Статья на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»


Государственная бюджетная специальная (коррекционная)

школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай

Похвистневского района Самарской области










Статья


на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»









подготовила

учитель трудового обучения

Чуватова Любовь Петровна















с. Малый Толкай



2012


РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»


Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Если есть интерес, то у ребенка возникает желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса школьника должна быть направлена деятельность педагога.
Считаю, что можно превратить «пассивных» детей в «активных», вызвать интерес к учению, если умело сформировать мотивацию ученика. Повышение уровня мотивации детей к изучению швейного дела является важным и актуальным направлением педагогического поиска, поскольку является профилирующим и сегодня намечается «угасание» интереса детей к некоторым видам рукоделия. Одна из основных задач, которую я ставлю перед собой – повышение уровня мотивации к изучению отдельных разделов швейного дела

Решению этой задачи мне помогает при планировании структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Известны два основных пути формирования у учеников нужной мотивации. Первый, так называемый «снизу вверх» состоит в создании таких объективных  условий, такой организации деятельности ученицы, которые ведут к повышению мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на имеющуюся потребность, так организует работу, чтобы она вызывала у учеников положительные эмоции удовлетворения и радости. Если эти чувства ученица испытывает долго, то у нее возникает новая потребность в этой деятельности.

Особую роль в формировании мотивации играет коллектив, среда, в которой живет и действует ученик. В данной ситуации важная роль в повышении активности принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества, что позволяет приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

Еще одна из форм работы в коллективе, которая успешно помогает повышать интерес к предмету – проектная деятельность учащихся. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер.

Свежие документы:  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА для 6 класса "Строение листа"

     Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

     Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Метод проектов дает школьникам отличный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях. Использование проектной деятельности убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета.  А если проект носит коллективный характер – дети учатся выполнять функции принятой на себя роли, анализировать результаты совместной работы, т.е. позволяет ученикам приобретать навыки работы в команде.
Для примера, коллективный проект, как «Изготовление диванной подушки» очень значим для подростков, ведь они выполняли его не для себя, а для детей дошкольной группы и работу выполняли новым для них видом техники «Пэчворком», что позволяет поднять уровень мотивации на еще большую высоту.


1 – материаловедение; 2 – машиноведение; 3 – конструирование и моделирование швейных изделий; 4 – художественные ремесла; 5 – кулинария; 6 – эстетика и экология жилища

Как видно из сказанного, формируя оптимальный уровень мотивации к изучению швейного дела, через проектную деятельность, учителю дополнительно удается сформировать социальные умения и навыки.
Каков же оптимальный уровень мотивации? По утверждению ученых уровень мотивации равный 85% считается оптимальным, достаточным – 65-84%, а низкий – 45-64%. Путем проведения разнообразных приемов обследования с учениками 7 класса я выяснила, как меняется уровень мотивации школьников при изучении различных разделов и тем программы.
Следовательно, грамотно используя арсенал средств в своей работе мне необходимо добиться «выравнивания» уровня мотивации в некоторых разделах. Например, дети с удовольствием берутся за ту работу, где они конкретно знают кому она будет предназначена и на работах ставятся личные логотипы (знаки).

В заключение хотелось бы отметить, что для формирования высокой мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность заданий. Умело применять различные  формы работы, не только проектную деятельность, но и такие как ролевые и деловые игры, олимпиады, информационные технологии, не забывать о важности создания в группе атмосферы тепла, доверия и уважения, «гореть» самому и «зажигать» своих учеников



10 эффективных способов мотивации учеников на уроках

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Суд идет»

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как она всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая «сейчас» больше, чем «потом». И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате. Мы подобрали для вас 10 эффективных способов мотивации ваших учеников, который могут способствовать повышению эффективности и результативности вашей учительской работы.

1. Поощряйте учеников

Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей, проводите еженедельные награждения лучших учеников в классе, ведите колонку с доской почета в школьной газете. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.

2. Ожидайте от учеников лучшего

Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение.

3. Распространяйте энтузиазм, как вирус

 Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их.

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке

Не проводите уроки однообразно день ото дня. Конечно, так вы сможете приучить детей к определенному порядку, установить четкие рамки и нормы. Однако строгое следование «инструкциям» не позволит вашим ученикам обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться.

5. Назначайте работу по классу

Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями. Например:
— вести колонку класса в школьной газете;
— завести интернет-блог класса;
— присматривать за растениями в классе;
— пиар (пригласить интересных людей на классный час или урок);
— рутинная работа по классу.

6. Распределяйте полномочия и ответственность

Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). Распределяйте обязанности, давайте ученикам возможность определения хода урока, давайте им немного дополнительных прав.

7. Урок в вольной форме

Позвольте раз в неделю ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока (или всего учебного дня) или проводите голосования по этому вопросу (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).

Свежие документы:  Алюминий, 9 класс

8. Соотносите ваш урок с действительностью

Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.

9. Озвучивайте цели класса заранее

В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Вы можете даже визуально их оформить. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.

10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Вы можете вести классную доску успеха, на которой напротив каждой фамилии ученика вывешивать символические звездочки за положительную деятельности во внеурочное время. Объявляйте и награждайте победителей раз в определенный промежуток времени (обнуляйте при этом рейтинг, чтобы у отстающих ребят снова появился шанс).




Литература


1 Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. Начальная школа + 2007, №7

3.. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998.

4. Павленко В. Проекты и исследования. // Начальная школа. №9, 2008.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.
10 http://www.direktor.ru

11 http://www.n-shkola.ru



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: