Программа элективного курса «Квиллинг» 8 класс


Комитет по образованию Администрации Волгоградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района г. Волгограда









Квиллинг – искусство бумагокручения



Программа элективного курса для обучающихся 8-х классов






Разработала:

Макридина О.И.

учитель технологии

высшая квалификационная категория



















Волгоград 2013


Квиллинг – искусство бумагокручения


Пояснительная записка


Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спирали, видоизменять их форму и составлять объемные и плоские композиции.

Искусство бумажной пластики известно с древних времен. На Востоке – родине бумаги, и в Европе, этот материал был очень дорогим. Поэтому долгое время это искусство было популярным у богатых слоев общества, священников и монахов в монастырях и храмах.

Большую часть ХХ века искусство бумагокручения было забыто. Только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал популярным видом творчества во многих странах.

Используя бумагу, как необычно выразительный и податливый материал, в технике квиллинг можно создавать различные объемные иди плоскостные композиции. Тематика работ может быть разной: от изготовления поздравительных открыток до объемных сувениров. Поэтому бумагокручение с успехом может быть использовано в учебном процессе современной общеобразовательной школы при условии соответственным образом организованного учебного процесса.

Обучиться технике квиллинг несложно, а получить красивый результат можно с минимальным умением.

Представленная программа элективного курса поможет сделать первые шаги по пути к познанию искусства квиллинга.


Цель программы:

— ознакомление с искусством бумагокручения;

— освоение нетрадиционной техники работы с бумагой.


Задачами данной программы являются:

— развитие творческих способностей, воображения, фантазии на основе ознакомления с искусством бумагокручения;

— освоение технических способов и приемов изготовления композиций в технике квиллинга;

— воспроизведение авторских замыслов в творческих проектах.

Материальной базой для выполнения практических заданий может служить кабинет технологии. Имея самый доступный материал – бумагу и клей, а также довольно простые приспособления можно создавать базовые элементы для формирования композиций или придумывать новые.

Основной материал для работы в технике квиллинг – бумага, окрашенная по обе стороны. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно.

Для квиллинга используют следующий набор инструментов и приспособлений:

— «Вилочка» — специальное приспособление с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой «вилочкой» на конце. В такую «вилочку» удобно вставлять полоску бумаги и постепенно ее закручивать в ролл, поворачивая ручку.

— Шило с тонким жалом позволяет практически не оставлять в элементе центрального отверстия, что ценится при создании миниатюрных работ.

— Линейка с кругами для создания одинаковых элементов.

— Пинцет, обеспечивающий надежный захват с наименьшим давлением.

— Ножницы или канцелярский нож для максимально точной нарезки бумаги.

— Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов.

Для формирования практических навыков необходимо познакомить учащихся с приемами работы с бумагой, с возможными вариантами нарезания бумаги, организацией техники безопасности, цветовой гармонией в композиции, с особенностями плоскостных и объемных элементов, с последовательностью выполнения элементов.

Основное содержание курса — углубление базовой программы по разделу «Виды декоративно-прикладного творчества». Курс опирается на приобретение новых знаний и умений учащимися и дает возможность в процессе работы с бумагой расширить границы эстетических замыслов по созданию новых оригинальных образцов декоративно-прикладного искусства.

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Заключительный этап выполнения творческого проекта" 6 класс

При проведении занятий следует строго соблюдать привила техники безопасности. Для разрешения возникающих у учащихся вопросов предусмотрены индивидуальные консультации, которые проводятся преподавателем, читающим курс.


Практическая направленность:

В процессе обучения учащимся будет предложено выполнить ряд практических работ, познакомиться с возможностями техники бумагокручения, изготовить открытки, панно, композиции. Учащиеся научатся пользоваться технологическими картами во время практических работ и эстетически грамотно оформлять свои индивидуальные замыслы.

Требования к уровню подготовки учащихся в 8-х классах

Учащиеся должны знать:

— возможности бумагокручения в современном творчестве;

— инструменты, приспособления, материалы для квиллинга;

— способы изготовления базовых элементов;

— правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, ножницами, шилом.


Учащиеся должны уметь:

— использовать правила композиционного построения узоров;

— определять цветовую гармонию в композициях;

— изготавливать различные базовые элементы и создавать новые;

— применять разные формы элементов в объемных или плоскостных композициях;

— выполнять эксклюзивные поделки.


Учебно — тематический план уровня подготовки в 8-х классах


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Квиллинг – искусство бумагокручения

1

Вводное занятие. Возникновение техники квиллинга.

1

2

Организация рабочего места. Материалы и приспособления для бумагокручения.

1

3

Цветовая гармония в композициях.

1

4

Особенности композиции.

1

Технологические и композиционные приемы работы с бумагой

Основные базовые формы деталей для квиллинга и техника их изготовления

5

Техника изготовления элементов из свободной спирали

(капелька, ромб, треугольник, квадрат).

1

6

Техника изготовления элементов из свободной спирали

(глаз, изогнутый глаз, стрелка, полумесяц).

1

7

Техника изготовления элементов из свободной спирали

(сердечко, завиток, рожки). Тугие роллы.

1

Плоскостные композиции из квиллинга. Изготовление паспарту, панно или поздравительной открытки.

8

Использование плоскостных и объемных элементов в композиции.

1

9

Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т. д.)

1

10

Объемные элементы (бутоны, цветы, плоды, ягоды, насекомые и т. д.)

1

11

Оформление работы.

1

Квиллинг в интерьере. Пасхальная корзинка.

12

Последовательность выполнения. Заготовка необходимых элементов.

1

13

Особенности композиции.

1

14

Тугие роллы. Изготовление пасхального яйца.

1

15

Оформление работы.

1

Итоговый контроль

16

Создание презентации.

1

17

Выставка творческих работ.

1


Итого:

17

Содержание программы

1. Вводное занятие. Возникновение техники квиллинга (1ч)

Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Искусство квиллинга в Европе, Корее, Америке. Связь бумажного искусства с жизнью.

Лекция: История возникновения квиллинга.

Учащиеся должны знать:

— историю квиллинга в различных исторических периодах;

— область применения квиллинга в настоящее время.

Учащиеся должны уметь:

— создавать изделия декоративно-прикладного творчества.


2. Организация рабочего места. Материалы и приспособления для бумагокручения (1ч)

Рабочая зона на столе. Оснащение рабочего места. Приспособление для закрутки бумаги. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Клеи. Возможные варианты хранения полос, заготовок, элементов. Организация техники безопасности.


Практическая работа: Оснащение рабочего места и организация техники безопасности при работе в технике квиллинга.

Учащиеся должны знать:

— возможные варианты нарезания полос;

— правила безопасной нарезки полос с помощью канцелярского ножа для бумаги;

— возможные варианты хранения полос, заготовок, элементов;

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться канцелярским ножом, линейкой для нарезания полос и измерения;

— соблюдать правила безопасной работы.


3. Цветовая гармония в композициях (1ч)

Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса.

Лекция: Разработка цветового соотношения в квиллинге с учетом назначения изделия, размером элементов и их размещением.

Свежие документы:  Календарно-тематическое планирование по МХК для 11 класса (индивидуальное домашнее обучение ребёнка – инвалида)

Учащиеся должны знать:

— значение цвета в декоративно-прикладном творчестве;

— основу теории цвета;

— законы цветосочетания, взаимоотношения основных и дополнительных цветов.

Учащиеся должны уметь:

— комбинировать дополнительные цвета в декоративном изделии;

— использовать свойства «холодного» и «теплого» цветов;

— учитывать соотношение цветов различных элементов в создании композиции.



4. Особенности композиции (1ч)

Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами.

Лекция: Выбор формы композиции в зависимости от вида изделия и его назначения.

Учащиеся должны знать:

— правила композиции;

— правила ритмичного чередования элементов;

— этапы разработки композиции.

Учащиеся должны уметь:

— определять форму и размер будущей работы;

-гармонично насыщать композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами.


Технологические и композиционные приемы работы с бумагой

Основные базовые формы деталей для квиллинга и техника их изготовления


5. Техника изготовления элементов из свободной спирали

(капелька, ромб, треугольник, квадрат)(1ч)


Приемы работы с бумагой. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания элементов из свободной спирали.

Практическая работа: Выполнение элементов: капелька, ромб, треугольник, квадрат.

Учащиеся должны знать:

— приемы выполнения элементов из свободной спирали.

Учащиеся должны уметь:

— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.


6. Техника изготовления элементов из свободной спирали

(глаз, изогнутый глаз, стрелка, полумесяц)(1ч)


Приемы работы с бумагой. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания элементов из свободной спирали.


Практическая работа: Выполнение элементов: глаз, изогнутый глаз, стрелка, полумесяц.

Учащиеся должны знать:

— приемы выполнения элементов из свободной спирали.

Учащиеся должны уметь:

— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.



7. Техника изготовления элементов из свободной спирали

(сердечко, завиток, рожки). Тугие роллы(1ч)


Приемы работы с бумагой. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания элементов из свободной и тугой спирали.

Практическая работа: Выполнение элементов: сердечко, завиток, рожки. Элементы из тугой спирали.

Учащиеся должны знать:

— приемы выполнения элементов из свободной и тугой спирали.

Учащиеся должны уметь:

— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной и тугой спирали.



Плоскостные композиции из квиллинга. Изготовление паспарту, панно или поздравительной открытки.

8. Использование плоскостных и объемных элементов в композиции (1ч)

Возможные варианты создания панно, поздравительных открыток, паспарту из бумажных лент. Наиболее распространенные сочетания плоскостных и объемных элементов в композициях.

Практическая работа: Разработка возможных вариантов плоскостной композиции из квиллинга.

Учащиеся должны знать:

— цветовую гамму элементов и фон композиции;

— особенности декоративных элементов и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

— создавать мягкий переход от одного цвета к другому;

— использовать в создании композиции распространенные базовые элементы и придумывать новые.



9. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т. д.)(1ч)

Наиболее распространенные сочетания плоскостных и объемных элементов в композициях. Плоскостные элементы: листья, стебли, завитки и т. д.

Практическая работа: Разработка возможных вариантов плоскостных элементов из квиллинга.

Учащиеся должны знать:

— последовательность выполнения различных элементов.

Учащиеся должны уметь:

— использовать плоскостные элементы в своей работе.


10. Объемные элементы (бутоны, цветы, плоды, ягоды, насекомые и т. д.) (1ч)

Наиболее распространенные сочетания плоскостных и объемных элементов в композициях. Объемные элементы: бутоны, цветы, плоды, ягоды и т. д.

Свежие документы:  Конспект урока для для 2 класса по теме: "Икона"

Практическая работа: Разработка возможных вариантов объемных элементов из квиллинга.

Учащиеся должны знать:

— последовательность выполнения различных элементов.

Учащиеся должны уметь:

— использовать объемные элементы в своей работе.



11. Оформление работы(1ч)

Возможности использования различных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки.

Практическая работа: Окончательная отделка творческой работы.

Учащиеся должны знать:

— последовательность окончательной отделки творческой работы.

Учащиеся должны уметь:

— использовать различные материалы в оформлении творческой работы.



Квиллинг в интерьере. Пасхальная корзинка.

12. Последовательность выполнения. Заготовка необходимых элементов(1ч)

Приемы работы с бумагой. Технология создания элементов из свободной спирали.


Практическая работа: Выполнение необходимого количества элементов: капелька, ромб.

Учащиеся должны знать:

правила безопасной нарезки полос с помощью канцелярского ножа для бумаги;

— возможные варианты хранения полос, заготовок, элементов;

— приемы выполнения элементов из свободной спирали.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться канцелярским ножом, линейкой для нарезания полос и измерения;

— соблюдать правила безопасной работы.

— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.


13. Особенности композиции(1ч)

Приемы работы с бумагой. Технология создания элементов из свободной спирали. Заготовка корзинки. Использование заготовленных элементов для оформления корзинки.

Практическая работа: Заготовка и оформление пасхальной корзинки элементами в технике квиллинг.

Учащиеся должны знать:

— последовательность оформления корзинки элементами необходимой формы;

— приемы выполнения элементов из свободной спирали для оформления ручки корзинки.

Учащиеся должны уметь:

— последовательно оформлять корзинку элементами необходимой формы;

— соблюдать правила безопасной работы;

— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.



14. Тугие роллы. Изготовление пасхального яйца(1ч)

Особенности изготовления тугих ролл. Изготовление пасхальных яиц из тугих ролл.

Практическая работа: Изготовление пасхальных яиц.

Учащиеся должны знать:

— способы изготовления тугих роллов;

— использование тугих ролл для создания пасхального яйца.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять тугие роллы;

— использовать тугие роллы для создания пасхального яйца.



15. Оформление работы(1ч)

Возможности использования различных материалов в оформлении работ.

Практическая работа: Окончательная отделка творческой работы.

Учащиеся должны знать:

— последовательность окончательной отделки творческой работы.

Учащиеся должны уметь:

— использовать различные материалы в оформлении творческой работы.

Итоговый контроль

16. Создание презентации(1ч)

Итоговое обсуждение результатов работы. Создание презентации с рабочим названием «Необычные возможности обычной бумаги». Сбор информации.

Практическая работа: Создание презентации «Необычные возможности обычной бумаги».

Учащиеся должны знать:

— возможности программы «PowerPoint».

Учащиеся должны уметь:

— создавать презентацию.

17. Выставка творческих работ(1ч)

По окончании обучения организуется вернисаж творческих работ, выполненных учащимися. Лучшие работы учащихся оформляются в виде творческих работ.

Лекция: Этапы оформления творческого проекта.

Учащиеся должны знать:

— основные компоненты проекта;

— требования к композиции и оформлению пояснительной записки.

Учащиеся должны уметь:

— находить информацию и использовать ее при изготовлении творческого проекта;

— оформлять основные этапы творческого проекта.

























Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. М., 2007;

  2. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. М., 2006;

  3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. М., 2007;

  4. Хелен Уолтер Узоры из бумажных лент/ Пер. с англ.- М., «Ниола-Пресс», 2006;

  5. Маринина Г.А., Михайлова Т. Г. И др. Квиллинг. Методическое пособие.Санкт-Петербург, 2011.

































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: