Рабочая программа по технологии для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ












Рабочая программа

по технологии

для преподавания технологии

в 5 – 8 классах





Составлена на основе

авторской программы

«Технология. Трудовое обучение»,

под ред. В.Д.Симоненко, Ю. Л. Хотунцева,

М., «Просвещение», 2008 г.



Автор:Ковалева

ГалинаГермановна

учитель технологии












г.Клин

2010-2011 учебный год.

Пояснительная записка.


1.Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы члена – корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.Д.Симоненко в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Рабочая программа разработана с целью адаптации авторской программы к условиям общеобразовательного учреждения, в частности, наполняемость классов образовательного учреждения менее 25 человек, т.е. класс является неделимым, следовательно, необходимо внести коррективы по гендерному подходу в изучении предмета технология, подобрать дифференцированные объекты труда; недостаточный уровень материально – технической оснащенности кабинета технологии; расхождение в учебных часах по авторской программе и базисному учебному плану. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений на этапе основного общего образования для обязательного изучения образовательной области «Технология» отводится 238 часов. В том числе: в 5, 6, 7 классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 8 классе – 34 часа. Рабочая программа предполагает использование УМК под редакцией В.Д.Симоненко:

  1. учебник «Технология, обслуживающий труд. 5 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.

  2. «Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 5 класс»под ред. В.Д.Симоненко», составитель Н.Б.Голондарева, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008 год.

  3. учебник «Технология, обслуживающий труд. 6 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.

  4. «Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 6 класс»под ред. В.Д.Симоненко», составитель О.И. Мокридина, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008год.

  5. учебник «Технология, обслуживающий труд. 7 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.

  6. «Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 7 класс» под ред. В.Д.Симоненко», составитель И.В.Червякова, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008год.

  7. учебник «Технология. 8 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.

  8. «Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 8 класс»под ред. В.Д.Симоненко», составитель Н.Б.Голондарева, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008 год.


Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально – экономических условий .

2. Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела:

  • Пояснительную записку;

  • Учебно – тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса;

  • Требования к уровню подготовки выпускников;

  • Список литературы.

3. Общая характеристика учебного предмета.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология — это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школьном курсе «Технология» — интегрированная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Изучение образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.


Главная цель образовательной области «Технология»- подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  • Формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  • Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

  • Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  • Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • Овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

  • Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности обучающихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обучающихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров­ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова­ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко­логическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Формы, методы, технологии обучения

При преподавании курса технологии используются следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, деятельностного подхода, метод проектов, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.

При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.

Приоритетные виды общеучебной деятельности:

1.определение адекватных способов решения учебной задачи на основе задан- ных алгоритмов.

2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не пред полагающих стандартное применение одного из них.

3.творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально – экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Технология. Обслуживающий труд» с преобладанием разделов «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов».


Отличительные особенности рабочей программы

Базовыми для направления программы «Технология. Обслуживающий труд» являются следующие основные разделы :

    1. культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов;

    2. художественная обработка материалов;

    3. информационные технологии;

    4. домашняя экономика и основы предпринимательства;

    5. проектная деятельность.

Содержание данных разделов по­зволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промыш­ленности и быту для изготовления различ­ных изделий, их свойствами и технологией обработки, развить способности, позволя­ющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.

По авторской программе на курс изучения технологии отводится 68 часов в 5-9 классах, но в соответствии с БУП выделено 34 часа на изучение технологии в 8 классе и отсутствуют часы на изучение технологии в 9 классе, соответственно внесен ряд изменений в программу.

Исходя из конкретных условий образовательного учреждения : материально – технических возможностей школы, материальных возможностей учащихся, социальной востребованности, условий неделимости классов ; отсутствия возможностей выполнять практические работы по теме «Кулинария», а именно:

— отсутствие в кабинете горячего и холодного водоснабжения;

— невозможности установки и подключения электро- и газовых плит;

данную тему целесообразно преподавать по теоретическим основам, практические задания перенести в домашние условия с дальнейшим отчетом о проделанной работе в классе. Освободившиеся часы будут использованы при изучении темы «Рукоделие» в 6-7 классах. Количество учебных часов на изучение темы «Технология изготовления швейных изделий» увеличено, т.к. материально техническая база швейного оборудования школы не позволяет выполнить всем обучающимся запланированные швейные работы в предусмотренные авторской программой сроки. Соответственно сокращены часы на выполнение проектных работ. Данный модуль может быть изучен в полном объеме при выборе менее сложных тем проектов, изготовлении проектных изделий по упрощенной технологии, дифференцированном подходе к выбору объектов труда. Разделы «Домашняя экономика и основы предпринимательства», «Художественная обработка материалов», «Проектная деятельность» (8 класс), не могут быть изучены в полном объеме, т.к. программа под редакцией В.Д.Симоненко разработана для обучения школьников с 5 по 8 классы на 68 учебных часов, по базисному плану образовательного учреждения на изучение образовательной области «Технология» выделены 34 часа в 8 классе. Таким образом, учебное время на изучение данных разделов будет перераспределено соответственно с базисным планом образовательного учреждения.

Тематическое планирование

(соответствие авторской и рабочей программ в учебных часах)


темы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс


Авт.

Раб.

Авт.

Раб.

Авт.

Раб.

Авт.

Раб.

1.Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

1

1

2.Кулинария

11

8

14

8

14

8

3. Гигиена подростка

2

2

4

4

4

4

4. Интерьер жилого дома

2

2

4

4

2

2

5. Элементы материаловедения

2

2

2

2

2

2

6. Элементы машиноведения.

6

6

4

4

4

4

7. Ручные работы

2

2

8. Рукоделие

10

10

8

10

6

8

9.Уход за одеждой. Ремонт одежды

2

2

4

4

4

4

10. Уход за ребенком

2

2

11.Технология изготовления швейного изделия (конструирование и моделирование изделия)

7

16

10

16

12

20

12.Информационные технологии

6

6

14

3

13. Проектные работы

16

8

16

12

16

10

16

10

14.Резервное время

2

2

2

1

15. Элементы домашней экономики







18

8

16.Художественная обработка материалов

20

11

Итого

68

68

68

68

68

68

68

34


Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические, творческие и проектные работы. Тема «Творческий проект» по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой проектной деятельности необходимо акцентировать внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на обучение, способствует осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе обучающиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/понимать

— основные технологические понятия;

— назначение и технологические свойства материалов;

— назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

— виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

— профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получение продукции.

Уметь

— рационально организовывать рабочее место;

— находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

— составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия и получения продукта;

— выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

— выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

— соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

— осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия;

— находить и устранять допущенные дефекты;

— проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

— планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

— распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.получения технико– технологических сведений из разнообразных источников информации;

2.организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

3.изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

4.создание изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

5.контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

6.обеспечения безопасности труда;

7.оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

8.построения планов профессионального образования и трудоустройства.



Список литературы.




    1. «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение», под редакцией В.Д.Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, М., «Просвещение», 2008 г.


    1. «Настольная книга учителя технологии», справочно-методическое пособие, под ред. А. В. Марченко, М. , АСТ «Астрель», 2005 г.



    1. «Сборник нормативных документов. Технология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план», под ред. Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева, М., «Дрофа», 2006 .


















Свежие документы:  Доклад «Развитие творческих способностей на уроке технологии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: