Конспект урока для 1 класса «История русского костюма»


1. Автор (фамилия, имя , отчество)


Гридина Валентина Алексеевна

2. Место работы, должность.


МБОУ «СОШ №48» г. Курска, учитель начальных классов

3.Предмет


Окружающий мир

4.Класс


1 класс

5.Вид ресурса


Урок с мультимедийным приложением

6.Название темы


История русского костюма

7.Цель, задачи.

Цель: Развивать интерес к русскому народному костюму.

Задачи:

  1. Обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.

  2. Познакомить детей с традиционным женским и мужским комплексом одежды, особенностями её изготовления и применения.

  3. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.

  4. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к жизни наших предков.


8.Оборудование

Проектор, коллекция кукол в народных костюмах, народные костюмы, головные уборы, домотканая ткань, прялка.











Структура занятия. Время

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся

УУД

1.Оргмомент.





2.Сообщение темы занятия

2 мин

Встали ровненько около своих парт. Улыбнулись друг другу и подарили хорошее настроение





Сегодня на наше занятие пришли куклы. В садике вы с ними играете, а в школе они нам будут помогать узнавать новое.

-Давайте их рассмотрим. Что необычное заметили? (одежда) Так одевались очень давно.

Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?

Верно, сейчас мы поговорим о русском костюме.

Усаживайтесь поудобнее, я начинаю рассказ.




Стоят около своих рабочих мест

Улыбаются друг другу

Стоят около стульев







ПО детей : одежда





ПО: как одевались очень давно.


Личностные УУД

Создание психо-эмоциональной стабильности









УУД (познавательные, регулятивные) обеспечивает высокий уровень вовлеченности

3.Изучение нового материала

Из чего делали ткань.



















скручивание нити



  . Не было в те давние времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

Как вы думаете, из чего шили одежду люди давным-давно?

(посмотрите на фото ) слайд№1

Из выращенного льна женщины сами делали пряжу (скручивали нити) в каждой семье были прялки

Показ прялки (слайд №2)



Давайте попробуем скрутить нити (кусок ваты)

Трудное это занятие. Не расстраивайтесь если у вас не получилось. Зато мы теперь знаем как это трудно.







Затем ткали полотно (слайд №3) из которого потом шили  рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой т.е. сделанной дома

(Показываю образе домотканой ткани)

















ПО: Лен, шерсть

Рассматривают как работает









Из ваты скручивают нити













Пробуют на ощупь





УУД коммуникативные: выражать свои мысли, быть терпимыми к другим мнениям











Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам при проведении эксперимента.

Элементы народного костюма

Рассказ сопровождается одеванием помощницы.

Главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная, ниже колен, одежда.

     Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными и позолоченными пуговицами. слайд №4




Рассматривают

Познавательные УУД:узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию


    2.Другой женский комплекс одежды состоял из рубахи и понёвы.
— Что такоё понёва?

Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.
Неотъемлемым элементом женского костюма был 
передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. А для чего был нужен передник? (защищать одежду от загрязнения). Как сейчас называют передник? (фартук) слайд №5

В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Головные уборы были разными . По головному убору можно было узнать из какой местности женщина, , замужем ли она.

Так, например, молодые девушки в старину носили вокруг головы, венок, повязку или атласную ленту. Волосы они заплетали в косу, вплетали в неё яркие ленты, цветные нити.Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку — твердую шапочку, Распространенным головным убором были кокошникиИх украшали речным жемчугомзолотыми и серебряными узорами, драгоценными камнями.  слайд №6

Посмотрите сколько разных видов головных уборов. Это не случайно, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье и с непокрытой головой она не могла не только выйти на улицу, но и показаться дома


Рассматривают

Познавательные УУД:узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать















Познавательные УУД:узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать




Мужской костюм





















































Обувь на Руси





















Физкультминутка


  • Основой мужского костюма тоже была рубаха.  Рубаха эта была не такой длинной, как у женщин и доходила до колен.

Ворот вырезался по шее и имел впереди  прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицы. Ещё были рубахи-косоворотки. (т.к. ворот был сбоку) слайд№7



Рубаху мужчины носили навыпуск и обязательно подпоясывали узким пояском с кистями, который ещё называли опояском или широким поясом — кушаком. и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Раньше люди верили, что пояс оберегал от болезней, разных несчастий, выходить без пояса из дома считалось неприличным. Белые и красные рубахи считались особо нарядными, их одевали только по праздникам.

  • Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты.

  • Головные уборы мужчин были проще женских. Летом надевали с рубахой шляпу или картуз.



  • Самой распространенной обувью  на Руси были  лапти, которые плели из лыка или бересты . Лыко — это часть коры молодых лиственных деревьев, например липы, а берес та — наружная часть коры березы. Чтобы получить лыко, срубали молодые деревья, сдирали с него кору в виде полосок, из которых потом плели лапти. СЛАЙД №8



  • Сейчас я предлагаю вам надеть русские костюмы



  • Ши-ши попляши!

  • Все танцоры хороши!

  • Ой-ой та-ра-ра!

  • Лучше всех детвора!

  • Я скачу, скачу, скачу

  • Пляску русскую учу!

  • Сели – встали, сели – встали, «пружинка»

Словно Ванькой-встанькой стали






Рассматривают





























































































«ковырялочка»







«козлик»

Познавательные УУД:узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать































































Личностные УУД

Создание психо-эмоциональной стабильности


Работа с пословицей

Молодцы, только на Руси есть пословица:

«Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать.


Договаривают пословицу и объясняют ее значение

Садятся за парты


Вышивка

  • Все костюмы и женские и мужские непременно были украшены вышивкой. А для чего это делали? Вышитые узоры — это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. слайд №9

—  Извилистая линия – это вода; круг – солнышко; квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Считали, что изображение птицы, например, приносит радость, добро.

  • Вышивка служила «оберегом» — т.е. оберегала человека. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет их от злых сил.




Рассматривают образцы вышивки

Познавательные УУД:узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать


































Задание: «Составь оберег»

















Рассматривание утюга









 Народная игра «Ручеёк». 


Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. А где хранили вещи?

слайд №10



Воспитатель показывает старый сундук.



В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.



Так говорили в старину.

Давайте покажу, что в сундуке своем храню.

  • Воспитатель достает бумажные силуэты национальной одежды (сарафан, рубаха без орнамента).

«Составь оберег» обводят узор фломастером

Когда работали, пели народные песни …( Во поле береза стояла)

Рукодельницы старались выполнить свою работу красиво, чтобы не стыдно было ее показать. Вы тоже выполняйте красиво и аккуратно, чтобы вашим домашним было приятно смотреть на вашу работу.



Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть



 Какую пословицу уместно сказать?






ПО: в сундуках





























обводят узор фломастером на рубахе

работают под музыку











Показывают с места свои работы















Играют в «Ручеёк». 































Личностные УУД проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

Положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности



Личностные УУД: умение общаться , учитывать интересы других

игра «Кем я буду»

6. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по — разному, в зависимости от того, что они шили. 
— Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)


Если я шью шубу – значит я шубник,
 

  • рукавички 

  • карманы

  • сарафаны

  • рубашки

  • шапки,










Отвечают по одному



ПО: рукавичник,  

карманник,

сарафанник

рубашник,

шапошник,



Познавательные УУД:узнавать изученные объекты, извлекать необходимую информацию, сравнивать и анализировать


Обобщение:

Давайте вернемся к нашим куклам. Расскажите, в чем они одеты

Фронтальный опрос. Перечисляют элементы русского костюма: рубаха, сарафан, передник, порты, картуз.

Личностные УУД проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

Положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности



Что больше всего понравилось на занятии?

О чем расскажите дома?

Что еще о русском костюме хотели бы узнать на наших занятиях?



Спасибо вам за работу , вы все были молодцы и на память я дарю

вам русский костюм.




Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Птицы и звери весной"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: