Урок 1.
Тема: Где работают люди.
Цель: Дать понятие о профессиях людей в городской и сельской местности.
Планируемые результаты: Знать профессии людей, их необходимость;
проявлять уважение к людям разных профессий, к своему труду и труду
людей; применять умения обосновывать свое мнение.
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: литература, русский язык, трудовое обучение.
Виды работ: беседа, работа в парах, игры: « Я начну, а ты продолжи»,
слайдовая презентация.
Материальное обеспечение урока: демонстрационный материал,
учебник и рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Психологический настрой: (круг радости «От сердца к сердцу». (2мин)
II .Введение по новой теме: (подготовить карточки с текстом для диалога)
Труд пастуха и земледельца более знаком и понятен учащимся.
Для диалога на эту тему предлагаем следующую ситуацию. В столовой за столом сидят два человека.
— Здравствуйте. Давайте познакомимся. Кто вы по профессии?
— Я пастух. А вы кем работаете?
— Я инженер, работаю на автомобилестроительном заводе.
— Я из аула приехал на машине, которая была изготовлена благодаря вашему труду. Ваш труд очень важен. О нём знают и другие люди, ведь очень многие ездят на автомобилях, — сказал пастух.
— Без труда пастуха невозможна жизнь людей. Мясо животных используют в пищу, шерсть — для изготовления одежды. Ваш труд важен и необходим, — сказал инженер.
Пообедав, пастух и инженер попрощались, пожелав друг другу здоровья и плодотворного труда.
III. Игра: «Я начну, а ты продолжи»
а) курей, уток, гусей растят — это…
б) врач, который лечит животных — это…
в) он смотрит за лошадьми – это…
г) человек, который доит коров — это…
д) ухаживает за пчелами и получает мед – это…
IV. Работа по учебнику.
1. Чтение первой части текста.
— О каких профессиях людей ты узнал?
Составь схему:
Профессии- ….
2. Чтение второй части текста.
— Кем работают люди в сельской местности?
Составь схему: профессии — ….
V. Ответь быстро (2 минуты).
1 -я команда 2-я команда
Кем работают в селе? Кем работают в городе?
VI. Интервью.
1-я команда задает вопросы 2-ой команде и наоборот. Кто работает в полях, на огородах? Кто работает в школе, на заводе, фабрике, больнице? Какую продукцию получают в сельской местности? Какую продукцию получают на заводах и фабриках?
VII. Вывод.
Село кормит город сельскохозяйственными продуктами, а город изготовляет промышленные товары и тем обеспечивает село.
Пополнение словарного запаса: профессии, учреждения, село, транспорт, продукты питания, техника.
YIII. Физминутка: «Две половинки». (2мин).
IX. Дополнительный материал. Слайдовая презентация.
Стихотворение: «Чем пахнут ремесла?»
Чтение учителем стихотворения и обсуждение с детьми. (3мин)
1) У каждого дела запах особый
В булочной пахнет тестом и сдобой
Мимо столярной пройдешь мастерской
Стружкою пахнет, и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате лекарством приятным.
Рыхлой землей, полем и плугом,
Пахнет крестьянин идущий за плугом.
Только безделье не пахнет никак.
2) «Доскажи словечко»:
— Тепловозы я вожу.
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист –
Я весёлый… (машинист)
— Шью я куртки и штаны.
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо.
Потому что я …(портниха)
— Потушу пожар любой.
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас… (пожарными) зовут.
— Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведёт.
Всем становится понятно
То, что он … (экскурсовод)
— Строю дом и детский сад
И больницу строить рад.
И у цирка я не зритель.
Так как я его … (строитель)
3) Игра «Узнай профессию». Учитель показывает картинки с инструментами, а дети должны назвать профессию:
— весы, калькулятор, касса …
— кисти, краски, холст …
— шприц, градусник, стетоскоп …
— гаечный ключ, отвертка …
— молоток, пила, рубанок …
— нож, поварешки, кастрюля … (3 мин)
— указка, журнал, ручка …
X. Подвести итог урока.
— Все ли было понятно на уроке?
— Что было трудно или непонятно?
— О каких профессиях людей мы узнали на уроке?
— Чем похожи и чем отличаются профессии людей в городе и на селе?
XI. Рефлексия (с помощью смайликов)
*Мне понравилось на уроке…
*Мне было интересно…
*У меня есть вопрос… (4мин).
XII. Дома спроси у родителей о их профессии, какую пользу они приносят людям. YIII. Д/з. Стихотворение «Всё для всех» Выучить наизусть
Каменщик строит жилище.
Платье — работа портного.
Но ведь работать портному
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки,
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, — нужно,
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Ю. Тувим.