Классный час «Сохраним цветущий мир Югры»


Классный час «Сохраним цветущий мир Югры»

  • Цель: формирование природоохранного мировоззрения у детей, привлечение внимания к экологическим проблемам округа; развитие представления у обучающихся о рациональном взаимодействии человека с природой, природоохранной деятельности; воспитание гражданственности, патриотизма, внимательного отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

— Вот и закончились самые долгожданные, самые теплые и самые удивительно сказочные каникулы и мы снова собрались все вместе в этом классе. (слайд№1)

— Добрый день. А у всех ли по доброму начался этот день? Почему мы сказали про этот день «добрый»? (ответы детей).

В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду, с заботой о сохранении планеты живой, цветущей, здоровой, надо помнить о том, что природа родного края нуждается в помощи и защите каждого из нас.  Я предлагаю начать учебный год с классного часа, тема которого будет звучать так: «Сохраним цветущий мир Югры».(Слайд №2)

Учитель читает стихотворение:

Властелин природы, покоритель…

Люди! Я противник этих слов.

Вот земля зелёная — берите

Для работы, для надежд и снов.

Властелин способен и ударить

По надежде, по душе живой.

Ну, а покорение, всегда ведь

Пахнет рабством, казнями, бедой.

Покоренье ставит на колени,

Обрубает корни все лютей.

Нам для блага новых поколений

Надо помнить боль былых путей.

Океан и космос изучайте,

Оставляя добрые следы,

Чтоб на душу аиста и чайки

Вдоволь было неба и воды. П.Панченко

2. Вопросы к учащимся:

*Можно ли назвать человека властелином природы?

* Принадлежит ли природа человеку?

*Вправе ли мы распоряжаться природой?

«Югра» ( Слайд№3)

-У каждого из нас есть семья, маленькая ячейка, в которой протекает большая часть нашей жизни. Но все наши семьи объединяет место, в котором мы живем. А живем мы все в большом и богатом крае. Как же называется этот край? (учащиеся отвечают хором). Это историческое название Ханты-Мансийского округа. В 2003 году округ переименован в Ханты – Мансийский округ – Югра. Югра богата полезными ископаемыми. Здесь ведется добыча рассыпного золота, кварца, строительных песков. Обнаружены месторождения угля, железных руд, меди, цинка, свинца. Но главное богатство края – нефть и газ. 

Ханты – Мансийский округ занимает ведущее место в России по добыче нефти и газа. Не зря Югру называют краем «черного золота».(Слайд№4)

Также богат Югорский край разнообразием животных и растений. На большей части площади растут хвойные и смешанные леса. Заливные пойменные луга, крутые берега, поросшие тайгой, в сочетании с множеством мелких озёр и болот, богатых ягодами, создают непревзойденные по красоте картины природы Западной Сибири. Растительный и животный мир характерен для зоны средней тайги: на территории округа выявлено 214 видов лишайников, 90 видов мхов, 261 вид грибов, 323 вида высших сосудистых растений, 331 вид насекомых, 161 вид птиц и 31 вид млекопитающих.( Слайд№5)

Природа нашего края отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом

В XXI веке проблемы охраны природы становятся всё актуальнее. Как сохранить на Земле неприкосновенный «золотой запас» жизни – генетический фонд животных и растений? В наше время этот вопрос звучит с тревожным набатом, суровым предостережением: «опомнитесь, одумайтесь, не губите!» Это обращение ко всем людям, и поэтому каждый должен принять участие в общем деле.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах не растопчи её полей.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.

А помни истину простую: нас много, а она – одна. В.Шефнер


Бережное, чуткое отношение к природным богатствам должно стать частью нашей повседневной жизни. Все, кому не безразлична судьба нашей Земли, пытаются ей помочь.

В середине XX века среди ведущих учёных разных стран, объединённых в Международный союз охраны природы и природных ресурсов, зародилась идея создания Красной книги.(Слайд № 6)

Вначале Красную книгу представляли как книгу учёта видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Учёные считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Почему книгу назвали Красной? Красный цвет-сигнал опасности. Красный цвет книги означает – запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающей мира. В Красную книгу попадают те виды растений и животных, которые формировались не одно тысячелетие, а теперь по вине человека оказываются перед катастрофой — полным исчезновением. Увы, природа не повторит того, что уже однажды создавала… В нашей стране также существует такая книга (в 1978 году).

Вслед за изданием национальных Красных книг во многих государствах были изданы региональные, в которых рассказывается о растениях и животных данного региона. Такая книга создана и у нас в Ханты – Мансийском округе – Югре. В Красную книгу ХМАО внесены 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов. Кроме основного раздела с очерками о состоянии видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу ХМАО, в ней имеется Приложение с очерками о 8 видах животных, 45 – растений и 9 – грибов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде. Сл. 7

Игра «Мы природой дорожим» посвящена экологическим проблемам.

Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.

Задание: объясните с позиции экологии следующие пословицы:

«Бережливость – лучшее богатство»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Без хозяина – дом сирота»

Учитель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Я вам буду загадывать загадки, а отгадать их нам поможет “Волшебное окно в природу”. 

1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти — рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь.
 (Рысь)

2.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
 (Медведь)

3.Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана.
 (Лось)

4.Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный?
 (волк)

5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь……
 (олень)

6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу
 (белка)

7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину.
 (Бобры)

8.Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это …………
 (заяц)

9.Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её ……………………
 (лиса)

10.Словно ёлка, весь в иголках (Ёж)

Учитель: «Оцени поступок человека»

Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:

красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;

жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;

зелёный – действие разрешено.

1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.

2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.

3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.

4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.

5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.

6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.

7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».

Игра «Правила природы». Учитель называет определённые факты, а ученики выводят необходимые правила поведения в природе.

  • Лоси и дикие кабаны любят мухоморы (Нельзя в лесу уничтожать мухоморы)

  • Муравьи – санитары леса (Нельзя разрушать муравейники)

  • В лесу всё реже встречаются ландыши (Цветами лучше любоваться в природе)

  • Мальчик прибивает скворечник гвоздями к дереву (Чтобы не повредить дерево, скворечник привязывают проволокой)

  • Весной мальчишки вырезали ножом углубление в берёзе, собрали берёзовый сок 2 литра и поехали дальше кататься на велосипедах (есть способы сбора сока и нужно замазывать рану садовым варом)



А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Югорского края.

Скажите, какая птица выше всех? (журавль)

  1. А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан)

  2. Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл)

  3. У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут)

  4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

  5. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)

  6. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)

  7. Когда ёж не колется? (когда только родился)

  8. Где ухо у кузнечика? (на ноге)

  9. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)

Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать!Знать самые элементарные правила «общения» с природой!

Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках. Если вам не безразлично будущее нашей Югры, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.

Ты береги нас!

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!

(А. Максимова)



Свежие документы:  Классный час для 2 класса «Кто и как предохраняет нас от болезней? Здоровый образ жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: