Комитет по образованию Администрации Волгоградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
Квиллинг – искусство бумагокручения
Программа элективного курса для обучающихся 8-х классов
Разработала:
Макридина О.И.
учитель технологии
высшая квалификационная категория
Волгоград 2013
Квиллинг – искусство бумагокручения
Пояснительная записка
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спирали, видоизменять их форму и составлять объемные и плоские композиции.
Искусство бумажной пластики известно с древних времен. На Востоке – родине бумаги, и в Европе, этот материал был очень дорогим. Поэтому долгое время это искусство было популярным у богатых слоев общества, священников и монахов в монастырях и храмах.
Большую часть ХХ века искусство бумагокручения было забыто. Только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал популярным видом творчества во многих странах.
Используя бумагу, как необычно выразительный и податливый материал, в технике квиллинг можно создавать различные объемные иди плоскостные композиции. Тематика работ может быть разной: от изготовления поздравительных открыток до объемных сувениров. Поэтому бумагокручение с успехом может быть использовано в учебном процессе современной общеобразовательной школы при условии соответственным образом организованного учебного процесса.
Обучиться технике квиллинг несложно, а получить красивый результат можно с минимальным умением.
Представленная программа элективного курса поможет сделать первые шаги по пути к познанию искусства квиллинга.
Цель программы:
— ознакомление с искусством бумагокручения;
— освоение нетрадиционной техники работы с бумагой.
Задачами данной программы являются:
— развитие творческих способностей, воображения, фантазии на основе ознакомления с искусством бумагокручения;
— освоение технических способов и приемов изготовления композиций в технике квиллинга;
— воспроизведение авторских замыслов в творческих проектах.
Материальной базой для выполнения практических заданий может служить кабинет технологии. Имея самый доступный материал – бумагу и клей, а также довольно простые приспособления можно создавать базовые элементы для формирования композиций или придумывать новые.
Основной материал для работы в технике квиллинг – бумага, окрашенная по обе стороны. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно.
Для квиллинга используют следующий набор инструментов и приспособлений:
— «Вилочка» — специальное приспособление с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой «вилочкой» на конце. В такую «вилочку» удобно вставлять полоску бумаги и постепенно ее закручивать в ролл, поворачивая ручку.
— Шило с тонким жалом позволяет практически не оставлять в элементе центрального отверстия, что ценится при создании миниатюрных работ.
— Линейка с кругами для создания одинаковых элементов.
— Пинцет, обеспечивающий надежный захват с наименьшим давлением.
— Ножницы или канцелярский нож для максимально точной нарезки бумаги.
— Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов.
Для формирования практических навыков необходимо познакомить учащихся с приемами работы с бумагой, с возможными вариантами нарезания бумаги, организацией техники безопасности, цветовой гармонией в композиции, с особенностями плоскостных и объемных элементов, с последовательностью выполнения элементов.
Основное содержание курса — углубление базовой программы по разделу «Виды декоративно-прикладного творчества». Курс опирается на приобретение новых знаний и умений учащимися и дает возможность в процессе работы с бумагой расширить границы эстетических замыслов по созданию новых оригинальных образцов декоративно-прикладного искусства.
При проведении занятий следует строго соблюдать привила техники безопасности. Для разрешения возникающих у учащихся вопросов предусмотрены индивидуальные консультации, которые проводятся преподавателем, читающим курс.
Практическая направленность:
В процессе обучения учащимся будет предложено выполнить ряд практических работ, познакомиться с возможностями техники бумагокручения, изготовить открытки, панно, композиции. Учащиеся научатся пользоваться технологическими картами во время практических работ и эстетически грамотно оформлять свои индивидуальные замыслы.
Требования к уровню подготовки учащихся в 8-х классах
Учащиеся должны знать:
— возможности бумагокручения в современном творчестве;
— инструменты, приспособления, материалы для квиллинга;
— способы изготовления базовых элементов;
— правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, ножницами, шилом.
Учащиеся должны уметь:
— использовать правила композиционного построения узоров;
— определять цветовую гармонию в композициях;
— изготавливать различные базовые элементы и создавать новые;
— применять разные формы элементов в объемных или плоскостных композициях;
— выполнять эксклюзивные поделки.
Учебно — тематический план уровня подготовки в 8-х классах
Наименование разделов, тем | Кол-во часов | |
Квиллинг – искусство бумагокручения | ||
1 | Вводное занятие. Возникновение техники квиллинга. | 1 |
2 | Организация рабочего места. Материалы и приспособления для бумагокручения. | 1 |
3 | Цветовая гармония в композициях. | 1 |
4 | Особенности композиции. | 1 |
Технологические и композиционные приемы работы с бумагой | ||
Основные базовые формы деталей для квиллинга и техника их изготовления | ||
5 | Техника изготовления элементов из свободной спирали (капелька, ромб, треугольник, квадрат). | 1 |
6 | Техника изготовления элементов из свободной спирали (глаз, изогнутый глаз, стрелка, полумесяц). | 1 |
7 | Техника изготовления элементов из свободной спирали (сердечко, завиток, рожки). Тугие роллы. | 1 |
Плоскостные композиции из квиллинга. Изготовление паспарту, панно или поздравительной открытки. | ||
8 | Использование плоскостных и объемных элементов в композиции. | 1 |
9 | Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т. д.) | 1 |
10 | Объемные элементы (бутоны, цветы, плоды, ягоды, насекомые и т. д.) | 1 |
11 | Оформление работы. | 1 |
Квиллинг в интерьере. Пасхальная корзинка. | ||
12 | Последовательность выполнения. Заготовка необходимых элементов. | 1 |
13 | Особенности композиции. | 1 |
14 | Тугие роллы. Изготовление пасхального яйца. | 1 |
15 | Оформление работы. | 1 |
Итоговый контроль | ||
16 | Создание презентации. | 1 |
17 | Выставка творческих работ. | 1 |
| Итого: | 17 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Возникновение техники квиллинга (1ч)
Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Искусство квиллинга в Европе, Корее, Америке. Связь бумажного искусства с жизнью.
Лекция: История возникновения квиллинга.
Учащиеся должны знать:
— историю квиллинга в различных исторических периодах;
— область применения квиллинга в настоящее время.
Учащиеся должны уметь:
— создавать изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Организация рабочего места. Материалы и приспособления для бумагокручения (1ч)
Рабочая зона на столе. Оснащение рабочего места. Приспособление для закрутки бумаги. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Клеи. Возможные варианты хранения полос, заготовок, элементов. Организация техники безопасности.
Практическая работа: Оснащение рабочего места и организация техники безопасности при работе в технике квиллинга.
Учащиеся должны знать:
— возможные варианты нарезания полос;
— правила безопасной нарезки полос с помощью канцелярского ножа для бумаги;
— возможные варианты хранения полос, заготовок, элементов;
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться канцелярским ножом, линейкой для нарезания полос и измерения;
— соблюдать правила безопасной работы.
3. Цветовая гармония в композициях (1ч)
Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса.
Лекция: Разработка цветового соотношения в квиллинге с учетом назначения изделия, размером элементов и их размещением.
Учащиеся должны знать:
— значение цвета в декоративно-прикладном творчестве;
— основу теории цвета;
— законы цветосочетания, взаимоотношения основных и дополнительных цветов.
Учащиеся должны уметь:
— комбинировать дополнительные цвета в декоративном изделии;
— использовать свойства «холодного» и «теплого» цветов;
— учитывать соотношение цветов различных элементов в создании композиции.
4. Особенности композиции (1ч)
Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами.
Лекция: Выбор формы композиции в зависимости от вида изделия и его назначения.
Учащиеся должны знать:
— правила композиции;
— правила ритмичного чередования элементов;
— этапы разработки композиции.
Учащиеся должны уметь:
— определять форму и размер будущей работы;
-гармонично насыщать композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами.
Технологические и композиционные приемы работы с бумагой
Основные базовые формы деталей для квиллинга и техника их изготовления
5. Техника изготовления элементов из свободной спирали
(капелька, ромб, треугольник, квадрат)(1ч)
Приемы работы с бумагой. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания элементов из свободной спирали.
Практическая работа: Выполнение элементов: капелька, ромб, треугольник, квадрат.
Учащиеся должны знать:
— приемы выполнения элементов из свободной спирали.
Учащиеся должны уметь:
— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.
6. Техника изготовления элементов из свободной спирали
(глаз, изогнутый глаз, стрелка, полумесяц)(1ч)
Приемы работы с бумагой. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания элементов из свободной спирали.
Практическая работа: Выполнение элементов: глаз, изогнутый глаз, стрелка, полумесяц.
Учащиеся должны знать:
— приемы выполнения элементов из свободной спирали.
Учащиеся должны уметь:
— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.
7. Техника изготовления элементов из свободной спирали
(сердечко, завиток, рожки). Тугие роллы(1ч)
Приемы работы с бумагой. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания элементов из свободной и тугой спирали.
Практическая работа: Выполнение элементов: сердечко, завиток, рожки. Элементы из тугой спирали.
Учащиеся должны знать:
— приемы выполнения элементов из свободной и тугой спирали.
Учащиеся должны уметь:
— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной и тугой спирали.
Плоскостные композиции из квиллинга. Изготовление паспарту, панно или поздравительной открытки.
8. Использование плоскостных и объемных элементов в композиции (1ч)
Возможные варианты создания панно, поздравительных открыток, паспарту из бумажных лент. Наиболее распространенные сочетания плоскостных и объемных элементов в композициях.
Практическая работа: Разработка возможных вариантов плоскостной композиции из квиллинга.
Учащиеся должны знать:
— цветовую гамму элементов и фон композиции;
— особенности декоративных элементов и последовательность их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
— создавать мягкий переход от одного цвета к другому;
— использовать в создании композиции распространенные базовые элементы и придумывать новые.
9. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т. д.)(1ч)
Наиболее распространенные сочетания плоскостных и объемных элементов в композициях. Плоскостные элементы: листья, стебли, завитки и т. д.
Практическая работа: Разработка возможных вариантов плоскостных элементов из квиллинга.
Учащиеся должны знать:
— последовательность выполнения различных элементов.
Учащиеся должны уметь:
— использовать плоскостные элементы в своей работе.
10. Объемные элементы (бутоны, цветы, плоды, ягоды, насекомые и т. д.) (1ч)
Наиболее распространенные сочетания плоскостных и объемных элементов в композициях. Объемные элементы: бутоны, цветы, плоды, ягоды и т. д.
Практическая работа: Разработка возможных вариантов объемных элементов из квиллинга.
Учащиеся должны знать:
— последовательность выполнения различных элементов.
Учащиеся должны уметь:
— использовать объемные элементы в своей работе.
11. Оформление работы(1ч)
Возможности использования различных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки.
Практическая работа: Окончательная отделка творческой работы.
Учащиеся должны знать:
— последовательность окончательной отделки творческой работы.
Учащиеся должны уметь:
— использовать различные материалы в оформлении творческой работы.
Квиллинг в интерьере. Пасхальная корзинка.
12. Последовательность выполнения. Заготовка необходимых элементов(1ч)
Приемы работы с бумагой. Технология создания элементов из свободной спирали.
Практическая работа: Выполнение необходимого количества элементов: капелька, ромб.
Учащиеся должны знать:
— правила безопасной нарезки полос с помощью канцелярского ножа для бумаги;
— возможные варианты хранения полос, заготовок, элементов;
— приемы выполнения элементов из свободной спирали.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться канцелярским ножом, линейкой для нарезания полос и измерения;
— соблюдать правила безопасной работы.
— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.
13. Особенности композиции(1ч)
Приемы работы с бумагой. Технология создания элементов из свободной спирали. Заготовка корзинки. Использование заготовленных элементов для оформления корзинки.
Практическая работа: Заготовка и оформление пасхальной корзинки элементами в технике квиллинг.
Учащиеся должны знать:
— последовательность оформления корзинки элементами необходимой формы;
— приемы выполнения элементов из свободной спирали для оформления ручки корзинки.
Учащиеся должны уметь:
— последовательно оформлять корзинку элементами необходимой формы;
— соблюдать правила безопасной работы;
— использовать в своей работе разновидности элементов из свободной спирали.
14. Тугие роллы. Изготовление пасхального яйца(1ч)
Особенности изготовления тугих ролл. Изготовление пасхальных яиц из тугих ролл.
Практическая работа: Изготовление пасхальных яиц.
Учащиеся должны знать:
— способы изготовления тугих роллов;
— использование тугих ролл для создания пасхального яйца.
Учащиеся должны уметь:
— выполнять тугие роллы;
— использовать тугие роллы для создания пасхального яйца.
15. Оформление работы(1ч)
Возможности использования различных материалов в оформлении работ.
Практическая работа: Окончательная отделка творческой работы.
Учащиеся должны знать:
— последовательность окончательной отделки творческой работы.
Учащиеся должны уметь:
— использовать различные материалы в оформлении творческой работы.
Итоговый контроль
16. Создание презентации(1ч)
Итоговое обсуждение результатов работы. Создание презентации с рабочим названием «Необычные возможности обычной бумаги». Сбор информации.
Практическая работа: Создание презентации «Необычные возможности обычной бумаги».
Учащиеся должны знать:
— возможности программы «PowerPoint».
Учащиеся должны уметь:
— создавать презентацию.
17. Выставка творческих работ(1ч)
По окончании обучения организуется вернисаж творческих работ, выполненных учащимися. Лучшие работы учащихся оформляются в виде творческих работ.
Лекция: Этапы оформления творческого проекта.
Учащиеся должны знать:
— основные компоненты проекта;
— требования к композиции и оформлению пояснительной записки.
Учащиеся должны уметь:
— находить информацию и использовать ее при изготовлении творческого проекта;
— оформлять основные этапы творческого проекта.
Список литературы:
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. М., 2007;
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. М., 2006;
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. М., 2007;
Хелен Уолтер Узоры из бумажных лент/ Пер. с англ.- М., «Ниола-Пресс», 2006;
Маринина Г.А., Михайлова Т. Г. И др. Квиллинг. Методическое пособие.Санкт-Петербург, 2011.