Конспект открытого урока «Круговорот воды в природе» 3 класс


Конспект открытого урока в 3 классе

Круговорот воды в природе

Цели: cформировать у детей представление о круговороте воды и превращениях воды как важнейших явлениях природы; развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы; воспитывать интерес к предмету, к явлениям природы, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Наш мир», доска, мел, схема «Круговорот воды в природе», карточки «вода», «лед», «пар», компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационное начало.

— У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Они будут наблюдать, как мы работаем на уроках окружающего мира.

2. Основная часть.

1)Беседа.

— Ребята, а сейчас какое время года?

— Какие изменения в природе вы наблюдаете осенью?

Ноябрь — предзимье, последний ме­сяц осени. Ветер сбивает с деревьев кое- где оставшиеся желтые листья. В но­ябре преобладают холодные ветры, са­мые темные ночи в году. Дни тусклые и короткие.

В первой половине ноября, как и в конце октября, стоит ненастье. Моро­сит целыми днями холодный дождь, ча­сто он сменяется мокрым снегом.

Среднесуточная температура возду­ха в ноябре опускается ниже нуля гра­дусов.

2) Повторение пройденного.

— А сегодня мы с вами продолжим говорить о воде. Но для начала давайте вспомним , о чем говорили на прошлых уроках.

А) Отгадывание загадок.

Закружились звездочки Без досок, без топоров

В воздухе немножко, Через речку мост готов.

Сели и растаяли Мост, как синее стекло.

На моей ладошке. (снежинки) Скользко, весело, светло. (лед)


Не колючий, светло синий Скатерть белая, всю

По кустам развешан…(иней) землю одела (снег)

На доске: лед

снег

иней

снежинки

— Что объединяет все эти загадки? (вода)

— В каких состояниях бывает вода в природе? (в жидком, твердом, газообразном)

Б) Работа по карточкам.

— Сейчас я вам буду говорить различные состояния воды в природе, а вы на карточках будете мне их показывать.

Идет дождь.

С утра летом бывает туман.

Летом мы отдыхаем на берегу Черного моря.

Из трубы шел пар.

Уже второй день идет снег.


— А как расположены частицы в веществах? Прикрепите схемы расположения частиц в соответствии с состоянием вещества.

— Чем они отличаются? Почему?

В) Игра «Счастливый случай»

— На доске вы видите таблицу, в ней 6 ячеек. В этих ячейках я написала в разброс числа от 1 до 6. Кто – то один выходит к доске, выбирает понравившуюся ячейку, называет это число и отвечает на поставленный вопрос. Одна ячейка пуста, в ней счастливый случай.

— Как образуется лед?

— Назовите свойства воды?

— Где встречается вода в природе?

— Значение воды в жизни людей?

— Может ли вода находиться сразу в трех состояниях?

— «Счастливый случай»

3) Изучение нового материала.

Все вы много раз видели дома, как кипит вода в кастрюле или чайнике, при этом из них вырывается пар. Что нужно для того, чтобы вода обратилась в пар? (нагреть) СЛАЙД 1

— Зависит ли количество пара от силы нагрева воды? (чем сильнее нагревается вода, чем больше образуется пара)

— Как называется процесс, при котором вода превращается в пар? (испарение)

— Всегда ли нужно доводить воду до кипения, чтобы она испарилась? (нет) Приведите примеры, когда вода испаряется при обычной температуре? (смоченная доска, вымытый пол)

— Ребята, вы наверно замечали, что пар из чайника или кастрюли на плите поднимается вверх. Почему? (горячий пар легче воздуха- он поэтому поднимается вверх, растворяется в воде и становится невидимым)

— А как вы думаете, может ли пар снова стать видим? (да)

— Вспомните, зимой теплый воздух, выходя из форточки на улицу образует пар, при дыхании людей или животных на выдохе.

Во всех этих случаях теплый воздух выходя из комнаты, охлаждается и невидимый до того пар, содержащийся в теплом воздухе становится видимым. Такое явление часто бывает в природе и всем вам хорошо известно. Чаще бывает летом. (туман)

— Когда образуется обычно туман с вечера, ночью или под утро? (чаще под утро, когда воздух охлаждается сильнее всего)

— Когда и почему туманы рассеиваются? (после выхода солнца воздух постепенно прогревается лучами солнца, и капельки воды в тумане испаряются, смешиваются с потеплевшим воздухом и становятся невидимым)

— Открыли учебники на стр. 77

— Посмотрите на рисунки. Что видите?

— Если приподнимите крышку, которой накрыта кастрюля с горячей водой, снизу на ней вы увидите капли воды. Они образовались из пара, который поднялся над прогретой водой и охладился в воздухе. Если крышку тихонько встряхнуть, то капли упадут в воду. Скоро они вновь превратятся в пар и недолго осядут на крышке кастрюли маленькими капельками. А затем вновь упадут в воду.

Это круговорот воды в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите.

— А как же происходит круговорот воды в природе?(на доске рис.)

Солнце, как горячая плита, нагревает землю. Под действием солнечных лучей вода все время испаряется с поверхности всех водоемов земли, с ее суши, с листьев растений. Но высоко над землей воздух всегда холоднее, чем у поверхности. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки. Из них образуются облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся вода выпадает обратно на землю в виде дождя, града или снега.

На земле вода продолжает свое движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки в моря и океаны. Вода снова испаряется и «висит» над землей в газообразном состоянии до поры до времени. Так постоянно совершается круговорот воды в породе.

— Для чего нам нужна вода?

— Какие водоемы вам известны в нашем районе? (крупные реки- Ашкадар, Уршак – длина более 100 км; малые реки- Кундряк, Стерля, Тятер, Куганак – около 57 км; речки – Сухой Кундряк, Бузат. В районе 230 родников. По республике около 13000 рек, самая крупная Агидель. 2000 озер, 7 водохранилищ. Нугушское находится недалеко от нас)

3. Заключительная часть.

1) Подведение итогов.

— Какие свойства воды вы знаете?

— В каких состояниях бывает вода?

— При каком условии вода переходит из одного состояния в другое?

2) Д/з




Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира на тему "Летний день – год кормит"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: