Урок технологии в 5 классе «Народная игрушка: куклы — закрутки»


МБОУ Замишевская СОШ

Новозыбковского района

Учитель технологии: Янкова Мария Михайловна


Урок технологии в 5 классе, раздел: «Художественная обработка материалов».


Тема урока: «Народная игрушка: куклы — закрутки».


Цели урока:

Образовательная: сформировать знания учащихся о технологии изготовления куклы – закрутки;

научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии;

Развивающая:

развивать зрительную память учащихся, умения и навыки работы с лоскутом и различными материалами;

развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся;

стремление к самостоятельному творчеству;

содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.

Воспитательная:

воспитывать коллективизм, любовь к древним видам искусств,

привить аккуратность выполнения операций;

формирование умений работать в малой группе;

Тип урока: комбинированный:

Методы обучения: словесный, наглядный, наглядно-демонстрационный, практический;

ПИ – практически – индивидуальные, ПИ – практически – дедуктивные;

Материалы и инструменты: лоскуты различных х/б тканей, пряжа, ножницы,

Наглядность: презентация «Народная игрушка: куклы — закрутки », образцы различных лоскутных кукол, интерьерное оформление кабинета (печь, предметы быта), инструкционные папки по теме, заготовки для изготовления кукол.

План урока:

I Организационная часть. На перемене.

1. Приветствие и организация внимания учащихся.

2. Определение темы, цели и задач урока.

3. Подготовительный этап: подготовка рабочего места, необходимых материалов и инструментов, надевание спецодежды.


Учитель: мотивация :

— Здравствуйте, гости дорогие….. Но я вас сегодня встречаю не одна, со мною вот такая кукла-закрутка, зовут её Марья – искусница, что то интересное она хочет вам рассказать…

Ребята, как вы думаете, что?

—????

Да, действительно, мы сегодня будем говорить о куклах, но не о тех куклах, которые есть у вас дома или продаются в магазине, мы поговорим с вами о куклах наших предков.

Мы попробуем повернуть время вспять, закройте глаза: и вот мы в крестьянской избе, что же мы видим?

Дети отвечают….

— Топится печь…

— На столе тканая скатерть…

— Утварь: чугунки, ухваты, прялка, утюг и т.д.

— И много разных кукол…


II Беседа:

  1. Об истории куклы, её образах, символике (приобретение новых знаний),

  2. Знакомство с образцами и технологией изготовления кукол (наглядно – демонстративный метод).

— Ой, ребятки я здесь пирожки затеяла, вот если вы мне поможете справиться с одним делом, то я вас угощу!


Был на Руси такой праздник — Селиверстов день — день памяти св. Сильвестра, отмечаемый православной Церковью 2/15 января (преподобный отец Печерский Сильвестр жил в ХII в.; его мощи покоятся в киевских пещерах).
По народному календарю 15 января день Селивёрста. В народе говорили: «В Селиверстов день заговаривают лихоманку», «Селивёрстов день гонит лихоманок-сестер за 77 вёрст», поэтому и вывешивали в этот день связку кукол. Чтобы изгнать все хвори из дома, ранним утром 15 января топили печь по–чёрному, произносили специальные заговоры. Затем, одевшись во всё чистое, под присмотром самой старшей женщины в семье, изготавливали 12 новых кукол, которые будут оберегать жилище весь год до новых святок.

Ещё на Селивёрстов день чистили курятники, ладили насесты, окуривали стены курятника. Этот день считался куриным праздником. В этот день в курятник приносили «куриного Бога», которым считали обыкновенный стоптанный лапоть. Его обычно перекидывали через насест, на котором сидят куры: считалось, что это задобрит Домового.

Чтобы избавить всех домашних от опасности заболеть, хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок размером 5-6 см, изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи.

Таких куколок сделать совсем нетрудно, и очень легко сделать их украшением интерьера. Да и имена у них очень интересные:
Трясея, Огнея, Глядея (Глазея), Аваркуша, Храпуша (Хрипуша), Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Ломея, Дремлея, Дрехлея, Ветрея, Смутница, Зябуха
Обычай заговаривать болезни именно в день св. Сильвестра отразился в его характеристике, закрепившейся в народе: «Селиверстов день гонит лихоманок-сестер за 77 верст».

— Ой, ребятушки, я вот тут из своего сундучка достала столько кусочков материи, как же понять какую куклу из чего делать? Давайте мы подумаем, что же означают имена сестер?

-А знаете когда же появилась первая кукла? Какая она была?


Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах — угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.


Рассказ о народной русской игрушке – шитой тряпичной кукле. Показ фотографий и образцов кукол – закруток, образцов тканей.

После Покрова (14 октября) в северных русских деревнях начинались посиделки, на которых девочки обучались многим женским ремеслам, а мамы учили их изготавливать тряпичную куклу. Еще в начале ХХ века тряпичная кукла считалась наиболее распространенной игрушкой; она была в каждой семье, в иных домах их было до сотни! Да и что удивительного, — таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в рулончик кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой, — и вот готова простейшая кукла. Теперь можно ее «рядить», потом пришивать кудельную либо волосяную косу.

Часто на посиделки вместе с прялкой брали корзинку с куклами, по которым окружающие судили о мастерстве хозяйки. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали рубашечку.

Традиция изготовления тряпичной куклы пришла к нам из глубины веков. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Такую куклу молодая мама укладывала в люльку своего малыша, считая, что она принесет добро, обещание счастья. Наделенная магической силой, тряпичная кукла становилась заступницей и помощницей в трудных делах. Если «безликая» кукла стала мало устраивать, ей вышивали лицо, выводили чернилами, карандашом.

Дарить игрушки, куклы – народный обычай. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы, — будет в семье прибыль.

Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить:

по назначению — на игровые, обереги и этнографические;

по способу изготовления — на закрутку и сшивную;

по образу — на куклу-крестьянку и куклу-барыню.


Изготовление кукол доставляет огромную радость, особенно тогда, когда мама и дочка работают вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.


Как делать куклу.
  Если решите и вы попробовать куклу-закрутку смастерить, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.
 Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.
Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.


III Практическая часть:

Вводный инструктаж:

  1. Демонстрация образца куклы – закрутки.

  2. Показ трудовых приемов.

  3. Правила использования инструкционных карт.

  4. Безопасные приемы труда с ножницами.

Практическая часть: выполнение творческого задания: кукол – закруток: Трясеи, Огнеи, Глядеи (Глазеи), Аваркуши, Храпуши (Хрипуши), Пухлеи, Желтеи, Авеи, Немеи, Глухеи, Каркуши, Ломеи, Дремлеи, Дрехлеи, Ветрея, Смутницы, Зябухи.

Для изготовления кукол – завёрток необходимы:

хлопчатобумажная ткань размером 25 на 30 см, кусочки ватина, синтепона или ваты, пряжа красного и других цветов.

Порядок изготовления:

1. Вырезаем квадрат из ткани размером 25 на 30 см, всего 12 квадратов разного цвета.

2. В центр квадрата кладётся скрученная ткань (синтепон, ватин, вата) для головы куклы.

3. Ткань сворачиваем таким образом, чтобы голова оказалась в центре.

4. Полученный свёрток сгибаем пополам, привязывая на голове красную нить, отделяем голову нитью можно другого цвета.

5. Поднимаем переднюю часть ткани к голове, закладываем внутрь комочек из синтепона – это тельце куклы.

6. Переднюю часть ткани опускаем и перевязываем получившееся тельце крест-накрест красными нитками.

7. Берём длинную красную нить, привязываем к ней за нитки на головах все 12 кукол, можно продеть нитку через головы кукол.

Получившуюся куклу «12 лихорадок» подвешиваем над печкой, где она будет висеть весь год и охранять семью и жилище.

Физминутка:

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы идём, идём. (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)


Улыбка

Ваши пальцы все проснутся.

Ваши губы улыбнутся.

Даже ваши пальцы в танце.

И чего же тут скрывать,

Каждым пальцем, каждым пальцем,

Можно танец танцевать.

(Дети показывают движения, соответствующие каждой строчке стихотворения.)


Текущее инструктирование:

  1. Наблюдение за работой учащихся.

  2. Инструктирование по возникающим вопросам, обращая внимание на правильное выполнение работы.

  3. Вовремя устранять недостатки в работе.

  4. Соблюдение правил безопасной работы.

IV Заключительный инструктаж:

1. Просмотр и обсуждение выполненных работ.

2. Контроль и самоконтроль.

3. Объявление, аргументирование и выставление оценок.

V Итоги: Рефлексия по теме урока.

1.Каково назначение наших кукол: игровые, обереги или этнографические?

2. Определите способ изготовления: закрутка или сшивная?

3. Каков образ нашей куклы: крестьянка или барыня?


Свежие документы:  Обучение английскому языку младших школьников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: