Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ставропольская гимназия № 24» Ставропольского края
«Преподавание в кружке декоративно-прикладного творчества»
Подготовил
учитель технологии
Сарычев Юрий Анатольевич
г.Ставрополь
2013г.
Дополнительное образование является неотъемлемой составляющей среднего образования. Оно играет большую роль в формировании и развитии школьников, воспитании у него культуры восприятия окружающего мира, совершенствует эстетическое воспитание и художественное образование.
Кружковая работа предусматривает различные возможности развития и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно неограниченны эти возможности в художественно-прикладных видах декоративного творчества, уходящих корнями в тысячелетнюю историю мира. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам, как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности.
В процессе развития художественного творчества сложились и некоторые универсальные принципы и правила композиций. Это принципы и правила, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как целостность, гармоничность и соразмерность.
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением любого интерьера, в том числе и школьного.
По своей эстетической специфике декоративное искусство очень близко детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей. Лаконичность форм, смысловая точность, конкретность, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции- эти и другие черты органически присущи творчеству детей. Притягательной силой декоративно-прикладного творчества является разнообразие практичность многих его видов и жанров.
Занятия декоративно-прикладным творчеством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала, разработкой орнамента и эскизов, можно смело назвать творческой.
Детское творчество, проявляемое в трудовой деятельности, имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности школьников, главной продолжает оставаться педагогическая проблема – преодоление формального отношения к выполняемой работе, формирования у них установки на перевод выполняемого задания на творческий уровень. Проще всего, это воспитание у учащихся определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности.
В работе учителя со школьниками подросткового возраста, приходится учитывать ряд условий. С одной стороны деятельность ограничена рамками более простых видов труда, а умения и навыки только приобретаются на занятиях. С другой стороны подросткам более свойственен значительный взлет стремления к творческому поиску. Учащиеся уже овладели определенной системой знаний, некоторыми умениями и навыками. Они активно стремятся использовать полученный опыт, испытывают потребность утвердить себя в глазах окружающих.
Работа руководителя кружка по формированию творческих начал личности подростка начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку ,наилучше выполнение дела. В подростковом возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с познавательным мотивом. В творчестве школьники видят способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути, вооружить ребят соответствующими подходами, знаниями, умениями.
При организации трудовой деятельности школьников в этих целях педагог должен сделать акцент на создание общей установки у ребят на творчество: введение соответствующих форм работы, выдвижение творческих задач, стимулов, направленных на воспитание у учащихся личностной основы творчества.
Наряду с индивидуальными заданиями должны широко применяться групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым школьники учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.
Методика преподавания в кружке декоративно- прикладного творчества должна учитывать следующие преимущества данного вида трудовой деятельности:
Объекты труда не должны требовать значительных материально- технически затрат;
Изделия должны носить прикладной, утилитарный характер и могут выполняться для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
в работе должна проявляться дифференциация, а посильность работ должна варьироваться в широких пределах;
ребята вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, что способствует развитию творческого начала;
Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий, подарить радость творчества, научить работать. Он должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству.
Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса обучения учащихся в системе дополнительного образования и в частности в кружке декоративно-прикладного творчества.
В нашей гимназии организованна работа кружка прорезной резьбы по дереву.
Целью занятий в кружке является воспитание у детей интереса к искусству обработки древесины, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы с различными материалами, специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности. Привлекать к работе в кружке лучше всего учеников 5-7 классов т.к. опыт показывает, что у школьников более старшего возраста интерес к такому роду деятельности падает, а младшим еще несколько рановато.
Оптимальное количество детей в кружке 10-12 человек, что позволяет руководителю индивидуально работать с каждым кружковцем, особенно с начинающими.
Основным условием для нормальной работы кружка, является подготовленное для занятий помещение ( чаще всего это школьные мастерские). Помещение должно быть светлым, достаточно просторным, оборудованное принудительной вентиляцией. Оно должно иметь индивидуальные рабочие места и места для размещения и хранения инвентаря, оборудования и материалов. Так же в мастерской должно быть оборудованно место для мытья рук, с холодной и горячей водой.
Занятия в кружке лучше всего проводить 1-2 раза в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Посещаемость кружка, дисциплина и результаты труда во многом зависят от четкой организации, умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением общих правил поведения установленных в кружке, а также за соблюдением техники безопасности при работе с различными инструментами и приспособлениями, учить бережному отношению к оборудованию.
На вводном занятии обязательно проводиться инструктаж по технике безопасности, выбирается староста из числа учащихся.
Учебно-воспитательная работа в кружке строиться согласно календарно-тематического плана, разработанного в соответствии с учебной программой кружка, в котором 80% учебного времени отводится на практическую работу.
Важнейшая часть рабочего места — рабочий стол (верстак). Он должен быть оснащен различными приспособлениями облегчающими труд, которые могут варьироваться в зависимости от профиля кружка и выполняемых работ. Самое главное рабочий стол должен быть устойчивым, прочным, с толстой крышкой, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы. Желательно, чтобы крышка верстака имела возможность регулировки по высоте. Для фиксации заготовок могут применяться различные универсальные приспособления. К столешнице могут быть постоянно прикреплены : столик для выпиливания лобзиком, приспособление для натяжки пилки в лобзике, упор для пиления брусков и досок и др.
Лучше всего верстаки в помещении размещать так, чтобы свет падал спереди или слева. Кроме того мастерская должна быть оборудованна достаточным искусственным освещением.
Набор инструментов и приспособлений может изменяться, за исключением тех, без которых обойтись невозможно, а именно:
1)измерительный и разметочный инструмент;
2)режущий инструмент;
3)монтажный и вспомогательный инструмент;
4) приспособления;
5) электроинструмент;
Хотя древесина является распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот, дополнительных помещений и капиталовложений. Поэтому заготовками для изделий могут служить отходы пиломатериалов и древесных материалов ( обрезки брусков, досок, столярных щитов и фанеры). Их же распиливание на заготовки на круглопильном станке облегчается в виду малых размеров. Для распиливания также можно использовать электролобзик. Влажные заготовке вначале надо просушить.
Кроме древесных материалов, для изготовления изделий требуются клеи, лаки, гвозди, шурупы и др.
Для склеивания древесины выпускаются различные клеи. Лучше всего пользоваться поливинилацетатным клеем ( ПВА 0, образующим прочный и бесцветный клеевой шов. Если склеиваемые поверхности прилегают неплотно, можно использовать эпоксидный клей.
Лаки различают по происхождению основного компонента. Какой лак применять в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств, в первую очередь от области применения изделия.
Иногда необходимо придать изделию другой цвет, отличающийся от цвета заготовки. В этом случае применяются спиртовые и водные красители ( морилки ) имитирующие ценные породы деревьев.
Одним из важных вопросов является подбор изделий для школьников. Необходимо учитывать следующие факторы:
социальная значимость изделия;
соответствие способностям учащихся;
наличие нужных материалов, инструментов и приспособлений;
возможность вовлечение учащихся в творческую деятельность;
Изделия условно можно разделить на утилитарные и декоративные. Хотя иногда трудно однозначно определит к какой группе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяет легче судить о целесообразности включения того или иного объекта в план работы.
Данные группы в свою очередь делятся на подгруппы:
предметы бытового употребления;
инструменты и приспособления;
наглядные пособия и инвентарь;
игрушки;
сувениры;
украшения;
Необходимо заметить, что изготовлением сувениров в кружке не стоит особо увлекаться. При разработке эскизов целесообразно консультироваться с учителем рисовании, по возможности, со специалистом по художественному конструированию.
Декоративные формы, в свою очередь, можно разделить на подражающие и абстрактные. Украшения можно считать еще одной разновидностью декоративных форм из древесины.
Но декоративные формы в качестве украшений должны отвечать специальным требованиям: быть простыми и лаконичными небольшими по размеру, предусматривать в конструкции способ крепления и т.д.
Поддержать творческий настрой, сохранить увлеченность ребят руководителю кружка помогают различные методы педагогического воздействия, применение которых зависит от возрастных особенностей детей. Поэтому целесообразно разделить условно членов кружка на группы: младшую и старшую. Задания, выполняемые учащимися, должны различаться по степени сложности и соответствовать возрастным группам.
Важным воспитательным моментом является пример руководителя, который не только теоретически, но и практически может показать все этапы создания изделия.
Приобретая теоретический и практический опыт, ребята создают настоящие изделия, испытывают удовлетворение тот преобразования «сырого» материала в готовое изделие.
Сразу, с первых занятий, необходимо приучать ребят к самостоятельной работе, так как при излишней опеке часто происходит обратный результат. Необходимо так строить занятия, чтобы у школьников появилось желание самим решать поставленную перед ними задачу.
На заключительном этапе работы кружка очень хорошо будет устроить итоговую, отчетную выставку. Она очень нужна детям, так как это своеобразный отчет о результатах своего труда за учебный год, возможность самоутвердиться и повысить свой статус в глазах окружающих. Также надо проводить промежуточные выставки в течение всего учебного года: выставка новогодних и рождественских сувениров, выставка к 23 февраля и 8 марта, пасхальная выставка и др. В подготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие. После проведения подобных выставок в кружок, как правило, приходят новые школьники.
Приложение
1. Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала кружка прорезной резьбы Ставропольской гимназии № 24
Название темы | 5 класс | 6-7 классы | |||
Дата | Часы | Дата | Часы | ||
1 | Вводное занятие |
| 2 |
| 2 |
2 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
3 | Современное самодеятельное творчество |
| 2 |
| 2 |
4 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
5 | Выбор изделия. Эскиз |
| 2 |
| 2 |
6 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
7 | Народные художественные традиции |
| 2 |
| 2 |
8 | Работа над изделием |
|
|
| 2 |
9 | Чертеж изделия |
| 2 |
| 2 |
10 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
11 | Выбор и подготовка материала |
| 2 |
| 2 |
12 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
13 | Нанесение рисунка на заготовку |
| 2 |
| 2 |
14 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
15 | Изготовление шаблонов |
| 2 |
| 2 |
16 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
17 | Инструменты и приспособления |
| 2 |
| 2 |
18 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
19 | Приемы выпиливания |
| 2 |
| 2 |
20 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
21 | Основные принципы композиции |
| 2 |
| 2 |
22 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
23 | Форма и конструкция изделия |
| 2 |
| 2 |
24 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
25 | Проектирование изделия |
| 2 |
| 2 |
26 | Работа над проектом |
| 2 |
| 2 |
27 | Источники орнаментальных узоров |
| 2 |
| 2 |
28 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
29 | Виды орнаментов |
| 2 |
| 2 |
30 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
31 | Симметрия-основа построения орнамента |
| 2 |
| 2 |
32 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
33 | Орнаментальные розеты и полосы |
| 2 |
| 2 |
34 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
35 | Сетчатый орнамент |
| 2 |
| 2 |
36 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
37 | Распределение орнамента по изделию |
| 2 |
| 2 |
38 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
39 | Приемы композиции орнамента |
| 2 |
| 2 |
40 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
41 | Шпон и фанера |
| 2 |
| 2 |
42 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
43 | Облицовывание шпоном |
| 2 |
| 2 |
44 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
45 | Зачистка изделий |
| 2 |
| 2 |
46 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
47 | Устранение дефектов выпиливания |
| 2 |
| 2 |
48 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
49 | Склеивание изделий |
| 2 |
| 2 |
50 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
51 | Циклевание и шлифование |
| 2 |
| 2 |
52 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
53 | Отделочные материалы |
| 2 |
| 2 |
54 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
55 | Травление и морение древесины |
| 2 |
| 2 |
56 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
57 | Нетрадиционные материалы |
| 2 |
| 2 |
58 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
59 | Способы соединения деталей |
| 2 |
| 2 |
60 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
61 | Сборка изделия |
| 2 |
| 2 |
62 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
63 | Прозрачная отделка |
| 2 |
| 2 |
64 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
65 | Фурнитура |
| 2 |
| 2 |
66 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
67 | Плоские и объемные изделия |
| 2 |
| 2 |
68 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
69 | Работа над изделием |
| 2 |
| 2 |
70 | Заключительное занятие |
| 2 |
| 2 |
| Итого |
| 140 |
| 140 |
2. Образцы изделий кружка прорезной резьбы гимназии № 24
Список использованной литературы
Полунина В.Н. «Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным творчеством.» -М.1983г.
Карачев А.А. «Актуальные проблемы технологического образования российских школьников.» — Школа и производство №2 2000г.
Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. «Общие основы методики преподавания технологии» — НМЦ Технология 2000г.
Карабанов И.А. «Справочник по трудовому обучению» — М. Просвещение 1991г.
Астраханцева С.В. « Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества» — Ростов н/Д, Феникс, 2006г.
Борисов И.Б. «Обработка дерева» — М. Просвещение 200г.
Полунина В.Н., Чикалов А.Г. «Русское народное декоративно-прикладное творчество» — М. Просвещение, 1973г.
Фридман Л.М. «Психология в современной школе» -М. Творческий центр, 2001г.