Программа образовательная область «Технология» 5-8 класс рекомендовано для мальчиков



Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 2

Краснооктябрьского района города Волгограда










Авторская программа

Образовательная область Технология

5-8 класс

рекомендовано для мальчиков







Составитель: Клецова Елена Георгиевна

Учитель МОУ лицей № 2,

Краснооктябрьского района Волгограда



г. Волгоград

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы «Технология» 5-8 классы, сот. Сасова И.А., Марченко А.В. изд.М. «Вента-Граф», допущенной Министерством образования и науки РФ. Программа по технологии для 5-8 классов образовательных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Программа призвана познакомить учащихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

В послании 2009г. к Федеральному Собранию Российской Федерации президентом Д.А.Медведевым сформулирована следующая «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Трудно не согласиться с такой задачей. Посредством реализации программы, я пытаюсь построить образовательный процесс таким образом, чтобы максимально решить поставленные задачи.

Актуальность проблемы трудового воспитания учащихся современной школы обусловлена неоднозначной экономической и социо культурной ситуацией в России, породившей снижение престижа рабочих профессий и потерю уважения к труду, а также поиск учащейся молодежью «легких» жизненных путей, являющихся проявлениями частичной утраты нравственной ценности труда.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что российская экономика оказалась перед необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих мировому научно-техническому уровню производства, конкурентоспособных на российском и мировом рынках труда. Особо значимым становится повышение объемов и качества подготовки по профессиям технического профиля в соответствии приоритетными направлениями развития наукоемкого производства и информационной сферы.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирована стратегическая цель политики государства в области образования — приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и производства, повышение качества образования согласно требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина. В силу названных обстоятельств возникает необходимость в новой парадигме профильно-ориентированного трудового воспитания, отражающей потребности личности и социума, ориентирующей современную общеобразовательную школу на создание условий для жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Это предполагает теоретическое обоснование и разработку эффективной модели профильно-ориентированного трудового воспитания, направленного на личностное и профессиональное саморазвитие и становление учащихся, формирование личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности, таких как потребность в труде, трудоспособность и ответственность, уважение к людям труда, конкурентоспособность.

Технология — это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Лицейское образование в образовательной области «Технология» в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысла творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

С этих позиций обучение по данному предмету рассматривается, как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: освоение знаний о распространенных видах профессий и специальностей на предприятиях различных отраслей производства, сферы услуг и квалификационных требованиях к работникам различных уровней; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о значении и основных составляющих семейной экономики; о методах творческой деятельности, применяемых для решения технических и технологических задач; о последовательности этапов проектной деятельности; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;

овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессией; находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства и возможности своего профессионального роста;

развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств, для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;

воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

подготовка к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

На уроке технологии учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, проекта, публичной презентации.

Принципиально важная роль отведена участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Проектная деятельность учащихся на уроке технологии — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Цель программы

Главная цель — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Это предполагает:

1. Формирование у учащихся качеств: творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.


Задачи

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение обще трудовыми уме­ниями и навыками.


Охрана здоровья учащихся

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче­ских процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепло­выми приборами и кухонными печами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользова­ние нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюде­ние учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил сани­тарии и гигиены. Особенно это относится к выполнению ими технологических процессов по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд.

Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо­ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельно­сти. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у уча­щихся культуру труда и делового общения.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Необходимо строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.

Включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.

Повседневная работа – это исследовательская лаборатория. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.

Обеспечение стабильности уровня качества услуг, повышение качества и эффективности (результативности) их предоставления, гарантированное удовлетворение законных запросов и потребностей клиентов, соблюдение положения нормативных документов, регламентирующих требования к порядку и правилам предоставления услуг.

Своевременное осуществление корректирующих действий, направленные на устранение недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг.

Осуществление самоконтроля предоставления услуг как составляющей части процесса контроля.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15]

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровье сберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы обучения

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов:

ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие обще учебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве

Командная, групповая работа

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Модельный метод обучения

занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция

Метод case study «разбор конкретных ситуаций”

Формы: урок.

Типы уроков:

  • — урок изучение нового материала;

  • — урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • -комбинированный урок;

  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа

  • лабораторно-практическое занятие

  • урок – экскурсия

  • урок – игра

  • выполнение учебного проекта


Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.


Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.


Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно-эксперементальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Кооперативная деятельность учащихся.

  13. Коллективное творчество.





Контроль уровня усвоения знаний и умений

Класс

Виды контроля

КИМ

5 — 7

Проверка знаний:

тесты,

кроссворды,

карточки-задания.

Проверка умений:

практические работы,

тесты,

упражнения.

В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», М.: «Дрофа», 2000

А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004

Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: «Просвещение», 2000

8-9

Проверка знаний:

контрольные задания,

тесты,

кроссворды,

карточки-задания,

тематический срез.

Проверка умений:

практические работы,

тесты,

упражнения.

В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», М.: «Дрофа», 2000

А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004

А.В.Марченко «Итоговая аттестация выпускников», М.: «Просвещение», 2002


Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в конт­рольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):


Ку = KN

где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ста­вится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных зада­ний (0,8 = Ку 0,9).

Оценка швейного изделия производится по сле­дующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.

  2. Соблюдение нормы времени.

  3. Соблюдение технологии.

  4. Организация рабочего места.

  5. Соблюдение правил техники безопасности.

Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназван­ные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 кри­терия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если на­рушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отве­чает предъявленным к ней требованиям или брак, до­пущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважи­тельным причинам.

Для сокращения времени, затрачиваемого на ито­говый контроль, в последнее время все чаще исполь­зуются тестовые задания.

При этом целесообразно применить тесты несколь­ких видов:

  • с выбором одного, двух или нескольких правиль­ных ответов из предложенных вариантов;

  • на соответствие;

  • с требуемым текстовым заполнением;

• на установление правильной последовательности действий.

Учебная программа по технологии 5 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 68 часов и состоит из нескольких разделов.

Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность получить представление о технике моделирования и конструирования и их значимости в развитии человеческого общества и в нашей жизни.

Художественная деятельность учащихся при освоении содержания программы проявляется в разработке формы различных изделий, их декоративном оформлении.

Выполненные учащимися изделия могут быть использованы для украшения интерьера.

При выполнении практических работ обучающиеся не только осваивают технологические приемы. Но и решают задачи по созданию целостного изделия, соответствующего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику.

Большое внимание уделено основам планирования работы, разработке эскизов, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места.

Методика преподавания реализуется через систему усложняющихся объектов труда и заданий, направленных на формирование специальных технико-технологических знаний и умений по выполнению основных операций.

Задания выстроены в соответствии со следующими дидактическими требованиями к обучению:

Последовательность предлагаемых заданий соответствует дидактическому принципу «от простого к сложному»: на первом этапе, обучающимся предлагаются для изготовления однодетальные изделия; на следующих этапах предусмотрено изготовление многодетальных изделий, усложнение формы деталей, повышение качества и точности.

Предлагаемые обучающимся задания включают не только изготовление по технологической карте, но и разработку технологической последовательности собственного изделия.

В целях реализации творческих способностей обучающихся, формирование у них эстетического вкуса, развитие пространственного и образного мышления поручаемые им задания должны носить творческий характер и иметь личное и общественное значение.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

 какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

 общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

 виды пиломатериалов;

Народные промыслы России. Историю развития макетирования и моделирования. Основы материаловедения, основные способы обработки, правила безопасного труда при выполнении работ, общие принципы художественного проектирования.


уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

 понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

 соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

 применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

 деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

1. Элементы машиноведения

Сведения по истории развития техники.

Понятие об изделии и детали

Машина и ее роль в техническом прогрессе. Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т. д.). Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс.

Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины.

Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.). Винтовой механизм, его устройство и назначение. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, вырезы и др.).

Устройство и управление сверлильным станком (2 ч)

Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.

Лабораторно-практическая работа: Устройство сверлильного станка.

2. Основы проектирования

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Набор первоначальных идей. Изображение в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовления изделия. Разработка простейшей технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником.

  1. Технология обработки металла

Общие сведения о металлах. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с металлом. Устройство слесарного и комбинированного верстаков. Правила безопасной работы при ручной обработке металла.

Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметка заготовки (1 ч).

Содержание чертежа детали из тонколистового металла; выбор изображения (видов), простановка размеров, правила оформления чертежа. Последовательность составления эскиза. Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.

Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию и материалам. Экономное расходование материала при разметке.

Резка, правка и гибка тонкой листовой стали (3 ч).

Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий.

Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка). Инструменты, применяемые, для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибки металла.

Упражнения по обработке умений и навыков обработки тонколистового металла, разметке заготовок, резании и опиливании.

  1. Проект

Понятие о проекте. Виды проектов. Основные этапы проектирования.

Этапы выполнения проекта:

выявление потребности семьи или потребительского спроса;

выбор объекта проектирования;

оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;

разработка эскизного варианта изделия;

изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;

определение его примерной “цены”;

реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.).


  1. История развития прикладных ремесел.

Народные ремесла, промыслы России. Виды декоративно- прикладного искусства. История зарождения лепки. Современные тенденции развития лепки.

  1. Основы материаловедения

Свойства материалов. Способы подготовки материала к работе, добавки. Способы обработки.

Общие сведения о древесине. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды древесины и пиломатериалов.

Лабораторно-практическая работа: Определение пород древесины и ее пороков. Виды пиломатериалов.

  1. Технология обработки древесины

Вводное занятие

Содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”. Школьные учебные мастерские – правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 5 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Правила безопасности труда.

Планирование работы. Разработка технологической последовательности изготовления изделий. Изготовление работы. Способы декоративной отделки готовых изделий.

Вводное занятие.

Содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”. Школьные учебные мастерские – правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 5 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Правила безопасности труда.

Элементы графической грамоты.

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.

Разметка, строгание и пиление.

Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.

Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.

Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.

Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.

Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины.

Выполнение упражнений по отработке операций обработки древесины: разметка заготовки, строгание и пиление.

Профессии, связанные с обработкой древесины (столяр, плотник).

Сверление отверстий.

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.

Выполнение упражнений по отработке операции сверления.

Отделка деталей и их подготовка к сборке.

Приёмы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.

Сборка и отделка изделия.

Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.

Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания.

Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами.

Выпиливание лобзиком.

Устройство лобзика. Приспособление “ласточкин хвост” для работы лобзиком. Приёмы работы по выпиливанию лобзиком.

Выпиливание лобзиком.


















Учебная программа по технологии 6 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 68 часов и состоит из нескольких разделов.

Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность получить представление о технике моделирования и конструирования и их значимости в развитии человеческого общества и в нашей жизни.

Художественная деятельность учащихся при освоении содержания программы проявляется в разработке формы различных изделий, их декоративном оформлении.

Выполненные учащимися изделия могут быть использованы для украшения интерьера.

При выполнении практических работ обучающиеся не только осваивают технологические приемы. Но и решают задачи по созданию целостного изделия, соответствующего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 6 классах дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику, технологическое оборудование.

Большое внимание уделено основам планирования работы, разработке эскизов, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места.

Методика преподавания реализуется через систему усложняющихся объектов труда и заданий, направленных на формирование специальных технико-технологических знаний и умений по выполнению основных операций.

Предлагаемые обучающимся задания включают не только изготовление по технологической карте, но и разработку технологической последовательности собственного изделия.

В целях реализации творческих способностей обучающихся, формирование у них эстетического вкуса, развитие пространственного и образного мышления поручаемые им задания должны носить творческий характер и иметь личное и общественное значение.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:
• что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
• основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
• особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
• о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;
• виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
• общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
• назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
• основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
• виды пиломатериалов;
• возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
• источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
• технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
• общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
• виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
• устройство сливного бачка;
уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
• осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
• производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
• понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
• графически изображать основные виды механизмов передач;
• находить необходимую техническую информацию;
• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
• выполнять шиповые соединения;
• шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

• владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
• применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

6 класс

Вводное занятие

Цели обучения и его содержание. Образцы изделий, изготавливаемые учащимися. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда в учебной мастерской.
Понятие о технологическом процессе.
Элементы машиноведения
Понятие о машине и механизме. Классификация машин. Виды технологических машин. Составные части машин в зависимости от их функционального назначения: механизмы двигателей и преобразователи; исполнительные механизмы; механизмы управления, контроля и регулирования; механизмы подачи, транспортировки, сортировки.
Графическое изображение механизмов передач.
Токарный станок по дереву как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Принцип работы станков токарной группы. Операции, выполняемые на токарном станке по дереву. Кинематическая схема станка и ее чтение.
Лабораторно-практическая работа. Устройство токарного станка по дереву.

Технологии обработки древесины

Работа на токарном станке по дереву

Понятие о телах вращения. Виды поверхностей деталей типа тел вращения. Изображение тел вращения на чертежах. Выбор видов на чертеже, их число. Нанесение размеров с учетом базовых поверхностей.
Процесс резания при механической обработке древесины. Виды резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины. Выбор инструментов с учетом свойств древесины. Элементы режущей части, способы их контроля.
Основные требования, предъявляемые к наладке станка.

Подготовка заготовки для обработки на токарном станке по дереву. Приемы установки и закрепления заготовок, чернового и чистового точения, отрезания, отделки шлифовальной шкуркой.
Способы контроля формы и размеров изделия с помощью шаблонов, предельных калибров и универсальных измерительных инструментов. Организация труда и правила безопасности труда при работе на токарном станке по дереву. Рабочее место. Рациональное размещение инструмента, правила бережного обращения с инструментом, приспособлениями и токарным станком.

Практические работы

Составление эскиза, чтение чертежа, чтение технологической карты обрабатываемой детали. Выбор заготовки и планирование работы под руководством учителя. Подготовка заготовки щы обработки на токарном станке. Разметка заготовки квадратного сечения.
Управление токарным станком по дереву. Установка и закрепление заготовок, черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание.
Контроль качества изготавливаемых деталей.
Изготовление изделий из древесины с наладкой инструментов и приспособлений
Общие требования ГОСТ ЕСКД, предъявляемые к чертежам. Выбор видов на чертежах призматических деталей. Нанесение размеров на чертеже.
Понятие о номинальном, предельных и действительном размерах, о предельных отклонениях и допуске на размер.
Пиломатериалы и их получение. Экономный раскрой древесины, безотходная технология раскроя. Применение пиломатериалов.
Конструктивные элементы деталей (шипы, проушины, гнезда и др.) и их назначение. Анализ геометрической формы деталей. Конструктивные элементы деталей различных машин.
Выбор формы, материала и размеров заготовки с учетом пороков древесины. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты.
Условия и приемы наладки ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой и других пил) и приспособлений для обработки древесины. Заточка и заправка режущих частей деревообрабатывающих инструментов на оселках.
Лабораторно-практическая работа. Определение видов пиломатериалов.

Технология обработки металла
(Изготовление изделий из сортового проката, содержащих детали из других материалов)

Основные свойства металлов, их учет при обработке

Металлы и их роль в развитии цивилизации. Краткая история слесарного искусства и художественной обработки металлов. Черные металлы — стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат. Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, Цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидкотекучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой). Целесообразность обработки металла тем или иным способом (резанием, давлением, литьем, электротехническим травлением).
Понятие об обработке металлов резанием
Понятие о процессе и основных условиях обработки металлов резанием. Особенности резания металлов.
Методы, способы и условия получения различных форм поверхностей движением материальной точки, линии и поверхности.
Понятие о шероховатости, классах шероховатости, их условном обозначении на чертежах, способах контроля (по образцам и эталонам) и основных условиях и способах достижения допустимой шероховатости поверхности при обработке резанием (при опиливании, точении и т. д.).

Эскиз детали. Разметка заготовки

Порядок составления эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономное расходование материала при разметке. Правила безопасной работы при разметке.

Рубка и резание металла ножовкой
Назначение и устройство зубила. Приемы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.
Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой.
Опиливание металла. Распиливание отверстий
Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 90°. Приемы обработки криволинейных поверхностей.
Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания.
Инструмент и способы контроля точности формы и размеров обрабатываемых поверхностей и их взаимного расположения на детали.
Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.
Сборка и отделка изделия
Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, её значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками.
Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями.

Культура дома

Устройство и простейший ремонт сантехники
Теоретические сведения. Понятие санитарно-водопроводной сети. Водопроводные краны. Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания крана. Ремонт крана. Трубы. иды труб, применяемые для газовых и водопроводных внутрикомнатных устройств и канализации. Сгибание труб. Устранение подтекания в резьбовых соединениях труб и в раструбных соединениях. Общее понятие о канализационной системе в квартире. Конструкции сифонов и их прочистка. Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Неисправности в работе сифона и их устранение.
Практические работы: 1. Ремонт водопроводного крана. Перекрытие подачи воды перед ремонтируемым участком. Разборка крана, замена прокладки золотника, изготовление новой набивки сальника; 2. Заделка трещин в трубах замазкой. Сгибание труб холодным способом. Заделка резьбовых соединений труб уплотнительным материалом (льняным или конопляным волокном с густой суриковой или цинково-белой краской); З. Разборка и сборка сифона и смывного бачка. Прочистка (при необходимости) сифона. Ремонт деталей смывного бачка.

Основы технологии штукатурных работ
Теоретические сведения. Виды вяжущих материалов, используемых в строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие о строительном растворе. Марки цементов. Приготовление растворов на производстве и в домашних условиях.
Подготовка поверхностей под оштукатуривание. Особенность подготовки под оштукатуривание деревянных стен.
Понятие о слоях штукатурного раствора (обрызг, грунт, накрывка).
Инструмент и приспособления для штукатурных работ.
Технология штукатурных и ремонтных работ. Знакомство с различными приемами нанесения раствора на стену, его разравнивания и заглаживания.
Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретических сведениях.
Проект
Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проекта: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве (укладки для аудио- или видеокассет, разделочные доски и т. д.). Основные этапы проектирования. Виды приспособлений, используемых в быту для хранения аудио- и видеокассет, мелких игрушек и игр и т. д. Их назначение, требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т. д.
Этапы выполнения проекта:
выявление потребности семьи или потребительского спроса;
выбор объекта проектирования;
оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
разработка эскизного варианта изделия;
изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;
определение его примерной «цены»; реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.)



























Учебная программа по технологии 7 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 68 часов и состоит из нескольких разделов.

Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность получить представление о технике моделирования и конструирования и их значимости в развитии человеческого общества и в нашей жизни.

Художественная деятельность учащихся при освоении содержания программы проявляется в разработке формы различных изделий, их декоративном оформлении.

Выполненные учащимися изделия могут быть использованы для украшения интерьера.

При выполнении практических работ обучающиеся не только осваивают технологические приемы. Но и решают задачи по созданию целостного изделия, соответствующего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 7 классах дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику, технологическое оборудование.

Большое внимание уделено основам планирования работы, разработке эскизов, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места.

Методика преподавания реализуется через систему усложняющихся объектов труда и заданий, направленных на формирование специальных технико-технологических знаний и умений по выполнению основных операций.

Предлагаемые обучающимся задания включают не только изготовление по технологической карте, но и разработку технологической последовательности собственного изделия.

В целях реализации творческих способностей обучающихся, формирование у них эстетического вкуса, развитие пространственного и образного мышления поручаемые им задания должны носить творческий характер и иметь личное и общественное значение.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать:

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.


Уметь:

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

7 класс


№ п/п

Темы

1.

Вводное занятие

2.

Основы проектирования

3.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

3.1

Технология обработки древесины с элементами машиноведения

3.2

Технология обработки металла с элементами машиноведения

3.3

Художественная обработка материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.

4.

Технология ведения домашнего хозяйства

5.

Творческие проекты.


Итого:68










Учебная программа по технологии 8 класс.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 учебных часов в год, в неделю- 1 час. Программой предусмотрено, 20% учебного времени на теоретические занятия, на практические- 80 %.

В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по разделам семейная экономика, профессиональное самоопределение, технология электротехнических работ, культура дома;

овладение способами деятельностей: умение действовать автономно, защищать, планировать и организовывать личные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; умение работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, текстами, таблицами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; умение вычленять и выделять главное, основное в большом объеме материала; формирование обще учебных умений и навыков;

освоение следующих компетенций:

информационно-коммуникативная компетенция;

социально-трудовая компетенция;

познавательно — смысловая компетенция;

ценностно-смысловая компетенция;

учебно-познавательная компетенция;

познавательно-смысловая компетенция.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:

профориентационных игр («Цепочка профессий», «Профессия на букву…», «Подарок», «Спящий город», «Угадай профессию», «Человек-профессия», «Самая-самая», «Ловушки-капканчики», «Три судьбы»);

внеклассных интегрированных мероприятий «День матери», «Масленица», «Пасха»;

проектной деятельности по ключевым темам курса.

Результатом освоения программы должна выработаться способности у обучающихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Творческое проектирование предполагает формирование умения определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

В результате изучения технологии обучающийся должен:

Знать/ понимать

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, проекта, публичной презентации.

Принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данная рабочая программа предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники:

Средства, реализуемые с помощью компьютера:

библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);

слайд-лекции по ключевым темам курса;

редакторы текста;

графические редакторы (моделирование формы и узора).


Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов равному числу учащихся в классе.

Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).

Схемы, плакаты, таблицы.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

— Знать цели и значение семейной экономики;

— Знать общие правила ведения домашнего хозяйства;

— Знать роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

— Знать необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;

— Знать цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;

— Знать сферы трудовой деятельности;

— Знать принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

— Знать принципы работы и использование типовых средств защиты;

— Знать о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

— Знать способы определения места расположения скрытой электропроводки;

— Знать устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;

— Знать как строится дом;

— Знать профессии строителей;

— Знать как устанавливается врезной замок;

— Знать основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;

— Знать особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

— Знать основные условие обозначения на кинематических и электрических схемах.

должны уметь:

— Уметь анализировать семейный бюджет;

— Уметь определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

— Уметь анализировать рекламу потребительских товаров;

— Уметь выдвигать деловые идеи;

— Уметь осуществлять самоанализ развития своей личности;

— Уметь соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;

— Уметь собирать простейшие электрические цепи;

— Уметь читать схему квартирной электропроводки;

— Уметь определять место скрытой электропроводки;

— Уметь подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

— Уметь установить врезной замок;

— Уметь утеплять двери и окна;

— Уметь анализировать графический состав изображения;

— Уметь читать несложные архитектурно-строительный чертёж.

владеть компетенциями:

информационно-коммуникативная компетенция;

социально-трудовая компетенция;

познавательно — смысловая компетенция;

учебно-познавательная компетенция;

профессионально-трудовой выбор;

личностное саморазвитие.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

Использовать ПЭВМ: для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

Проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;

Ориентироваться на рынке товаров и услуг;

Определять расход и стоимость потребляемой энергии;

Собирать модели простых электротехнических устройств.



































Учебно-методический комплекс основной и средней (полной) школы лицей №2


Предмет Технолог

учитель Клецова Е.Г.






Предмет

Название программы

Вид программы

Кем утверждена

Учебник (автор, название, издательство, год издания)

Пособия (дидактический материал,

книга

для чтения, методическая

литература,

используемая учеником и учителем)


Технология

5 класс

Сасова И.А.

Марченко А.В.

Технология 5-8 класс

М: Вента-Граф 2005 г.-96 с.



Авторская

МО РФ

Сасова И.А. Марченко А.В.

Технология. Варианты для мальчиков 5 класс М: Вента- Граф 2008 г.

Метод проектов в технологическом

образовании. Пособие для учителя

под редакцией И.А. Сасовой

Москва. Изд. Центр Вента-Граф 2008 г.

Дидактический материал.

Технология обработки древесины.

М: Просвещение 2008 г.

Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: Просвещение, 2002


Технология 6 класс

Сасова И.А.

Марченко А.В.

Технология 5-8 класс

М: Вента-Граф 2005 г.-96 с.



Авторская

МО РФ

Сасова И.А. Марченко А.В.

Технология. Варианты для мальчиков 6 класс М: Вента- Граф 2008 г.

Метод проектов в технологическом

образовании. Пособие для учителя

под редакцией И.А. Сасовой

Москва. Изд. Центр Вента-Граф 2008 г.

Дидактический материал.

Технология обработки древесины.

М: Просвещение 2008 г.

Технология

8 класс

«Технология»

Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Волгоградской обл. 2006 г.

Авторская

МО РФ

Технология для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Под редакцией Симоненко В.Д.

М: — Вента-Граф 2007 г.

Метод проектов в технологическом

образовании. Пособие для учителя под

редакцией И.А. Сасовой

Москва. Изд. Центр Вента-Граф 2008 г.

Дидактический материал.

Технология обработки древесины.

М: Просвещение 2008 г.

В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-9 классы», Москва: Дрофа, 2004г.


Технология 11 класс

В.Д Симоненко Технология 11 класс М: Вента- Граф 2000

Типовая

МО РФ

Технология. Учебник для учащихся 11 класса. Под редакцией В.Д. Симоненко

Москва: Внта-Граф 2001г.

И.В. Липсиц

Экономика ИЗД: Вита Москва 2007 г.

В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000






Рекомендуемая литература


Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? «Обучение за рубежом» №7, 2000.

Как построено обучение на основе кейсов.

Полат Е.С. Метод проектов.

Метод проектов.

Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.

Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилен, 2001. — с. 121-141.

– Викторов, Е. А. Технология: тетрадь для 5 кл. (вариант для мальчиков) / Е. А. Викторов. – Саратов: Лицей, 2000.

– Тищенко, А. Т. Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч. / А. Т. Тищенко, П. С. Самородкин, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1997.

– Карабанов, И. А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5–9 кл. общеобр. уч. – 2-е изд. / И. А. Карабанов. – М.: Просвещение, 1997.

– Бейкер, Х. Плодовые культуры / Х. Бейкер. – М.: Мир, 1990.

– Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4–8 кл. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – М.: Просвещение, 1980.

– Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл.: обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1989.

– Жданович, Б. Д. Твой сад / Б. Д. Жданович, Л. И. Жданович. – Волгоград: Объед. «Ретро», 1992.

– Мак-Миллан, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан. – М.: Мир, 1992.

– Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984.

– Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990.

– Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.

– Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов и др. – М.: Молодая гвардия, 1982.




31


Свежие документы:  Открытый урок в 6 классе «СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА. ОБРАБОТКА ЗАСТЕЖКИ В ЮБКИ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: