План-конспект урока «Инструменты и материалы для вязания крючком. Технология выполнения основных видов петель» 7 Класс









План-конспект урока «Инструменты и материалы для вязания крючком. Технология выполнения основных видов петель»











Разработал: учитель технологии

МОУ СОШ № 42 Клюева А.В.

















Г.Комсомольск-на-Амуре

2011 год

Класс 7

Тема: Инструменты и материалы для вязания крючком. Технология выполнения основных видов петель.

Раздел: Рукоделие. Вязание крючком

Цели:

  1. Образовательные:

  • способствовать формированию представления о виде рукоделия – вязание крючком, инструментах, материалах и правилах организации рабочего места при вязании;

  • способствовать развитию навыков вязания крючком;

  1. Развивающие:

  • развивать двигательную сноровку;

  • способствовать дальнейшему развитию моторики мелких мышц рук;

  1. Воспитательные:

  • содействовать воспитанию художественного вкуса;

  • способствовать формированию аккуратности и чувства меры.

Методическое оснащение:

Оборудование и материалы:

  • кабинет обслуживающего труда

  • наборы крючков для вязания

  • различные виды пряжи

Дидактическое обеспечение:

  • учебник,

  • дополнительная литература: книги по вязанию крючком, журналы «Диана. Креатив», «Валя-Валентина», «Сабрина. Вязание крючком»

  • таблицы по технике безопасности,

  • инструкционные карты,

  • материалы для контроля знаний (кроссворд по терминологии, тест)

  • ПЭВМ с мультимедийным проектором.

Методы обучения:

  • словесный: словесно-иллюстративный рассказ, беседа

  • наглядный: показ приемов вязания, демонстрация наглядных пособий

  • практические: упражнения по выполнению приемов вязания, отработка навыков вязания, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воз­душных петель, соединительный столбик, столбик без накида, по­лустолбик с накидом, столбик с накидом, столбик с двумя накида-ми, столбик с тремя накидами.

Тип урока: комбинированный.



Ход урока.

  1. Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Оглашение плана урока и целей.

  2. Сообщение нового материала


1. История вязания. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до на­шей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие време­на.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы состав­ления узоров находились на очень высоком уровне. Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удиви­тельно красивое многоцветное шелковое изделие. В Египте сохранились экземпляры вязанных вещей IV и V ве­ков нашей эры. Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан — коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Фран­ции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

С XII века вязание во Франции — уже доходная отрасль про­мышленности.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так, в 1612 году пражские чулочники постановили, что под страхом де­нежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали зани­маться прежде всего женщины. В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И каза­лось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вы­теснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предполо­жение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине юве­лирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают тру­доемкостью и мастерством.

И в наше время вы часто в своей жизни встречаете вещи, свя­занные крючком. Это и скатерти, и блузы, платья, жакеты, шали и многие другие вещи.

Ознакомление учащихся с выставкой вещей, связанных крюч­ком: салфетки, прихватки, грелки на чайник, шали, топы, блузки и др.

В процессе показа учитель рассказывает о направлениях совре­менной моды, демонстрируя изделия из журналов мод.

Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при вязании крючком.

Если бы человек не создал нитки, то не появились бы в его жизни крючки, спицы, вязальные машины. А ведь разно­образие ниток, из которых вяжут, — огромно. Из ниток, тесьмы, шнуров, веревки люди научились создавать прекрасные изделия. Вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых, хлопчато­бумажных и синтетических, льняных и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные и акриловые нити, то они прида­дут ей золотистый или серебристый эффект.

Фасонная пряжа изготавливается по особой технологии с до­бавлением разных по качеству, цвету, свойствам нитей.

Фантазийная пряжа также состоит из смешанных нитей раз­личной фактуры.

Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико, но важно пра­вильно определить, что лучше всего подходит для вашего изделия. Так, например, салфетки, скатерти, шали вяжут из таких нитей, как ирис, «снежинка», «ромашка». А шапки, береты вяжут из шер­стяной, синтетической, а летние — из хлопчатобумажной пряжи.

Учитель показывает образцы изделий и пряжу, из которой они были связаны.

Наверняка, в каждом доме есть вязаные вещи, из которых вы уже выросли или они вышли из моды. Умелая рукодельница обяза­тельно их использует. Ведь так приятно сделать красивую новую вещь из того, что стало ненужным. Аккуратно распорите швы и распустите изделие. Смотайте нитки в мотки и постирайте их. Для того чтобы нитки выпрямились, при сушке надо подвесить груз к каждому мотку.

Если нитки немного полиняли, их можно подкрасить или доба­вить к ним нитку другого цвета и другого качества — и старая пря­жа сразу приобретет лучший вид.

Новую или старую пряжу после стирки перематывают из мотка в клубки для того, чтобы она оставалась мягкой и пушистой.


Основным инструментом для вязания служит крючок. Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные раз­ной толщины. Номер крючка соответствует его толщине в милли­метрах. Как правило, крючок должен быть в 2-2,5 раза толще нит­ки, а для грубой шерсти даже в 2,5-3 раза. Для одежды осенне-зимнего сезона — шапок, спортивных теплых свитеров — выбирают пластмассовые, деревянные или костяные крючки, а вот ажурные легкие изделия вяжут тонкими металлическими.

Иногда, когда вяжут ажурные нарядные шали, косынки, жаке­ты, берут тонкие нитки, работают толстым крючком для того, что­бы получилась легкая, воздушная вязка.

Вопрос: А можно ли тонким крючком вязать толстые нитки? (совершенно исключено тонким крючком вязать толстые нитки).

Вопрос: В каких случаях крючок может быть опасен для здоровья? (Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он от­шлифован. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании).

Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, изделий, крючков.

  1. Практическая работа

Задание: подобрать для разных видов пряжи крючок соот­ветствующего размера или к имеющемуся крючку подобрать нитки) или пряжу.


3. В процессе вязания надо соблюдать определенные санитарно-гигиенические требования и правила охраны труда:

— Необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.

— Не вяжите лежа — это вредно для зрения.

— Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.

— Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.

— Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.

— Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком — можно поранить рядом сидящего.

4. Изучение условных обозначений основных видов петель

Каждой петле, используемой при вязании крючком, присвоен свой символ. Это сделано для того, чтобы сделать схемы вязания различных изделий компактными и удобными для чтения.

Учитель показывает несколько схем вязания и образ­цы изделий, выполненных по этим схемам, затем по таблице объ­ясняет обозначение основных видов петель

  1. Демонстрация приемов вязания основных видов петель. Учитель показывает всей группе учащихся приемы выполнения основных видов петель

  1. Физкультминутка: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса

  2. Практическая работа «Выполнение основных приемов вязания»

  1. Вводный инструктаж

  • разъяснение задачи практической работы (научиться выполнять основные виды петель вязания крючком)

  • предупреждение о возможных затруднениях при вязании

  • знакомство с инструкционными картами

  • инструктаж по технике безопасности

  1. Самостоятельная работа учащихся

  2. Текущий инструктаж по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы (учитель следит за постановкой рук учащихся, положением крючка во время работы, контролирует приемы выполнения петель; проверяет соблюдение правил техники безопасности; оказывает помощь учащимся, не справляющимся с работой)


  1. Физкультминутка: упражнения на расслабление мышц глаз.

  2. Закрепление знаний учащихся

1. Фронтальный опрос

1. С каким новым видом рукоделия познакомились сегодня?

2. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

3. Какие простейшие изделия для дома вы можете связать самостоятельно?

4. Какие требования безопасности труда нужно соблюдать при работе крючком?

5. Покажите, как можно схематично изобразить рисунок вязки прихватки, выполненной столбиками с накидом?

2. Индивидуальная работа по карточкам, кроссвордам и тестам.

  1. Подведение итогов урока

1. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинте­ресовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповто­римость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв крючок в руки, уже освоили приемы выполнения нескольких видов петель. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккурат­но, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потрениро­ваться дома в выполнении основных видов петель. , Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько правильно вы держите крючок во время работы, вы мо­жете оценить сами, по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выпол­нении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько девочек допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки.

2. Оценивание своей работы каждым учащимся; взаимооценивание работ друг друга; выставление оценок учителем, их аргументация.

3. Домашнее задание

  • Задание учащимся для подготовки к следующему уроку

  • инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. Уборка рабочих мест.










Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Кожа-орган осязания"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: