Проектно-исследовательская работа «Мои любимые куклы» 5 класс





Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 1

г. Белогорска Амурской области















Проектно-исследовательская работа


















Работу выполнила:

Мудрая Ангелина Константиновна,

5 а класс

Руководитель:

Ульянкина Наталья Владимировна,

учитель начальных классов




г. Белогорск 2013 год


Оглавление




  1. Введение………………………………………………………………………………………3


  1. Основная часть……………………………………………………………………………….4


  1. Заключение………………………………………………………………………………….17


  1. Библиографический список………………………………………………………………..18









































Введение

Слайд 1

«Всего дороже ценим сами всё то, что сделано руками».


Все дети любят играть с игрушками. У меня и у моей младшей сестрёнки Полины много игрушек. Но больше всего мы любим играть с куклами, потому что их можно возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, заботиться о них, любить. В наших играх кукла – это и подружка, и сестра, и дочка.

С раннего возраста я мечтала о куклах и мечты мои сбывались. Это были дорогие игрушки.

И вот обучаясь в 4 классе я решила выполнить проектную работу по технологии — попробовала сшить куклу сама. Это была моя первая кукла. Делать куклу было интересно.

Слайд 2

В то же время моя тётя подарила мне очень необычную куклу.

Она сильно отличается от фабричной, но мне очень понравилась. Такой забавной куклы у меня ещё не было. А главное, я узнала, что тётя её сделала сама, и мне тоже захотелось научиться делать такие куклы в неизвестной мне технике. Считаю, что моя маленькая сестрёнка должна видеть не только разные пластмассовые куклы, но и игрушки, изготовленные руками, а не машинами. А самое главное, я приобрету умения, которыми ещё не обладаю, в работе с новыми материалами, имеющимися и у меня дома и в магазинах.


Слайд 3

Поэтому я решила выбрать тему для исследовательской работы, связанную с изготовлением куклы нового вида. А так как ранее я уже приобрела умения в шитье куклы и в некоторых видах декоративно – прикладного творчества (рисование, бисероплетение, флористика), то терпения мне не занимать.


В ходе работы над темой исследования было изучено большое количество интересных материалов про кукол, которые я нашла в сети Internet, энциклопедиях, книгах. Из них я узнала:

  • о куклах прошлого и современных,

  • народных и авторских,

  • какие материалы нужны, чтобы сделать текстильную куклу,

  • что существуют даже музеи кукол.

Проанализировав весь имеющийся материал, я выделила для себя много нужной мне для проекта информации.


Слайд 4

Таким образом, цель моей работы такая: научиться делать куклу в технике скульптурный текстиль.

Гипотеза:

Поэтому, я предполагаю, что смогу сделать такую текстильную куклу, затратив на это меньше средств, чем бы мне купили куклу в магазине.


Для решения поставленной проблемы была разработана система мероприятий, предусматривающая следующие действия:

  1. Изучить информацию о текстильных куклах, о конструировании, технологии обработки тряпичных кукол.

  2. Познакомиться с текстильными материалами, используемыми для создания кукол.

  3. Исследовать на практике особенности изготовления кукол в технике скульптурный текстиль и сравнить их стоимости со стоимостью кукол в магазинах.

  4. Анкетирование учащихся школы.

  5. Практическая работа. Изготовление кукол.

  6. Распространить опыт по изготовлению тряпичных кукол среди детей и взрослых: выставка моих работ, создать буклет «Наши куколки».

  7. Анализ и обобщение результатов исследования.


Методы работы:

1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет.

2. Исследовательский. Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации;

3. Практический. Изготовление текстильных  кукол.


Слайд 5

Область исследования: технология.

Объект исследования: рукотворная кукла.

Предмет исследования: изготовление тряпичной куклы в технике скульптурный текстиль.

Сроки исследования: март 2012 – март 2013 года.

Результатом моего проекта стали куклы, сделанные своими руками.

Формой представления результата моей исследовательской работы являются куклы и компьютерная презентация.

Слайд пустой 6

Основная часть

Работая над проектом, я узнала, что кукла всегда была первой среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник.

Кукла не рождается сама. Самые вдохновенные творцы кукол — это дети, для них куклы не только игрушки, но и близкие друзья, и помощники они пробуждают скрытые чувства, в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты.

Кукла — это посредник между миром детства и миром взрослых. Для детей они – забава, через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки и для них это единственная возможность вернуться в мир детства.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежностью наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Слайд 7

Итак, что же такое кукла?

Сергей Иванович Ожегов толкует слово «кукла» так:

1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром.

В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного.

По мнению учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Когда я начинала собирать весь этот материал, то даже не предполагала, что существует такое огромное количество разных кукол и у каждой своя история появления.

Слайд 8

Как появилась кукла?

Я узнала, что первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости. Мастерами, датируются 20 в. до н.э. Они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском. Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, в переводе с греческого — обожженная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.

Из других источников я узнала, что самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии, и ей уже 30-35 тысяч лет. Я думаю, что игрушкой она вряд ли являлась, так как больше была похожа на статуэтку. Кукла-игрушка в начале своего исторического пути игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение – она изображала божество.

А меня, как и любую другую девочку, все-таки интересует кукла-игрушка.


Слайд 9

Первые куклы — игрушки часто не имели лиц. Считалось большим грехом рисовать человеческое лицо кукле. Такие куколки — обереги и сейчас делают народные умельцы, называя их «берегуши».

В народной культуре много используется разнообразных материалов для изготовления игрушки. Кукол делали из всего того, что было под руками. В первую очередь для изготовления кукол использовалась глина. Помимо глины в дело шли и похожие по пластическим качествам материалы – например, навоз в Индии или черный воск в Африке. Среди народных кукол встречались и стеклянные, в том числе выполненные из цветного стекла. Таких кукол делали в России, Китае, Чехии. Так же в России задолго до появления сергиевопосадской и богородской игрушки из дерева резали простых кукол. Во многих регионах исходными материалами для изготовления народной куклы служили и деревянная стружка – в Польше, и корни и шишки — в России, а в Грузии — листья, стебли и почки растений. В Калужской губернии кукол мастерили из листьев лопуха. Применение находили самые разнообразные растительные материалы. Коробочка мака превращалась в куклу-солдатика, а в Австрии кукол делали из засохших цветов. Еще мне было очень интересно узнать, что в России, я думаю единственной стране в мире, в изготовлении кукол преобладала народная традиция.

Самые ранние игрушки были из глины и дерева.

Самая знаменитая русская кукла — матрешка была создана в 90-х годах 19 века токарем-игрушечником Звездочкиным В.П., и расписана она была художником Малютиным С.В. Существует предание, что такие фигурки начал резать из дерева русский монах, который жил на острове Хонсю (имя его неизвестно). Всего за несколько лет матрешка стала очень популярна в России. В 1900 году она получила медаль и мировое признание на Всемирной выставке в Париже.

Мне очень интересно было узнать, что у нас в Подмосковье игрушечный промысел сосредоточился в Сергиевом Посаде. Там ещё в XV в. занимались резьбой и обработкой дерева. По преданию, первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой лавры. Точно известно, что Сергиев Посад был крупнейшим центром, производившим игрушки, как для наследников престола, так и для крестьянских детей. В начале XIX в. там возникли первые специальные кукольные мастерские и к концу XIX в. уже стали производить кукол с фарфоровыми головами, так как на них был очень большой спрос, поскольку иноземные немецкие и французские куклы были редкие и очень дорогие.

Слайд 10

Начало золотому веку кукол положили великолепно одетые парижанки. Мастера-кукольники создавали своим куклам авторские, не похожие на других головки. Знаменитый мастер Эмиль Жюмо основал фабрику по производству кукол – начиная с замысла и кончая последней мелочью в одежде. Мне очень интересно было узнать, что многие находки при изготовлении кукол принадлежали именно этому человеку. Например, открывающиеся глазки и особое крепление суставов (он придумал шарик, входящий в паз), и у куколки начинали сгибаться ножки. А при помощи эластичных резинок он придумал соединять конечности, как настоящие суставы у человека. И куклы — дамы, и куклы — девочки выглядели как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпках, с непременными зонтиками. Но если европейцы восторгались изобретательностью французских мастеров, то в России опасались, что это игрушки — для испорченных роскошью детей.

Слайд 11

А революцию в кукольной промышленности совершил абсолютно новый материал – пластик. И, когда в 1959 году Барби появилась на свет, никто не мог представить, что она станет самой известной куклой в мире. Придумала и разработала Барби обычная женщина, которая работала стенографисткой в американской компании — Рут Хендлер. Куклу она назвала в честь дочери Барбары. Барби была придумана как модель для демонстрации мод, и покорила весь мир.

А как же у нас в России?

Слайд 12

История тряпичной куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная авторская кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ. Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало — «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало, а некоторых да же под иконами, например свадебных кукол единоруких.. Они так и переходили от одной девки к другой», ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали «куличку» и «пряницу» (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем — маленькая кукла.

Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Куклам издревле приписывались эти волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы кукла выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому куклу делали — «Без глаз — чтобы не увидела. Без ног — чтобы не догнала. Без рук — чтобы не схватила». Наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.

В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом.

А вот дарить куклы было распространенным обычаем — подарок приносил здоровье и благополучие.

Все эти народные поверья передавались из уст в уста подобно сказкам и песням.

С лучшими куклами было принято ходить на посиделки и потому, как они сшиты, судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Таким образом, кукла была эталоном рукоделия.

Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство народной кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кукла стала предметом коллекционирования, одним из средств самовыражения. Другими словами, в куклы принялись играть взрослые.


Особым направлением современного прикладного творчества является создание так называемой авторской куклы.

Слайд 13

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Предназначена скорее для созерцания. Самая главная цель, которую должен преследовать автор в создании куклы – это передача настроения. Авторская кукла имеет право быть какой угодно, она не может быть только без эмоций, без чувств. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.

Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Такая вещь требует много затрат на изготовление, но практически всегда окупится хорошей продажей.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т.д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).

В Росси существует «Музей уникальной куклы», в экспонаты которого, в принципе, попадают только авторские работы. Всегда приятно иметь дело с куклой, у которой помимо интересного вида не обычная, красивая душа.

Современная авторская кукла может стать прекрасным пополнением частной коллекции, украшением интерьера, а также великолепным оригинальным подарком!

Изучив материалы, выяснила, что авторские куклы — это актуальная тема сегодня.

Но подробнее остановлюсь на текстильных (тряпичных) куклах.

Слайд 14


Какие же виды текстильных кукол существуют?

Попытки классифицировать куклы предпринимались не раз, но каждый раз создатели шли от функции куклы, а знаменитый философ и культуролог Ю. Лотман предложил идти от ее «мобильности». Он разделил кукол на 2 большие группы:







В других источниках встречается такая классификация:


Тем не менее, какая бы классификация не была, я считаю, что все текстильные куклы можно разделить на народные и авторские.

Слайд 15




В моей коллекции несколько кукол. Но они не являются авторскими, так как моя цель была не создать что-то новое, а научиться шить куклу. Я использовала для этого готовые выкройки кукол, а авторская кукла – это плод фантазии автора.

Но все мои куклы принадлежат к какому — либо виду.

Слайд 16


Вальдорфская кукла является частью вальдорфской педагогики. Они изготавливаются только из натуральных тканей, включая набивку — овечью шерсть, очес.

Куклы должны соответствовать  человеческим пропорциям, чаще детским. Такие куклы изготавливаются  только вручную. Черты лица кукол нежные, округлые, глазки вышитые.

Каждому возрасту ребенка соответсвуют разные куклы от самых маленьких — пеленашек и до почти  взрослых кукол с прическами и в разнообразных нарядах.

Мои куклы отличаются от вальфдовских только тем, что я использовала в качестве набивки синтепон – материал, который имелся в моём доме.

На выставке представлены: куклы-бабочки, кукла – обнимашка девочка.

٠ Куклы, выполненные в чулочно – текстильной технике или скульптурный текстиль — очень интересный  вид кукол, изготовленных из  капроновых колготок. Скульптурный текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носика «картошкой». Чаще всего лица получаются смешными, неповторимыми.

В моей коллекции представлено два направления куколок в этой технике – это шуточные куклы — попики на удачу и каркасная кукла.

Слайд 17

Музеи кукол.

А вот самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…

Так в наше современное время в России и за рубежом основаны музеи кукол. Это:

1. Петербургский музей кукол.


2. Музей театральных кукол при ГАЦТК им. С.В. Образцова.

Музей представляет собой одно из крупнейших в мире собраний театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Более 3,5 тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из 60 стран мира.


3. Музей кукол в Париже.

Неподалеку от здания Мэрии Парижа расположился Музей Кукол. Уникальная коллекция музея насчитывает более 500 экземпляров французских кукол, созданных из фарфора, папье-маше, ткани.

Реже встречаются куклы из резины и пластика – их можно отнести к более поздней части коллекции.

В Музее кукол представлены не только сами куклы, заботливо собранные в период с 1800 по 1919 год, но и предметы кукольной одежды, интерьеров, домиков и даже кукольных домашних питомцев!


4. Музей уникальных кукол в Москве.

Талантливая театральная художница Юлия Вишневская обнаружила однажды среди старых, забытых вещей антикварную куклу. Это послужило началом интереснейшего увлечения, которое вскоре превратилось в главное дело жизни Юлии Вишневской. Она стала собирательницей раритетов, антикварных кукол, изготовленных не позже начала ХХ века. Так более 15 лет назад сложилась коллекция, ставшая сегодня одной из самых значимых в мире. Именно Юлия Вишневская стояла у истоков профессионального коллекционирования в России кукольного антиквариата.

В 1996 году Юлия открыла первый и единственный в стране Музей Уникальных Кукол. Он сразу стал достопримечательностью и одним из центров культурной жизни столицы, подарив людям возможность увидеть и оценить кукол, являющихся подлинными произведениями искусства.

С этой красавицы начиналась история Музея уникальных кукол.

«Будуарная кукла — это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, — рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ —  начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды».

Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши «Три толстяка» и дружил с куклой Суок.

Кукла наследника Тутти из сказки Юрия Олеши теперь хранится в Музее уникальных кукол

Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат.

Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги. 

Такие куклы изготавливались вручную и на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка


5. Музей кукол «Кукольный дом» в Москве.

Основан в 1992г. Появиться музею помогли вошедшие в Попечительский Совет видные деятели нашей культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев, Юрий Владимирович Никулин, Зиновий Герд, Булат Окуджава и другие.

В музее гости знакомятся с уникальной экспозицией, содержащей авторские, театральные, сувенирные, антикварные и даже античные куклы. А уникальной часто бывает не их цена в рублях,  а история их жизни с людьми. Для детей и взрослых это становится открытием.

Я познакомилась только с некоторыми знаменитыми музеями кукол.

И у нас в Белогорском краеведческом музее в марте этого года проходила выставка самодельных кукол. Она была приурочена к празднованию международного дня кукольника, который отмечался 21 марта. В экспозиции – 37 работ белогорских мастериц. Куклы выполнены в различных техниках. Были русские обрядовые куклы, изготовленные из народного текстиля. Выставлялись куклы из соломы. Больше всего было заявлено кукол, связанных крючком. Их 27 штук.




Практическая часть работы

Слайд 18

Так и я решила провести в школе выставку своих работ, анкетирование учащихся и выяснить отношение детей к необычным куклам.

Им  было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Вам нравятся эти куклы?

2.Если да, то чем?

3.Вы бы играли такими куклами в детстве?

4.Купили бы вы такую куклу в магазине?

5.Как бы вы её использовали?

а)Игра б)Как украшение в) Подарок

6.Вы бы хотели научится их делать?


Табл.1. Результаты опроса по теме «Куклы».




Начальные классы

Среднее звено

Старшие классы



264 человека

67 человек

157 человек



Да

Нет

Не знаю

Да

Нет

Не знаю

Да

Нет

Не знаю

1

Вам нравятся эти куклы?

191

33

40

35

18

14

80

53

24

2

Если да то чем?

Красивые, смешные, мягкие, похожи на кукол из мультиков, необычные,

таких не видели, в магазинах таких нет.

3

Вы бы играли такими куклами в детстве?

177

87


33

34


66

91


4

Купили бы вы такую куклу в магазине?

163

101


39

28


61

96


5

Как бы вы её использовали?


Игрушка

105

13

31


Украшение

48

18

48


Подарок

111

36

78

6

Вы бы хотели научится делать таких кукол?

232

32


38

29


73

84



Результат опроса:

Опрошено: 488 человек, из них 264 учащихся начальной школы, 67 учащихся 5-8 классов, 157 учащихся 9-11 классов.

Анализируя ответы, выяснила, что ученикам нашей школы игрушки понравились – 306 человек,

хотели бы с ними играть — 276,

купили бы в магазине — 263,

использовали как украшение — 149,

подарок — 225,

хотели бы научиться их делать — 343 .

В беседе выяснилось, что дети имеют ограниченные знания по истории и технике изготовления куклы. С удовольствием хотели бы научиться создавать такие куклы. Учителя рассказали, что они в детстве играли самодельными тряпичными куклами. Большинство с интересом пожелали научиться создавать куклы. Многие не подозревают о вреде, который наносят пластмассовые игрушки. Все девочки хотели бы иметь таких кукол. А многие учителя даже хотели бы приобрести их после выставки.


Чуть позже, учителя всех первых классов провели мастер – классы для малышей. Каждый ребёнок изготовил первую свою текстильную куклу – мартиничку.


Я посетила в нашем городе магазины детских игрушек, изучила ассортимент кукол. Обратила внимание, что на прилавках много кукол из Китая. Покупателей этих кукол привлекает низкая цена и яркая раскраска. Есть куклы из пластмассы, резины, что небезопасно. Но текстильных нет. Выяснила, что больше всего покупают куклы Барби, пупсов.

Пытаясь показать красоту тряпичных кукол, я приступила к созданию своих кукол.

Слайд 19

Технологический этап

Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы.


Выбор инструментов

Для изготовления куклы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • ножницы,

  • игла,

  • нитки,

  • клеевой пистолет,

  • булавки,

  • кисть и румяна.

Выбор материалов

  • синтепон,

  • капроновые чулки,

  • хлопчатобумажные нитки, в тон капроновых чулок,

  • ткань – атлас,

  • атласная лента,

  • искусственные волосы,

  • проволока,

  • глазки.

Правила безопасной работы

Во время работы нужно соблюдать правила безопасности:

  • Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

  • Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

  • Ножницы класть кольцами к себе.

  • Следить за движением лезвий во время резания.

  • Не оставлять ножницы раскрытыми.

  • Не подносить к лицу, использовать только по назначению.

  • Храните ножницы всегда в определенном месте.

  • Хранить иголку в игольнице.

  • Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.

  • Не брать иглу в рот.

  • Не втыкать иглу в одежду.

  • До и после работы проверять количество игл.

  • Храните игольницу с иглой всегда в одном месте.

  • Во время работы втыкать иглу в игольницу.

  • Не отвлекаться во время работы с иглой.

  • Не прикасаться к носику клеевого пистолета и к расплавленному клею.

  • Не направлять работающий пистолет вертикально вверх – это может привести к повреждению инструмента вытекающим клеем.

  • Для удобства, клеевой пистолет ставить на подставку.

  • Во время работы необходимо делать перерыв каждые 20-30 минут.

Слайд 20

Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике (кукла с жёлтыми волосами).

Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике состоит из следующих этапов:

  1. Изготовление головы.

Синтепон скатываю в шарик, обворачиваю тонким слоем синтепона, помещаю в чулок. Скатываю из синтепона 3 шарика – для носа, щёчек, помещаю в голову. Придаю голове форму. Фиксирую иглой и ниткой.

  1. Изготовление носика.

С помощью иглы и ниток выполняю проколы вперёд-назад, проверяя и поправляя наполняемость носика. Делаю перетяжки для оформления размера носа и ноздрей.

  1. Изготовление лица. Формирую щёчки и губы, подбородок иглой с ниткой.

  2. Глазки. Пришиваю глаза.

  3. Волосы. Из определённого количества искусственных волос делаю волосы кукле. Пришиваю их.

Слайд 21

  1. Изготовление рук. Из проволоки делаю кисти рук и длину руки. Оборачиваю синтепоном каждый палец и длинную часть руки. Обтягиваю капроном. Фиксирую иглой с ниткой каждый палец, кисть руки, предплечье. Придаю форму руке, сгибая пальцы.

  2. Изготовление попки и ступней.

Попка должна быть таким же размером, как и голова. Изготавливается из чулка и синтепона, фиксирование форм аналогично носику.

Ступни изготавливаются так же, как и руки без проволоки. Фиксирую иглой с ниткой каждый палец.

  1. Изготовление юбочки.

На прямоугольник ткани настрачиваю атласную тесьму. Сшиваю прямоугольник в круг. Верхнюю часть оформляю в сборку. Рукава сшиваю из прямоугольника. Надеваю на каркас рук. Из проволоки делаю петли. Пришиваю руки к верху юбки.

  1. Сборка куклы. С помощью клеевого пистолета собираю куклу в изделие.

Приклеиваю ленту-вешалку, голову к центру юбки сверху, попку к центру юбки снизу. Ступни приклеиваю к низу юбки. С помощью кисти наношу румяна на щёки и губы, попку, пальцы рук, ступни, тени на веки. Украшаю (по необходимости) изделие цветами.

Слайд 22

Экономический расчёт


п/п

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

1

Капроновые чулки

100 руб.

1 шт.

100 руб.

2

Синтепон

200 руб.

10 см

20 руб.

3

Искусственная ткань, атлас

150 руб.

13 см

20 руб.

4

Лента атласная

8 руб.

1 м

8 руб.

5

Хлопчатобумажные нитки

11 руб.

1 шт.

11 руб.

6

Заколка с искусственным волосом


50 руб.

1 шт.


50 руб.

7

Глазки

6 руб.

1 пара

6 руб.

Итого:

215 руб.


Кукла может стоить дешевле, если брать колготки, бывшие в употреблении, куски ткани и нитки, клей всегда в доме имеются, проволоку для рук у папы в гараже.


Экологическое обоснование проекта

Работа выполнена из материалов, которые не наносят вреда здоровью человека. При естественной (уличной) температуре и среде материалы не разрушаются, Капрон при температуре 185—260° С переходит в расплав. Температура разложения капрона 300—310° С. Капрон стоек к истиранию, старению.

С этими материалами было легко, приятно и интересно работать. Изделия получались яркими и аккуратными.

Слайд 23

Реклама изделия

Что же можно подарить близкому человеку? Может какую-нибудь игрушку? Ведь она может в течение долгих лет, — а то и всей жизни, — напоминать о чём-то. Или напоминать кому-то об особом – внимательном! – отношении к нему. Да, кукла станет чудесным решением этой проблемы! В магазинах и в сети Интернет большой выбор разных кукол, но все они стоят очень дорого. Как же быть? Можно сделать подарок своими руками. Ведь всё, что окружает людей, за исключением творений самой природы, создано руками человека. Зачем покупать куклу, если можно сделать её самим?

На моём стенде представлены куклы, изготовленные по авторским технологиям мной и моей тётей Ибрагимовой Ириной Николаевной. О своих куклах я уже рассказала, а вот моя тётя сейчас осваивает технику вязаных кукол и думаю, что успешно. В каждую из них мы вложили не только умения, но и частичку своей души. Думаю, что такое творение может стать отличным подарком не только ребёнку, но и взрослому.

Слайд 24

Самооценка и впечатления о выполненной работе

Декоративным искусством занимаюсь с раннего детства. Моими увлечениями были такие, как оригами, плетение из бисера, рисование, флористика. Как и все девочки играла в куклы и шила им одежду. Возникло желание сделать не только одну- две куклы, а несколько.

Работы получились яркими, хорошего качества, думаю, что отражают мой характер. Каждая кукла имеет свой характер, назначение, внешний вид.

Первую из всех кукол создала куклу — попик на удачу, изготовление её мне показалось не сложным, оно включает в себе основные элементы по изготовлению кукол в скульптурной технике, как каркасных, так и простых. Более сложной работой считаю изготовление вальдорфских кукол, так как там нужно было приготовить выкройки частей тела, одежды, изучить швы, сшить на швейной машине детали тела и одежды.

Но я работы не боюсь, поэтому всё делала с большим удовольствием.

Слайд 25

Заключение

В ходе работы я овладела различными способами поиска информации: работа с литературой и в сети Интернет, где:

  • узнала историю возникновения кукол, пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых. В куклы дети и взрослые играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда;

  • существует даже куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол.

  • кукла оберегает, передаёт опыт, развивает самостоятельность, несёт любовь. Куклой можно сотворить себя.

  • познакомилась с видами тканей в магазинах, и которые имеются в доме;

  • моя тётя преподала мне мастер – класс по изготовлению куклы. И теперь я делаю их сама. В процессе выполнения работы я овладела технологическими приёмами ручной обработки материалов. Результатом моей работы стали куклы, сшитые с соблюдением авторских технологий изготовления текстильной куклы – это куклы из чулка, вальдорфские куклы;

  • пришла к выводу, что сделать куклу самой выгоднее, так как материальные затраты сведены к минимуму;

  • эти куклы стали любимыми игрушками для меня и моей сестренки;

  • устроила выставку своих работ и провела анкетирование о моих необычных куклах;

  • создала буклет «Наши куколки».


Считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Я сделала текстильную куклу, затратив на неё меньше средств, чем бы мне купили куклу в магазине.

Таким образом, считаю, что достигла, поставленной мною цели: научиться делать куклу в технике скульптурный текстиль.

В своих кукол я вложила труд, усердие, терпение и тепло. Поэтому мои куклы получились «живыми» и они послужат мне и моей сестре ещё долгое время.

Слайд 26


«Всего дороже ценим сами всё то, что сделано руками».


Спасибо за внимание!

Библиографический список


  1. Авторская кукла. https://arttower.ru

  2. Горичева В. С. Куклы/Художник В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»).

  3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство-пресс, 2011 г.

  4. Юкина Л.Ж. Куклы: Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. (Энциклопедия).

  5. Блог Алёны Василь. https://teryele.livejournal.com

  6. Будуарная кукла. https://ria.ru/ocherki/

  7. Вальдорфская кукла. ru.wikipedia.org

  8. Галерея кукол. https://www.galdolls.aaanet.ru/story.html

  9. Для любителей куклы. https://www.liveinternet.ru/

  10. Идеальная кукла – самодельная. https://adalin.mospsy.ru

  11. Кукольный сундучок Елены Лаврентьевой. https://pawy.jimdo.com

  12. Культура русского народа. https://kulturanarod.blogspot.ru

  13. Мастер класс по изготовлению куклы в скульптурно – текстильной технике. https://www.liveinternet.ru

  14. Музей уникальной куклы. https://dollmuseum.ru/

  15. Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru

  16. Народные куклы. Народные игрушки: www.rukukla.ru

  17. Попики на удачу. https://stranamasterov.ru

  18. Рукодельные фантазии. https://handfantasies.blogspot.dk

  19. Русские обрядовые куклы: www.karuselca.ru

  20. Сайт «Куклы» https://s30752966576.mirtesen.ru

  21. Сайт «Школа игрушки». https://www.shkola-igrushki.ru/

  22. Скульптурно-текстильные куклы. https://mamas.ru

  23. Специализированный журнал об авторской кукле — https://www.n-collection.ru/

  24. Таинственные и великолепные старинные куклы. https://www.livemaster.ru

  25. Текстильная кукла. Кукла своими руками. Типология кукол. https://my-doll.ru

  26. Текстильные куклы со всего света. https://www.dolls-textile.ru/russkiye/18-russkie-kukly.html

  27. Толковый словарь Ожегова. https://slovarozhegova.ru

  28. Тряпичные куклы. https://www.treeland.ru

  29. Тряпичные куклы. Простые, но забавные — https://pyankova.narod.ru/

  30. Художественные куклы из полимерной глины и самозатвердевающих пластиков, фарфора и текстиля — https://www.kukly.ru/






Свежие документы:  Конспект урока технологии во 2 классе Тема урока: «Изготовление новогодней игрушки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: