Современный подход к проектному заданию по технологии и технологическому образованию воспитанников НВМУ 5, 6 и 7 классов


ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЁННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «НАХИМОВСКОЕВОЕНН-МОРСКОЕУЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»















«Современный подход к проектному заданию
по технологии и технологическому образованию
воспитанников НВМУ 5, 6 и 7 классов»





подготовил

учитель технологии

Сманцырев Михаил Михайлович

















г. Санкт-Петербург

2013



В настоящее время страна испытывает катастрофическую нехватку технических кадров, в том числе, инженерно-технических, владеющих знаниями и имеющих творческий потенциал, способных найти научно-технические решения имеющихся проблем в нашей промышленности, вывести ее на мировой уровень, сделать конкурентоспособной, и, наконец, начать делать шаги к независимости нашей экономики от мировых цен на нефтепродукты.

Не секрет, что большинство выпускников школ не проявляют желания приобретать технические профессии. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, необходимо всячески пропагандировать инженерно-технические профессии, пробуждать интересу молодого поколения к техническому творчеству и созидательному труду, строить занятия таким образом, чтобы воспитанники получали удовлетворение от достигнутого результата созидательной деятельности. Замечу, что совсем не обязательно стремиться к массовому перенаправлению молодежи в технические учебные заведения, важно добиться необходимого баланса, требуемого для гармоничного развития общества. Воспитанникам необходимо разъяснить, что добросовестное изучение технологии не подразумевает, что они будут обязательно заняты в той или иной технологической сфере деятельности, а знание изучаемых технологий не только расширит их кругозор, но и поможет в дальнейшей самостоятельной жизни. Известно, что если заказчик той или иной услуги (ремонт квартиры, автомобиля, бытовой техники и др.) разбирается в технологиях заказываемых работ и уверенно владеет профессиональными терминами при договоре с подрядчиком или индивидуальным мастером, то ему не будут пытаться навязать лишних услуг, и, вероятнее всего, назначат реальные расценки. Если говорить просто, его не обманут.

Задатки технического мышления закладываются в детстве, т.е., во время обучения в общеобразовательной школе. В этой связи, технологическое обучение призвано аккумулировать знания, полученные воспитанниками в процессе изучения всех предметов, обобщать эти знания и направлять на достижение цели – создание технологического продукта и умение воспитанника применить все эти знания и практические навыки в повседневной жизни.

Первым опытом практического созидательного творчества является проектная работа. При выборе темы проектного задания учитель должен проявить индивидуальный подход к каждому воспитаннику с целью выбора такого задания, которое воспитанник, с учетом его практических навыков и творческих способностей, выполнит, то есть, достигнет результата и получит удовлетворение от процесса творчества при создании продукта труда. Как нельзя допускать выбор воспитанником слишком сложного задания, так как невыполнение его может вызвать у воспитанника неуверенность в своих творческих способностях, так нельзя допускать выбор очень простого задания, так как от его решения воспитанник не получит творческого удовлетворения и, как следствие, не повысит уровень своей технологической подготовки. Кроме того, преподавателю будет сложно отследить способности к творческому мышлению воспитанника с целью определения его наклонностей в той или иной области технологии.

В каждом последующем классе проектная работа должна усложняться. У воспитанников, решающих все более сложные задачи, укрепляется уверенность в своем творческом и технологическом потенциале, что способствует заинтересованности в инженерно-технической направленности дальнейшего обучения. Так, например, после работы по созданию моделей кораблей воспитанники начинают задавать вопросы об инженерной направленности дальнейшего военно-морского образования, а при анализе технологий создания различных изделий интересуются профессиями специалистов, создавших понравившиеся экземпляры.

При выборе темы проектного задания необходимо продуктивно использовать весь опыт технологического образования нашей старой трудовой политехнической школы, которая давала достойное среднее образование, воспитывала потребность у учащихся к дальнейшему обучению в высших, в том числе, технических учебных заведениях.

Рассмотрим, как пример, преобразование технического задания по практическому изготовлению молотка в проектную работу, применяя творческий подход и рассматривая данное техническое задание в свете современных требований к среднему образованию воспитанников.

Итак, тема проектной работы: «Проектирование и практическое изготовление молотка для занятий по технологии в 5, 6, 7 классах».





Алгоритм выполнения проектного задания:

1 этап. Исследовательская работа

(Воспитанники применяют знания информатики, черчения, физики, химии, геометрии, ОБЖ, рисования, технологии)

Воспитанники проводят исследовательскую работу, уясняют задачи и цели проектной работы, работают с литературой, нормативными документами, в интернете с целью сбора данных, а именно, фактического материала, необходимого для выполнения проекта.

Цели исследовательской работы будут достигнуты, если воспитанники, направляемые преподавателем, получат следующие результаты

Молоток изготавливается из стали, его вес не должен превышать 150 граммов по требованию мер безопасности на занятиях по технологии в 5,6,7 классах.

Ручка молотка изготавливается из древесины твердых пород, ее размер в сечении не должен превышать 15х25 миллиметров в самом толстом месте.

По требованиям эргономики ручка молотка должна иметь конусообразное утолщение, с минимальным размером у металлической части молотка, для предотвращения выскальзывания из руки при взмахе под действием центробежной силы.

При длительной работе молотком мышцы кисти руки «затекают», а время мышечной реакции для сжатия пальцев, в случае начала выскальзывания ручки молотка из руки, многократно увеличивается;

Ручка молотка не должна иметь острых углов и шероховатостей, способных повредить кожу кисти руки при работе.

Удельный вес стали равен примерно 7гр./см.3, что необходимо при расчете размера металлической части молотка.

После насаживания на ручку металлической части молотка, ручка расклинивается металлическим клином для предотвращения соскальзывания металлической части молотка с ручки, под действием центробежной силы при взмахе, и разбалтывания прочности насадки при ударах во время эксплуатации молотка.

2 этап. Проектирование

(Воспитанники применяют знания черчения, физики, химии, геометрии, математики, ОБЖ, рисования, технологии)

Воспитанники производят теоретические расчеты размеров деталей, необходимых для изготовления молотка, делают чертежи, рисуют эскизы, проставляют размеры.

Ручка молотка

Воспитанники опытным путем определяют, что длина ручки молотка небольшого размера должна быть25-30сантиметров.

Имея данные по максимальному сечению ручки молотка (15х25 миллиметров) и необходимости ее утолщения от металлической части, воспитанники находят решение, которое подразумевает прямолинейное обтачивание от сечения 15х25 миллиметров, на одном конце ручки, к сечению 10х20 миллиметров, на другом конце ручки, с последующим скруглением углов;

Для вбивания клина воспитанники предусматривают прорезь в тонком конце ручки, по ее высоте, на глубину не более толщины металлической части молотка.

Для удобства работы и придания товарного вида ручке воспитанники определяют способ ее механической обработки, а именно, шлифовку наждачной бумагой.

Металлическая часть молотка

При определении размера металлической части молотка воспитанники высчитывают ее объем путем деления веса на плотность (150:7), получается примерно 21 см3.

Если металлическая часть молотка имеет простую форму, то ее объем воспитанники высчитывают по геометрическим формулам.

Если форма сложная, то ее модель воспитанники изготавливают из пластилина, пенопласта или другого легкообрабатываемого материала, и определяют ее объем путем погружения в воду, он будет равен объему вытесненной моделью жидкости.

В металлической части молотка воспитанники предусматривают отверстие для насаживания на ручку, размер отверстия должен совпадать с размером более тонкого конца ручки.

В заключении воспитанники определяют чистоту механической обработки металлической части молотка.

Клин

При проектировании клина воспитанники уясняют, что его лучше изготовить из металла, хотя и из древесины плотной породы клин будет выполнять предназначенные ему функции.

Воспитанники уясняют, что размер клина зависит от размера металлической части молотка, толщина клина определяется плотностью древесины, применяемой для изготовления ручки. Чем тверже древесина, тем меньше толщина клина.

В теле клина воспитанники предусматривают один или несколько конструктивных элементов для предотвращения выскальзывания его из ручки молотка после вбивания. В центре клина может быть выполнено отверстие диаметром не менее 10 миллиметров, в которое, при вбивании клина, врежется древесина, что обеспечит его прочную посадку в ручке. Второй вариант – заусенцы на теле клина, выполненные напильником, ножовкой по металлу или зубилом.

3 этап. Практическое изготовление деталей и сборка молотка

(Воспитанники применяют знания черчения, геометрии, ОБЖ, технологии)

Воспитанники изготавливают по своим чертежам комплектующие детали слесарной обработкой – металлическую часть молотка и клин.

Воспитанники изготавливают по своим чертежам комплектующие из дерева – ручку молотка и клин, если они приняли решение на изготовление клина из древесины.

На заключительном этапе воспитанники собирают молоток из изготовленных ими комплектующих деталей и проводят его практические испытания.





4 этап. Обоснование экономической целесообразности изготовления молотка разработанным способом

(Воспитанники применяют знания информатики, черчения, физики, химии, математики, ОБЖ, технологии)

Воспитанники оценивают производительность труда слесаря и плотника при изготовлении комплектующих деталей и сборке молотка.

воспитанники уясняют, что если изготавливать молоток по разработанной ими технологии, то слесарь будет изготавливать металлическую часть молотка и клин примерно 1 час, а почасовая оплата работы слесаря на предприятии стоит примерно 600 рублей в час. Даже если стоимость работы плотника по изготовлению деревянной ручки и сборке молотка будет очень низкая, стоимость молотка в розничной торговле будет в разы ниже (примерно 150 рублей), чем себестоимость изготовленного воспитанниками молотка по разработанной ими технологии;

Далее воспитанники анализируют менее затратные малоотходные и безотходные технологии – литье из металла, горячую штамповку, порош-ковую металлургию;

В результате рассмотрения более прогрессивных технологий воспитанники приходят к выводу, что разработанная ими технология изготовления молотка при помощи ручной обработки не может быть конкурентоспособной при ее использовании в коммерческих целях;

Далее воспитанники уясняют, что разработанная ими технология изготовления молотка может приносить огромную пользу в учебно-производственной мастерской, так как в процессе творческой производственной деятельности у обучающихся закрепляются технологические, аналитические способности и практические навыки, а изготовленный молоток пополнит материально-техническую базу мастерской.

Анализируя ход выполнения проектной работы, можно сделать вывод, что технология, как никакой другой предмет, аккумулирует знания, полученные воспитанниками при изучении большинства, даже, на первый взгляд, не имеющих никакого отношения к технологическому образованию, предметов.



Например, иностранный язык может быть востребован при прочтении технических характеристик детали импортного производства, применяемой при проектировании, или инструкции по эксплуатации того или иного импортного инструмента. И, самое главное, технологическая подготовка учит умело применять все эти знания и приобретенные навыки и умения, как в повседневной жизни, так и в планировании направленности своего дальнейшего образования.

В заключении, вспоминая об опыте нашей средней школы, напомню об организованной всеобъемлющей помощи со стороны предприятий, особенно в области технологического образования. Именно поэтому в следующей публикации я хочу поделиться опытом обращения в различные производственные организации, которые, без ущерба для своей деятельности, помогали производственными отходами. Прошу правильно понять определение «производственные отходы». Например, на мебельном производстве такими отходами могут быть обрезки и шпон дерева ценных пород (бука, дуба, красного дерева, палисандра, вяза, карельской березы). И эти, по сути, отходы являются для нас ценным материалом и, по пути на свалку, могут принести неоценимую помощь в деле технологического образования воспитанников.

Список использованной литературы

  • «Программы общеобразовательных учреждений», технология 5-11 классы, Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко, издательство «Просвещение» 2010, 8-е издание, с изменениями.

  • «Примерные программы по учебным предметам», технология 5-9 классы, А.А. Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков, издательство «Просвещение», 2010.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Е.С.Полат. – М., 2001. – 325с.

  • Интернет в гуманитарном образовании. Под. ред. Е.С.Полат. – М., 2000. – 227с.

  • Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – 255 с.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: