Конспект урока для 1 класса «Что подарит нам березка?»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 103 «Потешка»








Конспект урока для 1 класса

«Что подарит нам березка?»








подготовила воспитатель

Медведева Анастасия Владимировна











Вологда, 2010





Цель: Познакомить детей с предметами, которые сделаны из дерева, их предназначении. Акцентировать внимание детей на березовых изделиях, их изготовлении, использовании, ценности. Пополнить словарный запас детей (экскурсовод). Расширить кругозор.

Предварительно дать задание родителям совместно с детьми составить рассказ (5-6 предложений) о деревянных предметах, их изготовлении и назначении: Березовый веник, матрешка, книги, лодка, деревянные ложки, лапти. Собрать коллекцию деревянных предметов и оформить музей.

Ход: Ребята, сегодня мы с вами попали в музей.

— Что такое музей? Музей – место хранения, собрание интересных вещей и предметов. Большой дом, где размещены различные предметы, чтобы люди могли их видеть и восхищаться ими, узнавать что-то новое.

— Вы были в музее? (Да, с родителями)

— Что вы там видели? (Экспонаты, вещи, предметы)

Существует множество различных музеев, например, краеведческий, игрушки, кукол, экологический музей. А наш с вами музей называется «Деревянное царство». Человек, который знакомит с предметами, называется – экскурсовод.

Я сегодня экскурсовод, я буду знакомить вас с деревянными предметами в нашем музее.

— Кто я? (дети отвечают вместе – экскурсовод)

Вместе со мной вас знакомить с вещами будут мои помощники, но с ними мы познакомимся позже.

Сначала давайте узнаем правила, которые необходимо соблюдать в музее:

  1. Не толкаться;

  2. Не кричать;

  3. Не бегать;

  4. Самое главное не трогать вещи руками.

— Все запомнили правила? (попросить одного из детей повторить)

Я начинаю свой рассказ с нашей березы, проходите, присаживайтесь на ковер и будьте очень внимательны.

Берестяные изделия. Здесь расположены вещи, которые изготовлены из бересты. Береста – кора березы, которую сдирают при помощи клина – заостренного предмета из лосьего рога. В результате получалось аккуратно, тонким слоем не повреждая древесины. С помощью бересты крестьяне связывали разбитые вещи т.к., береста очень прочная и гибкая. Из бересты мастера плели многочисленные вещи, например, берестяной туесок, в котором очень удобно хранить пищевые продукты. Конфетница, солонка для хранения сладостей и соли. Берестяные корзины с ними ходят в лес за грибами и ягодами, а в больших в деревне возят на речку белье для полоскания – бельевые корзины. А это, ребята, лапти. Сейчас моя помощница, Катя расскажет вам о лаптях (Рассказ ребенка). Лапти – тапочки, сплетенные из бересты. Это самая древняя обувь. Лапти носили мужчины и женщины. Маленькие лапоточки плели и для детей. Лапти очень легкие и удобные.

Березовый веник. Следующий предмет, изготовленный непосредственно из березы – березовый веник. О нем расскажет Алена, она сейчас наш экскурсовод.

— Какой лечебный эффект имеет березовый веник? (массаж, через поры выходит болезнь)

Бралась береза, у которой листики были гладкие, а не шершавые. Люди проверяли с помощью языка (лизали). Собирали летом (7 июля), для того чтобы не обваливались листочки.

— Алена, а как правильно париться веником, покажи?

А вы хотите попробовать? Представьте, что мы находимся в бане. Здесь очень жарко. Ух, жарко, ух (хором). Давайте попаримся. Ох, хорошо, ох (хором). Молодцы.

Далее мы пройдем к следующим предметам нашей коллекции. Присаживайтесь. Речь пойдет о деревянных игрушках, а именно о матрешке, о которой вам расскажет следующий экскурсовод, Даня.

— Хотите поиграть? Давайте, кто быстрее разберет матрешку, чтобы все сестрички стояли собранные отдельно. (2 человека) А сейчас, кто быстрее соберет ее. (2 человека)

Обратите свое внимание на книги в нашем музее. Вы, наверно, удивлены, почему книги выставлены в музее «Деревянное царство»

А расскажет вам об этом Лиза, следующий наш экскурсовод.

— Из чего сделаны книги? (из дерева)

Очень давно у древних людей не было настоящих книг, которые мы видим сейчас. Они писали на глиняных дощечках, ткани, бересте. Берестяные книги называются берестяные грамоты, они хорошо хранятся, т.к. береста долго хранится, не гниет в земле и в воде.

— Ребята, а это что? (лодка)

О лодке расскажет следующий экскурсовод Кирилл. А вы хотите поплавать на своей лодке. Представьте, что у каждого из вас своя лодка, в руках у вас весла и кто быстрее доберется до берега. Победила дружба.

А еще в нашем музее выставлены предметы, используемые на кухне — кухонная утварь: Разделочная доска, ложка, солонка, конфетница, скалка, пестик, деревянная кружка.

Остановимся подробнее на деревянных ложках. Передаем эстафету Дане.

Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руки ложку, которая лежит около тарелки и никогда не задумывались, как она появилась, кто ее придумал. Однажды какому-то древнему человеку в голову пришла мысль, что зачерпывать воду из горшка гораздо удобнее, чем пить через край или доставать руками.

Простые русские люди с незапамятных времен ели суп и кашу деревянными ложками, их вырезали из липы. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

На этом наша экскурсия по музею «Деревянное царство» окончена. Спасибо всем за внимание, моим помощникам за помощь.

Ребята, а давайте сделаем так, чтобы наш музей стал еще больше и краше, если вы дома найдете картинки с изображением деревянных предметов или сами деревянные вещи приносите, и мы будем пополнять наш музей и проводить новые экскурсии.

Спасибо, всем за удивительную экскурсию.



Список литературы:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 184

  2. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого — природоведенческие игры и развлечения с детьми. — М.: Илекса, 2000.- с.77

  3. Дошкольное воспитание №3, 2002.- с.38

  4. Дошкольное воспитание № 7, 2006.- с.51

  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-224с.

  6. Паличева Т.Ю. Формы и методы развития исследовательских умений дошкольников в экологическом образовании. – Вологда: ЦПК, 2004. – с.53


Свежие документы:  Урок окружающего мира для 4 класса на тему «Весенний лес»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: