Конспект урока для 1 класса «Мои любимые питомцы»


«Окружающий мир» (1 класс):

Проект «Мои любимые питомцы».

Цели :

  1. Расширение представлений о кошках и собаках.

  2. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.

  3. Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Оборудование:

  • компьютер и мульти — медиа проектор;

  • презентация «мои домашние любимцы» (см. Приложение);

  • рисунки детей, фото альбомы, фотографии.

Ход занятия:


Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель. За окошком светит солнышко. Закройте глаза, вытяните руки вперед, поймайте солнечный лучик. Вам стало теплее. Многие улыбнулись. Настроение улучшилось! А значит, на уроке мы будем

Слушать, запоминать, (рассуждать).

Ни минуты не терять.

Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О домашн. животных).

— А кого из домашних животных называют другом человека?

— Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)

— Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить?

(Про кошек и собак.)

— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами и чаще всего это кошки и собаки.

Итак, тема нашего урока «Мои любимые питомцы».

Слайд 1 (тема урока).

— Какие это животные кошка и собака? (Домашние.) Я считаю, что все кошки и собаки являются только домашними животными. Вы согласны с моим утверждением?

Слайды 2-4

Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак.


Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

































В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый «гастроном», полный упитанных обнаглевших грызунов.

Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.

— А как вы думаете, всех кошек приручили?

Слайды 5-11

А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту.


— А почему? Слайды 12-13


Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.


Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга? Все одинаковые? Конечно нет. Люди и вывели различные породы.

Ваня (доклад)

Слайды 14-17

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная «маска» на мордочке и голубые глаза.


Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок.

Слайды 18

— Какие хищные повадки вы замечали у своих любимцев?

Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается,подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться.

Считалось, что профессии есть только у людей, но я узнала, что у котов главные «профессии» – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна. (эрмитаж)

Арина (доклад) Слайды 19-23

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ‘будильником’ может стать для вас кошка.

Учитель. Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.

Физкультурная минутка.

  1. Как умывается кошка?

  2. Как потягивается кошка?

  3. Как царапается кошка?

  4. Как шипит кошка?

  5. Как виляет хвостиком?


Какое животное вилянием хвоста выражает свою радость, хорошее настроение?

— Есть в народе поговорка «живут, как кошка с собакой». А это как?

— Всегда ли так происходит?

У нас гостей сегодня много. Некоторые из них хотят поделиться с вами своими наблюдениями.

Шефы (доклад)

Учитель. Теперь видите, что между собакой и кошкой может быть дружба.

— Что вы знаете о собаках? Слайды 24-26

Денис (доклад)

Учитель. Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.


Слайды 27- 30

В дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Лиза (доклад) Слайды 32-39

Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • охотничьи;

  • служебные;

  • декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.


Лера (доклад) Слайды 40-44

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки — спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе.

Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

Физкультурная минутка под муз – «Не дразните собак…» Слайд 45

— У многих из вас есть свои домашние любимцы. Об этом мы узнали из ваших работ (фото выставка, выставка рисунков, фото альбомы и т.д.)

— Питомцы часто становятся даже похожими на своих хозяев, если животные находятся в заботе и ласке. Слайд 46

— Мне нравится фраза « Мы в ответе за тех, кого приручили».

— Всегда ли это высказывание верно?

— Тогда откуда же появляются бездомные животные?».

(Далее – смена слайдов до слайда с вопросом).-47-51


Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

— Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.


Слайд52 Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.

Слайд53 Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. Слайд54 На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.

Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных,


Песня « кошка беспризорная» (смотря по времени, может быть небольшая работа по содержанию песни)

Итог урока.

Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат Слайд 55

— А что надо сделать чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек? не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Слайд 56

Рефлексия.

  1. Перед вами 2 картинки (приложение). Посмотрите. Подумайте. Сделайте свой выбор.

Покажите. Обоснуйте свой выбор.

  1. Закончите предложения:

Мы узнали….

Я сам буду …..

Я хочу, чтобы люди….

Оценка работы.

Все дети получают диплом (фото) за любовь к животным.

Запасной резерв.

Викторина: (ответы см. в продолжении презентации)

  1. Как называется «общежитие» для собак? (Псарня.)

  2. Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)

  3. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи «Спокойной ночи, малыши!»)

  4. Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)

  5. Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке «Репка».)

  6. Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)

  7. Как называют дикую собаку? (Динго.)

  8. Какой континент является родиной кошек? (Африка.)

  9. Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)

  10. Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)

  11. Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)

  12. В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)

Домашнее задание.

Прочитать о кошках и собаках интересную информацию из любого источника. Рассказать в классе.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Вода-растворитель"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: