлять профессиограмму, определили основные ошибки при выборе профессии и пути получения профессионального образования.

Перечень используемой литературы

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. /перев с англ/ А.Н. Лука и И.С. Хорола – м.: Мир. 1972.

  2. Бобровская А.Н. Технология 9 класс.: Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко – Волгоград Учитель. 2007.

  3. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию – М.: Молодая гвардия. 1985.

  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию – М.: Просвещение. 1990.

  5. Колесникова О.А., Полосина Т.И., Донецкий А.М. Выбери профессию – Жуковский П.К. «Сервис». 2002.

  6. Прошитская Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для учащихся старших классов –М.: П. 1991.

  7. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии – СПб.: КАРО. 2003.

  8. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы /под редак. В.Д. Симоненко/ — М.: Вентана – Граф 2001.

  9. Чистякова С.Н., Шаловина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов – М.: Мир. 1972.

  10. Шевченко Ю.А. Край удивительных профессий – М.: Просвешение. 1981.



Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Разработка формы разделочной доски" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: