Статья «Вовлечение в творчество — путь к успеху (методический проект в обучении технологии 5-7 классов)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»














Статья

Вовлечение в творчество — путь к успеху

(методический проект в обучении технологии учащихся 5-7 классов)














Составила: учитель технологии

Жмакина Вера Леонидовна






Г. Урай

2011 год




Проблема: « Вовлечение в творчество – путь к успеху в обучении технологии».


Цели и задачи: Вы знаете, почему у нас многие не любят свою работу? Да больше потому, что не умеют ее хорошо делать. Работая через пень – колоду, дела своего не полюбишь. Каждый любит делать то, что он умеет хорошо делать. И поэтому, может быть, главное в нашем воспитательном деле — учить детей хорошо делать свою работу. Чтобы заинтересовать учениц занятиями по технологии, подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Для развития вкуса необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного искусства и изготавливать изделия с элементами творчества.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень


Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыноч­ные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и дело­вых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, бы­стро и безошибочно принимать решения.

Государство ставит перед школой задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами позна­ния, сформировать познавательную самостоятельность. В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место занимает формирование творческих способностей.

Творческий подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине 18 века, однако более ста лет потребовались, чтобы она стала востребованной педагогическим со­обществом. Отправным пунктом послужила выдвинутая Л.С. Выгодским идея о том, что один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творче­стве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего раз­вития и созревания ребенка.

Значительное внимание в современном образовании уделяется его личной ориента­ции. В Проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования под­черкнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также:

  • его личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей;

  • усиление деятельностного компонента;

  • креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Школьный предмет «Технология» — один из основных предметов, где во главу угла ставится именно развитие творческих качеств учеников. На уроках технологии дети про­ектируют, мастерят, конструируют, творят, создают своими руками модели, делающие окружающий мир более удобным, уютным и красивым.

Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему, осуществляется прогрессивное движение общества, создаются новые машины, технические и биологические системы, творчество постоянно меняет наш образ жизни и мышления, способствует познанию неизвестного, преобразованию и совершенствованию известного. Оно борется со старым, косвенным, рутинным; меняет наши установки, цели и смысл жизни.

Проблема творчества – одна из основных проблем для психологии личности и ее развития. Критерием проявления творчества служит характер выполнения учащимся предлагаемых ему заданий. Вместе с тем можно выделить следующие структурные компоненты: доминирующую роль внутренней мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в постановке и решении проблем; возможность прогнозировать решения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Актуальность моей работы в том, что творческому развитию личности в настоящее время уделяется много внимания в связи с изменяющимися общественными отношениями, и учебный предмет «Технология» как никакой другой учит учащихся выполнять различные творческие проекты, задания. За годы моей работы накоплен большой материал по проектной деятельности учащихся на уроках технологии. Возникла необходимость привести накопленный материал в систему.

Поэтому цель моей работы:

обобщить и систематизировать материал по проектной деятельности учащихся на уроках технологии в 5-7 классах.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение метода проектов в преподавании технологии.

  2. Изучить формы и методы проектной деятельности применительно к урокам.

  3. Систематизировать материал проектной деятельности учащихся.







Глава 1. Значение и особенности применения метода проектов в образовательной области «Технология»

1.1. Цели и задачи преподавания предмета «Технология»

Если обратиться к словарям, то понятие «технология» там трактуется однозначно. Вот, например, ее определение из словаря О.И. Ожегова и Н.Ю. Шверовой: технология — это «со­вокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»1. Поскольку термин «технология» применя­ется сейчас не только к производственным процессам, но и к учебным, лечебным и т.п., я бы предложила определить ее как последовательность действий, направленных на достижение заданных целей. Из этого следует ошибочность противопоставления технологии трудовому обучению, хотя само понятие «технология» для обозначения данной образовательной об­ласти считаю более удачным. Ничто не стоит на месте, и внесение изменений, улучшений, основанных на новых подходах, — дело естественное. Но вот что настораживает: не превра­тилась бы технология в еще одну теоретическую дисциплину. Ведь она по самой своей сути имеет практическую направленность.

В начальной школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса уча­стия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккурат­ности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положитель­ная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

В среднем школьном звене должна быть продолжена работа по выработке взглядов, сис­темы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой — реализовать личные устремления. В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профес­сиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, во­влечь в общественно полезный труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры.

Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельно­сти с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информа­цию; сотрудничать в коллективе, объективно оценивать свои профессиональные возможно­сти и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение начальной профессиональной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или про­должить образование в специальных учебных заведениях.


1.2. Проектирование в технологии

1.2.1. Место метода проектов в обучении технологии

Метод проектов занимает особое место в обучении школьников технологии. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее во­площения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным. Для этого, начиная с младших классов, дети должны участвовать в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции или услугах, оценке имеющихся для их реализации технологических возможностей и эконо­мической целесообразности работы; выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления изделия.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой пусть небольшой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления лич­ностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектным обучением понимается организация образовательного процесса, на­правленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по заданным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректи­ровки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации ре­зультата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осоз­нанное и глубокое их усвоение. Комплексный подход к разработке учебных проектов спо­собствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся, их творческого потенциала. Работы философов, психологов, педагогов, посвященные проблемам технического творчества, показывают, что в любой творческой дея­тельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы.

Мотивация и уяснение ориентировочной основы действий осуществляются на организа­ционном этапе, когда происходит выбор учащимися тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объема знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.

Следующий этап — конструкционный, в процессе которого на основе уже освоенных ме­тодов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения кон­струкции будущего изделия.

Реализация проекта в материальной форме происходит на этапе технологическом, ос­новной целью которого является создание реального объекта. При этом учащиеся обосновы­вают конструкционные и технологические решения.

На заключительном, презентационном этапе происходит анализ выполненной работы, да­ется ее самооценка и, как финал, — проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.

Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трем основным на­правлениям:

  1. формирование банка учебно-познавательных задач;

  2. создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов;

  3. вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Применение учебно-познавательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработку технологии выполнения изделий при изучении различных тем программы не просто оправдано, а необходимо. Вот почему учителю при планировании на учебный год необходимо выделять разделы, которые будут вынесены на творческий проект. Опыт убеждает также в необходимости введения единого задания на выполнение творческого проекта, создающего условия для устойчивой мотивации учащихся к дальнейшей учебной деятельности и обеспечивающего конкуренто­способность различных проектов. Оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы способствовать развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся. Например: «Разработать и изготовить модель (игрушку) «.

Элемент неопределенности стимулирует познавательную активность учащихся. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, ме­тода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Особенностью данного метода является то, что необходимо не только изготовить изделие, но и оценить и пуб­лично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным яв­ляется определение реального вклада каждого участника. Тем самым решается комплекс пе­дагогических задач, включающих формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и полученных результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по ос­новам наук. Все это составные части системы работы школы по формированию технологиче­ской культуры и проектного мышления школьников.

Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образова­тельного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направлен­ность. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школь­ников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Сейчас метод проектов активно внедряется не только в образовательной области «Техноло­гия», но и в других учебных предметах.

Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе ра­боты над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способно­сти. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся полу­чат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих прак­тических работ, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируе­мым и достигнутым результатам трудовой деятельности.

Образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую во­влекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать про­ектирование методом развивающего обучения. При этом алгоритм его остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решений. В известной мере проектиро­вание можно считать программированным обучением.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполня­ется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким об­разом, можно говорить об эргономическом содержании образовательной области «Техноло­гия», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направ­лено также на психофизическое, нравственное, интеллектуальное развитие школьников, ак­тивизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успеш­ную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удов­летворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

1.2.2. Как заинтересовать школьников проектированием?

В такой постановке вопроса уже заложено утверждение, что ядром мотивации проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвав­ших интерес объектов подражание, ожидание личного успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий.

Учитель может использовать некоторые процедуры формирования интереса к проект­ным заданиям, процессу проектирования, например следующие:

Объяснение сути проектного метода — введение расширенного понятия «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других его видов, представление его как способа улучшения технико-экономических, социальных, эргоно­мических и экологических показателей производства товаров, изделий и услуг.

Представление вариантов выполненных проектов — знакомство с содержанием и объе­мом проекта, требованиями к его оформлению; акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов, формирование банка идей); выявление сильных и слабых сторон представляемых проектов сообщение критериев оценивания выполнены работ; различение проектов по сложности (выбор объекта, объем разработок, трудоемкость выполнения и др.).

Аннотирование перечня возможных тем проектов — представление перечня (не менее 10 —12 тем); комментирование возможных результатов; ожидаемые проектные решения (изменение формы, размеров, цвета, выбор другого материала, совмещение функций изделия, уменьшение количества деталей, улучшение тех­нологии изготовления и др.), проведение мысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так…»

Ознакомление с процедурой выполнения проектов — этапы, работа в классе и дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов малыми группами, мате­риальное воплощение проекта; информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинги, книги — учебные и специальные, компьютерная поддержка и др.); роль учителя.

Ознакомление с процедурой оценивания проектов — публичная защита; оценивание проекта и его защиты; критерии оценивания.

1.2.3. Цели проектирования

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий — от зарождения замысла до материальной реализации и исполь­зования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать так­тику действия при решении не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими алгоритмами их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон реше­ния. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. ком­бинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, дик­туемого изменяющимися внешними условиями.

Проектный метод познавательной деятельности по технологии позволяет учащимся по­лучить версии (разной степени наполнения) ответа на вопрос: как и почему появляются но­вые вещи в предметном мире?

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. рас­ширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного одно­типностью деятельности.

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполне­нием проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образо­вательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося:

информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание);

функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);

технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать заданный уровень качества, понима­нии свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабо­чего места и др.);

интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объ­ема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);

волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (ра­боту) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и со­ветам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.).

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и от­ношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реали­зуются творческие усилия личности не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проекти­рования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в пре­ломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспита­ние любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом про­цессе.

Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осозна­ние детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию — с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

1.2.4. Задачи проектирования

В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь разные уровни особенностей). К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;

планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы…»;

планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжении бюджетом времени, сил, средств;

выполнения обобщенного алгоритма проектирования;

внесения коррективов в ранее принятые решения;

конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);

выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, эконо­мических), представления их в вербальной форме;

оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству вы­полненного, по трудозатратам, по новизне;

оценивания проектов, выполненных другими;

понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной за­щиты проектов;

конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, инди­видуальности проектировщика (проектанта), проявляющейся в результате, готовом изделии;

расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.


1.2.5. Обобщенный алгоритм проектирования

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, кото­рый в общих чертах включает развернутые ответы на вопросы:

Что уже есть? Что предлагает рынок? Какова эволюция и тенденция изменения Вашего изделия? Какова конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены?

Кто потенциальные потребители нового изделия (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

Какие потребности Вы собираетесь удовлетворять введением в предметный мир своего изделия (улучшение потребительских, эстетических качеств; снижение себестоимости и цены; расширение рынка; упорядочение предметной среды; сокращение производственных, торговых и транспортных расходов и др.)? Не является ли предлагаемое новое изделие «информационным шумом», засорением предметного мира?

За счет чего Вы хотите добиться успеха? Какие идеи и предложения у Вас есть (другой материал, изменение конструкции и количества деталей, переход на другую технологию, цветовое решение, упаковка, эксплуатационная надежность и др.)?

Пробовали ли Вы изменять внешний облик будущего изделия, материалы, размеры и форму, цвет, количество деталей, последовательность обработки и т.п.?

Какими ресурсами и возможностями Вы располагаете? Какие идеи и предложения в дан­ных условиях могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы по­требуются? Каковы Ваши запросы научным исследованиям и разработкам?

Какой уровень кооперации Вы предполагаете при освоении нового изделия?

Как и почему Вы выбрали именно эти материалы, инструменты, приспособления, техно­логические машины для производства данного изделия? Удовлетворяют ли Вас свойства выбранных материалов? Какие предложения есть по усовершенствованию процесса изготовления? Какой квалификацией должны обладать работники производства при освоении этого изде­лия?

Каковы основные расходы в связи с выпуском нового изделия?

Как Вы собираетесь представлять свое изделие на рынке (реклама, ее виды)? Как пла­нируется организовать сбыт и продажу?

Приобрели бы Вы сами предлагаемое изделие?

Кому хотели бы его подарить? Хотели бы Вы, чтобы потребители знали автора?

Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хотели улучшить, если бы работу над ним начали заново? Есть ли недостатки в проекте, которые бы Вы не хо­тели исправлять?


1.2.6. Тематика проектов

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно пре­дугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Веро­ятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формулирования школьни­ком ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;

необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творче­стве, что он ему по силам;

не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на ры­нок не может.

1.2.7. Психологические барьеры, или Что мешает успешности проектирования?

Расширение товарного рынка и информации о лучших (обычно западных) образцах из­делий, навязчивость рекламы часто приводят учащихся к заключению, что наличие денег снимает проблему выбора: достаточно лишь обратиться к соответствующей фирме для удов­летворения любого запроса. Показывая однобокость такого подхода, надо научить их вос­принимать акт приобретения (покупки) как проектирование, когда необходима комплексная оценка потребительских качеств товара (или услуги). Быть может, впервые многие школь­ники при проектировании должны будут выйти из привычной дидактической среды, в кото­рой обычно следуют объяснение-инструкция, потом предъявление образца действия, далее действие по образцу на уровне простого воспроизведения. Теперь им предстоит столкнуться с задачами, у которых нет единственного правильного решения.

Понятно, что учащихся должно пугать проектирование, которое, по сути, очень напоми­нает известное «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что», т.е. при выполнении про­ектов они впервые знакомятся с вероятностными решениями задач, когда критерий правиль­ности не связан с соответствием некоему эталону, а определяется отсутствием внутренней противоречивости и соответствием функции цели.

К сожалению, предложения учащимся подумать, догадаться или порассуждать, как пра­вило, приводят к фрустрации и даже в старших классах и студенческой аудитории к встреч­ному вопросу: как это? При этом часто ожидаются или требуются объяснения, т.е. предпочи­тается репродукция, которая ограничивает рост интеллектуальных умений.

Для снятия такого барьера можно рекомендовать использовать метод свободной дис­куссии, мозговой штурм, имитационные деятельностные игры (с ролями производитель—потребитель, конструктор—технолог, дизайнер — производитель). Велика боязнь сделать что-либо не так. У младших школьников она усиливается страхом перед снижением оценки. Для снятия этого барьера следует чаще подчеркивать, что правильность найденного или предлагаемого решения определяется, во-первых, количеством предложенных вариантов, во-вторых, полнотой обоснования их принятия или отрицания, убедительностью аргументации.

Более того, школьники должны уяснить, что необходимо предпринимать попытки найти решение, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия такового, поскольку в нем проявляется авторская позиция и точка зрения.

Именно в проектировании школьники должны научиться чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов: «я так считаю…», «я предлагаю, потому что…» и даже «мне кажется, что…».

Учащиеся нередко боятся обращаться за помощью, открыто сообщать о возникающих проблемах. Учителю необходимо их стимулировать к этому, помогать правильно формули­ровать свои запросы, учить анализировать свою деятельность, выяснять, что именно не уда­ется и почему.

Следует учитывать и то, что активный язык подростков скуден, что мешает им не только свободно выражать свои мысли, но и воспринимать, адекватно понимать речь взрослого.

Поскольку учебное проектирование выполняется, как правило, при дефиците ресурсов (временных, информационных, материально-технических, финансовых и др.), в нем не мо­жет быть оптимальных решений, а могут быть лишь приемлемые для конкретных условий.

1.2.8. Руководство проектированием

Избыток учебной информации (особенно в виде инструкций, указаний) при проектировании, очевидно, будет мешать школьникам даже больше, чем ее дефицит, подавляя их самостоя­тельность и активность. На занятиях по технологии учащиеся должны выполнять мини-про­екты, специальные задания, которые служат обучению проектированию. Сюда относится и ознакомление учащихся с основами графической грамотности (технические рисунки, эскизы, толщина основных и вспомогательных линий, простановка размеров, чертежи, информативность чер­тежей).

Тем не менее, можно предположить ситуацию, когда большинство учащихся группы (класса) не справляются с заданиями, не могут приступить к выполнению проектов. В таких случаях вынужденно вводится компенсаторное пропедевтическое обучение проектированию, которое строится на выполнении учащимися развивающих заданий. Пакет их может быть достаточно большим и включать, например, такие:

  1. Прочитать статью в газете, журнале по проблемам техники, технологии, труда людей, экономики производства, выделить сущность информации или проблемы, задать вопросы учителю, сделать устно или письменно реферат статьи.

  2. Картинкой задается трудовой сюжет. Предлагается взять интервью с работником, изо­браженным на ней. Роль интервьюируемого могут играть как преподаватель, так и кто-ни­будь из учащихся.

  3. Найти максимальное количество отличий трех изделий (авторучки, часы, пеналы и т.п.).

  4. Выявить в тексте неизвестные слова и термины; задать вопросы, на часть которых мо­гут ответить сами учащиеся.

  5. По плакату рассказать о работе на станке, или с инструментом.

  6. Рассмотреть слайд или фрагмент диафильма (видеофильма) и задать 3—5 вопросов учи­телю.

  7. По объявленной теме, например, «Безопасность труда», на этом или к следующему за­нятию составить 5—7 вопросов для обсуждения.

  8. За фиксированное время просмотреть незнакомую книгу (научно-популярную, учебное пособие и др.) и сделать краткий устный реферат.

  9. За фиксированное время составить список инструментов (или машин, приборов).

  10. Составить подробный алгоритм известного трудового процесса (приготовление бутер­брода, подогрев чайника, включение телевизора и др.).

  11. По памяти сделать планировку комнаты или квартиры.

  12. Сравнить физические, механические, технологические свойства различных материалов (прочность, теплозащитность, усадка).

  13. Сравнить потребительские качества известных изделий (что и почему нравится (не нравится) в этом изделии?).

  14. Сделать несколько предложений по улучшению потребительских качеств конкрет­ных изделий.

  15. Предложить улучшение условий труда на рабочем месте.

  16. Определить уровень квалификации работника по сюжетной картинке.

Руководство проектированием предполагает также проведение тренингов по элементам публичной защиты проектов (сообщение, формулирование вопросов и ответов на них, поль­зование экспертными анкетами и др.).

1.2.9. Применение компьютера при выполнении творческих проектов

Благодаря стремительному развитию науки и техники современное общество уже не­мыслимо без широкого использования в различных областях деятельности людей компьютера. Это мощное средство получения и переработки информации.

Большие возможности таит в себе использование компьютера и при выполнении творче­ских проектов. Его можно использовать двояко: как информационно-справочную систему и как инструмент при разработке проекта. Творческие проекты обычно выполняются для удовлетворения нужд школы, дома, по заказам предприятий, для отдыха и развлечений. По этим сферам деятельности в компьютере могут быть сведения о примерных возможных на­правлениях творческих проектов, т.е. заложен банк проектов. Подобные банки создаются в школьных учебных мастерских и с течением времени ста­новятся все более обширными. Для школы это — изготовление инструментов и приспособ­лений, используемых в учебных мастерских, учебного оборудования для предметных каби­нетов и т.д. Для дома — изготовление предметов для оборудования кухни, прихожей, дет­ской комнаты, инструментов и приспособлений для садово-огородных работ, игрушек, суве­ниров и т.п. Кроме сведений об объектах труда, в банках данных содержатся образцы уже выполненных проектов. Все эти сведения очень важны для выбора сферы проектной дея­тельности, подбора конкретного объекта труда, определения оптимальных технологий изго­товления изделий и т.д.

Компьютер следует использовать и как инструмент при разработке проекта. На проекти­ровочном этапе работы можно воспользоваться программой, помогающей создавать конст­рукцию изделия путем изменения взаиморасположения форм и размеров деталей и т.д. Та­ким путем на дисплее создают образ будущего изделия в виде эскиза или технического ри­сунка. Затем его распечатывают и используют в работе. С помощью компьютера могут быть разработаны и также распечатаны технологические карты на изготовляемые детали изделия, произведены экономические расчеты затрат на его создание.

Наконец, сам отчет о выполнении творческого проекта при возможности также лучше сделать на компьютере.

Учащимся полезно ответить на следующие вопросы:

В каких целях можно использовать компьютер при выполнении творческого проекта?

Какие информационно-справочные сведения о проектировании и изготовлении изделий можно заложить в него?

Как можно применить компьютер в процессе проектирования и изготовления изделий?

Практическая работа. Самостоятельное выполнение творческого проекта.

Задание:

  1. Определите потребность в изделии, которое станет темой вашего проекта. Это может быть предмет для себя, для школы, для дома или заказ предприятия.

  2. Изучите всю необходимую информацию об объекте труда и процессе его изготовления.

  3. Сконструируйте изделие, используя при этом «звездочку обдумывания».

  4. Выполните рабочие чертежи изделия.

  5. Разработайте технологию изготовления деталей изделия и их сборки.

  6. Составьте технологические карты на изготовление деталей и сборку изделия.

  7. Изготовьте детали изделия и выполните их сборку.

  8. Проверьте качество изготовленного изделия и при необходимости испытайте его.

  9. Сделайте анализ общих результатов работы над проектом.

  10. Проведите защиту проекта. Если предстоит конкурс проектов, то подготовьте всю необхо­димую документацию для участия в нем.

Глава 2 Виды и тематика проектов в разделах образовательной области «Технология»

2.1. Алгоритм выполнения проекта

К 7-му классу учащиеся уже обладают определенным опытом выполнения творческих проектов. Обобщая этот опыт, надо сформировать у них общий алгоритм творческой про­дуктивной деятельности. В связи с этим полезно пояснить учащимся, что термин «алгоритм» произошел от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми и означает систему операций, применяемых по строго определенным правилам, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи.

Алгоритм выполнения проекта включает в себя три этапа: поисково-конструкторский, или собственно проектировочный, технологический, или этап реализации проекта, и заключительный — презентация и практическое использова­ние изделия.

В содержание первого (проектировочного) этапа входит:

  1. Поиск и выбор темы проекта, определение потребности в том или ином изделии.

  2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и процессе его изготовления.

  3. Осуществление собственно процесса проектирования:

    1. изучение вариантов конструкции изделия с учетом предъявляемых к нему требований;

    2. выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия с уче­том имеющегося оборудования учебных мастерских и других условий;

    3. рассмотрение вопросов эколого-экономической экспертизы, связанных с изготовле­нием и применением изделия.

  4. Составление конструкторской и технологической документации:

    1. выполнение эскиза и рабочих чертежей деталей;

    2. разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом, составление технологических карт.

Содержанием второго (технологического) этапа является:

      1. Материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования, исходя из реальных возможностей учебной мастерской.

      2. Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных операций по изго­товлению изделия.

      3. Текущий контроль качества выполнения технологических операций.

      4. Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности.

      5. Внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изго­товления.

Третий (заключительный) этап включает:

  1. Контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытание.

  2. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности и их реализа­ция.

  3. Общий анализ работы, проведенной над творческим проектом, и вытекающие из нее вы­воды.

Для проверки усвоения школьниками этого материала надо предложить им ответить на следующие вопросы:

Как вы понимаете полный цикл деятельности по созданию продукта (товара или ус­луги)?

Из каких этапов состоит общий алгоритм деятельности по выполнению проекта?

Каково содержание первого (проектировочного) этапа?

В чем состоит второй (технологический) этап?

Что отражается в третьем (заключительном) этапе?

2.2. «Звездочка обдумывания» в проектировании

Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это дела­ется мысленно, а потом практически — в материале. На этапе представлений можно вос­пользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». Берется чис­тый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Внешне это напоминает звезду с расходящимися в разные стороны лучами.

В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия. Оно и записывается в центре листа. А около расходящихся лучей указывается:

  1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

  2. Какие необходимы инструменты и оборудование.

  3. Каковы форма и размеры изделия.

  4. В каком стиле будет оно изготовлено.

  5. Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.

  6. Основные этапы конструирования изделия.

  7. Основные этапы технологии его изготовления.

  8. Основные затраты на изготовление изделия.

По форме эта «звездочка обдумывания» выглядит следующим образом.


Само название «звездочка обдумывания» произошло, очевидно, от того, что такая запись решения взаимосвязанных вопросов, по форме несколько напоминающая звезду, позволяет хорошо их обдумать, так как все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный во­прос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходя­щихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к мате­риалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.

В связи с этим следует предложить учащимся такие вопросы:

С решением каких задач связана работа над творческим проектом?

Как связаны эти решения между собой?

Что представляет собой прием, называемый «звездочкой обдумывания»?

В каких случаях применяется указанный прием?

2.3. Тематика занятий по ознакомлению учащихся с положениями проектирования

Для успешного осуществления проектной деятельности на уроках технологии необходимо познакомить учащихся с ее теоретическими основами. Чтобы работа над проектом не вызывала у школьников неуверенности, чтобы творческое задание выполнялось с интересом, учащиеся должны хорошо усвоить, что такое проект, каковы его цели, задачи, какие существуют методы конструирования. При разработке тематического планирования в каждом классе на протяжении всего курса технологии включаю занятия по ознакомлению учащихся с положениями проектирования. При разработке тематического планирования необходимо учитывать уровень технологической подготовки школьников. Вот тематика занятий, которые я провожу в 5-8 классах.

5 класс. Понятие о проекте. Виды проектов. Понятие о творческой конструкторско-технологической задаче. Методы и приемы конструирования. Основные этапы проектирования: анализ творческого задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление образца, определение его примерной цены, защита.

6 класс. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа). Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита.

7 класс. Обоснование темы проекта. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов). Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, расчет его стоимости, реклама проекта, защита.

8 класс. Приемы коллективного поиска конструктивных решений. Обоснование темы проекта. Осознание проблемы. Выявление противоречий. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Макетирование. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, операторы АРИЗ). Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, макетирование, выявление противоречий, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, экономическое обоснование, реклама проекта, защита.

2.4. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компью­терная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка. Ниже приводятся рекомендации по ее составлению. Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, и в этом смысле пояснительная записка к проекту пяти­классника по содержанию будет существенно отличаться от выполненной старшеклассни­ком.

По содержанию пояснительная записка включает:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список использованной литературы.

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизи­ровать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно крат­ким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя про­екта.

В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»). Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все за­головки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заго­ловка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце ог­лавления.

Введение к работе. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содер­жание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предна­значен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основ­ных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиогра­фических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и мате­риалы.

Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возмож­ности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изу­чить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.).

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выпол­нения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных крите­риев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой — это сравнительно большой лист бу­маги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, дета­лей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную компози­цию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображе­ний, «рентгеновские рисунки». В результате определяются одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполне­ния объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Приводим варианты ее оформления.

1-й вариант



п/п

Описание операции

Графическое изображение

Оборудование, станки, инструменты, приспо­собления

2-й вариант



п/п

Название операции

Эскиз

Описание операции

Инструменты и приспособления-

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируе­мого изделия, Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Ре­зультатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируе­мого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, логично и аргументи­рованно излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать тре­бованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными зада­чами, сформулированными во введении, дается учащимся самооценка проделанной им ра­боты. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследова­ния темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

После заключения принято помещать библиографический список использованной лите­ратуры. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной за­писке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разно­образны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более од­ного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложе­ние 1″, «Приложение 2″ и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложе­ниями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), за­ключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помо­щью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210 х 297) через два-полтора межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, соблюдая следую­щие размеры полей: левое — не менее 30 мм; правое — не менее 10 мм; верхнее — не менее 15 мм; нижнее — не менее 20 мм.

Вставка в текст отдельных слов, формул, основных знаков осуществляется чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вста­вок должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или забеливанием с нанесением на то же ме­сто исправленного текста машинописным или рукописным способом.

Заголовки структурных частей работы: «Оглавление», «Введение», «Глава», «Выводы», «Самооценка», «Список использованной литературы», «Приложения» печатаются пропис­ными буквами симметрично тексту.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их раз­деляют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единст­венного и (реже) множественного числа.

Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки — только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик зна­ками препинания не фиксируются.

Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего за­мысла по тщательно продуманному плану, что поможет предупредить неоправданные про­пуски иллюстраций и избавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т.д.).

Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и основному тексту.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;

порядковый номер, который указывается без знака номера арабской цифрой;

тематический заголовок, содержащий текст с краткой характеристикой изображаемого;

экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая текстом.

Чертеж — основной вид иллюстраций в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию изделия, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертеж в пояснительной записке — это, прежде всего, иллюстрация, которую по сравнению с рабо­чим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для главного — понимания конструкции объекта. Названия деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложе­ния, либо в подписи под чертежом.

Фотография — достоверное средство наглядной передачи действительности. Она исполь­зуется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явле­ние со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фотография — это не только иллюстрация, но и научный документ.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо объекта, предмета, и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величи­нами. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные.

2.5. Оценивание результатов

Оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком слу­чае, не стоит абсолютизировать его правильность.

Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, которая в сумме равна: средняя (по группе) + самооценка + оценка учителя.

Оценивание проекта и его защиты проводится по 10 критериям на четырех уровнях — 0, 5, 10, 20 баллов.

Критерии оценки

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоя­тельность, законченность, материальное воплощение проекта.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, использование литературы.

4. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального во­площения и представления проекта.

5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; ар­гументированность, убедительность и убежденность.

7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дру­желюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

10. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой доброжелательность, контактность.

Разумеется, никаких выводов о завышенных (заниженных) самооценках авторов творче­ских работ делать нельзя. Правда, ради шутки можно назвать самого «гармоничного» автора проекта, имеющего минимальный разброс баллов в структуре рейтинговой оценки.

Динамика рейтинговых оценок, получаемых за выполняемые проекты, является важным по­казателем диагностики развития личности растущего человека, его жизненного и профессио­нального самоопределения. Отсутствие таковой — тревожный сигнал того, что учащиеся еще не нашли себя в такой деятельности, не преодолели различные психологические барь­еры. Они нуждаются в дополнительной помощи, замене области и тематики проектирования.

Работая по методу проектов, я заметила положительную динамику в годовой аттестации учащихся. Мониторинг представлен в виде диаграмм.
























В течение нескольких лет все активнее внедряю метод проектов в обучение. Это положительно сказывается на успеваемости учащихся. На диаграмме представлены в сравнении годовые оценки «4» и «5»пятиклассников за 2002-2003 уч. год, 2003-2004 уч. год и 2004-2005 уч. год. Видно, что за эти три года количество оценок «4» уменьшилось, а количество оценок «5» значительно выросло. Если в 2002-2003 учебном году количество четверок преобладает над количеством пятерок, то в 2003-2004 учебном году в двух классах 5а и 5в изменения идут в сторону отличных оценок, а в 2005-2006 учебном году отмечается большой рост количества оценок «5» по сравнению с количеством оценок «4.


Если сравнить процентное отношение годовых оценок «5» к общему количеству учащихся, то на диаграмме хорошо виден рост. Такая динамика говорит о правильно выбранной методике преподавания предмета.

2.6. Темы проектов для учащихся

Организация проектной деятельности учащихся, в результате которой ими создаются реальные продукты труда, представляет определенные сложности для учителя. Ему необходимо оказать школьникам помощь в выборе тем проектов, наблюдать за ходом выполнения работы, консультировать и стимулировать учащихся, создавать условия для успешного осуществления задуманного, оценивать результаты на каждом из этапов и в целом.

Многое зависит от того, насколько интересны и посильны для учеников выбранные ими темы проектов. Ведь они не всегда могут адекватно оценить свои возможности и наклонности. Помогая ученикам в выборе темы, нужно прежде всего руководствоваться требованиями учебной программы, а также уровнем их знаний и умений.

Основными критериями для выбора темы проекта являются: интерес учащегося, доступность и безопасность выполнения, социальная значимость, актуальность, возможность учета экономической и экологической составляющих.

Тематику проектов целесообразно предложить учащимся в начале учебного года, чтобы они смогли ее осмыслить и принять обдуманное решение. Список тем можно пополнять за счет предложений самих учащихся.

5 класс. Фартук (передник) – элемент русского национального костюма.

Фартук традиционный и современный.

Художественная отделка фартука.

«Дитя солнца» хлопок в быту и производстве.

Русский лен – современный шелк.

Вышивка – древнее рукоделие.

Веселые лоскутки.

Тайна бабушкиного сундука.

Игрушки – подушки.

6 класс. Подарок своими руками.

Воротник.

Салфетки для праздничного стола.

Платье шью сама.

Исторический костюм.

Русские узоры.

Бисероплетение.

7 класс. Подарок своими руками.

Изделия из лоскута.

Юбка своими руками.

Современная одежда.

Одежда для отдыха.

Русские узоры.

8 класс. Стиль в одежде.

Русские узоры.

2.7. Интегрированные творческие проекты

Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегративный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную или общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо того, у них создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проектного метода. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Особый интерес представляет осуществление интегрированных учебных проектов, предполагающих длительную, целенаправленную совместную работу учителей технологии с другими педагогами – предметниками. Отправной точкой такого сотрудничества является создание «Банка интегрированных творческих проектов». Особенность их, если коротко, состоит в следующем: на уроке технологии изготавливается то или иное изделие как проект, а на уроках по основам наук осуществляется его защита.


Заключение

В заключение хочу обратиться к роли преподавателя в проектной деятельности учащихся. Проектный подход, или метод проектов, обещает образованию многое. С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего, он есть учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом «вечных» образовательных проблем; но само включение этого средства в учебный процесс дает учащимся некое жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику независимо от избранной им профессии, специальности и дальнейшей карьеры.

Проектом (от латинского projectus – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий (сегодня их иронически называют «прожектами» или «прожектерством») проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Иначе говоря, проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные и физические усилия.

Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-либо внешне выраженной знаковой форме – буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели, изделии и т.д.

Проектный метод предполагает особый подход к образовательным проблемам: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Иными словами, необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит учить в первую очередь. А лучший способ такого учения – заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта. Поскольку пути, способы и средства, ведущие к цели, заранее детям не сообщаются, каждый ученик должен их сам найти, открыть или изобрести, а потом логически построить или сконструировать.

Каковы же в подобной ситуации роль и обязанности преподавателя? Резко возрастает объем его консультаций и диалогов с учениками. Авторитет учителя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность детей, в которой они уже сами лично заинтересованы ради успеха в предпринятой ими проектной деятельности.

В ходе работы над проектом учитель подсказывает лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Человеку свойственно ошибаться и в делах, и в мыслях. Ошибок всегда будет очень много, от них не застрахован никто. Нужно вовремя их обнаружить, тогда важно будет сравнительно легко их исправить. Именно для этого и служит проектирование – воображаемое созидание, испытание и проверка того, что мы хотим создать и построить на практике.

Проектное мышление необходимо специально пробуждать, планомерно развивать, заботливо культивировать. Но все это абсолютно необходимо и взрослым, и детям. Сегодня для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому, т.е. быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, как это и должно быть при изучении технологии.

Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят, — результаты наблюдений, поисков, размышлений, и споров и, наконец, воплощение задуманного в материале. Они и не подозревали раньше о существовании такого рода вещей, не замечали их вокруг себя, а если и замечали, то никогда о них специально не задумывались. Занимаясь этим с неподдельным увлечением, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Педагогическую ценность подобного опыта трудно переоценить. При этом из всеведущего, всевластного и непререкаемого диктатора – наставника учитель постепенно превращается в более компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь ученикам и дающего им свои советы и рекомендации, когда его об этом попросят.

Его авторитет основывается на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди здесь оказывается, прежде всего, тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности, изобретательности и творческой фантазии. Слов нет, выступать в такой роли куда труднее, чем «преподавать» детям заранее расфасованные порции готовых знаний по учебнику. И к ней, конечно, нужно специально готовиться.












Литература

1.Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В.,Симоненко В.Д.технология. Учебник для учащихся 5 класс образовательных учебных учреждений( вариант для девочек)

М. Издательский центр «Вента- Граф»2005 –Стр 184.

2.Крупская Ю.В.,Лебедева Н.И., Л.В.,Симоненко В.Д.технология. Учебник для учащихся 6 класс образовательных учебных учреждений( вариант для девочек).- М. Издательский центр «Вента- Граф»2005 –Стр 184.

3. Крылов.А.В., Проектирование в технологии Школа и производство-2002.-№1.

4. Лернер. П.С. Проектирование по «Технологии»// Школа и производство-1997.-№3.

5.Муравьёва.Е.М. Проектирование в технологии в 9 классе Школа и производство -2002.-№6.

6.Павлова М. Проектный метод в обучении технологии,Школа и производство 2002- №2

7.Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю. Школа и производство 2002 -№1

8. Ретивых Е.М. Проект «Мой выбор» в профессиональном самоопределении школьников .Школа и производство-2003- №3

9.Федотов А.Н. Общество нуждается в трудовой подготовке учащихся . Школа и производство-2002 №8


1

1


Свежие документы:  Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом (7 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: