Конспект урока для 1 класса «Природа и животный мир родного края»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г.Петровска Саратовской области»














Конспект классного часа в 1 классе


«Природа и животный мир родного края».











подготовила учитель

начальных классов

Шмакова Оксана Юрьевна







г. Петровск

2011

Цель: познакомить учащихся с природой и животным миром родного края, расширить

уже имеющиеся знания о природе и животном мире родного края;

развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение гордиться

красотой и величием родной природы;

прививать интерес, бережное отношение к природе и животному миру родного

края.

Оборудование: 1) иллюстрации:

— природа родного края (река, лес, луг, поле, сад);

— животные родного края (лиса, заяц, волк, медведь, кабан, еж, лось,

белка);

— ягоды и грибы ( малина, земляника, подосиновик, подберезовик,

лисички, мухомор);

— насекомые ( бабочка, кузнечики, пчела, жук);

— цветы ( ромашки, колокольчики, васильки, фиалки, одуванчики);

— растения поля ( кукуруза, рожь, пшеница, подсолнух);

— жители водоема ( ерш, окунь, карась, пескарь, щука, рак, лягушка,

бобр);

— растения водоема (водоросли, лилия, кувшинка, камыш);

— плодовые культуры сада ( яблоня, слива, груша, вишня, крыжовник);

— птицы ( сорока, ворона, грач, дятел, скворец, воробей, сова);

— корабль с Петром I на борту;

— крепость города Петровска в 1698году;

2) загадки о природе и животном мире родного края.
























Ход занятия



  1. Организационный момент.

— Отгадайте загадку:


II. История возникновения г. Петровска.

— Ребята, скажите, пожалуйста, в каком городе мы живем? ( В Петровске)

— А, может быть, вы знаете, почему наш город так назван – Петровск? (В честь царя России – Петра I.)

— Правильно, именно в честь Петра I наш город назван Петровском.

— В 1698 году по реке, протекающей по нашему городу, проплывал на корабле царь России — Петра I. (На доске появляется река и корабль с Петра I на борту.)

— А кто из вас знает, как называется река, протекающая по нашему городу? (Медведица).

— А как вы думаете, как выглядела в то время наша река, если по ней плыл большой корабль? (Она была широкой, глубоководной).

— В те времена нашего города еще не было.

Красота и величие природы, открывшейся взору царя, навела его на мысль о том, что именно здесь необходимо возвести стены крепости. Крепость построили, она находилась на месте нашей современной площади. (На доске появляется крепость.) Крепость защищала южные подступы России от набегов кочевников со стороны степи. На ее территории жили солдаты со своими семьями. Постепенно численность жителей крепости стала увеличиваться, люди начали осваивать территорию за пределами крепости: строить дома, церкви, прокладывать дороги. Так образовался наш город. Шли годы, он изменялся: возводились мосты, высотные здания, дома и, наконец, город приобрел современный, величественный вид. В сентябре этого года Петровку исполнится 310 лет.

III. Природа и животный мир родного края.


— А что вы можете сказать, о природе нашего города?

(Природа г.Петровска неповторима. Город буквально утопает в зелени деревьев, в центре находится парк культуры и отдыха горожан, практически в одном из районов города расположен сосновый бор. В черте города разбиты многочисленные клумбы. По городу протекает река Медведица. Около частных домов растут фруктовые деревья. Весной, когда цветут сады, улицы города похожи на сказочную фею.)

— А какова природа за пределами нашего города?

(Расположены леса, луга, поля, пруды.)

— А что это такое?

Разнообразные деревья,

Звериные тропинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой. (Лес.)

— А какие деревья, кустарники, ягоды, грибы растут в лесу вы ответите мне, отгадав загадки:

1. Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна).

2. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза)


3. В лесу столетний богатырь.

Он растет и ввысь, и вширь,

В три обхвата не обнять его зайчатам. (Дуб)

4. Ветра нет и не дождит,

А она дрожит, дрожит.

Шелестит листва на ней,

Словно просит, обогрей. (Осина)

5. Эту ягоду красу

Любят многие в лесу.

Но больше всех красавица

В лесу медведю нравится. (Малина)

6. Стоит Егорка

В красной ермолке, кто не пройдет,

Всяк поклон подает. (Земляника)

7. Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти желтые … (Лисички)


8. Один — под березой,

Другой – под осиной.

Иду я за ними

По тропке лесной. (Подберезовик, подосиновик)


9. Хоть наряден он на вид

И красив, но ядовит.

Словно красный светофор

В красной шляпе … (Мухомор)



(В ходе работы на иллюстрации лес появляются деревья, кустарники, ягоды, грибы.)


— А для каких животных лес является домом?

(Лиса, заяц, волк, медведь, кабан, еж, лось, белка.)


— А что такое луг?

Ковер травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С медом сладким пчелки,

Песня перепелки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд,

И до белых мух

С дудочкой пастух.


— А какие цветы растут на лугу?

(Ромашки, колокольчики, васильки, фиалки, одуванчики).

— А вот какие насекомые населяют луг, я думаю, вы сейчас отгадаете:

1. Гудит мохнатенький,

Летит за сладеньким. (Пчела)


2. Целый день в траве стрекочет,

Отковать колечко хочет. (Кузнечик)


3. Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (Бабочка)


4. Летит, урчит,

По-бычьи мычит,

На землю падет –

Землю дерет. (Жук)


— Но ведь есть ещё поля!

— Что такое поле?

Для коней раздолье,

Пашни полоса,

Метелочки овса.

В поле колосится

Спелая пшеница

И шумит там рожь

Колючая, как ёж.

В поле ветер свищет,

Мышка зерна ищет,

Ящурка снует,

Солнышко встает.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдешь –

Края не найдешь.


— Какие растения растут на полях, попробуйте отгадать?


  1. У нее плоды початки,

И вкусны они, и сладки.

Накормила всех от пуза

Золотая … (Кукуруза)

2. Стоит стеной,

Шумит волной,

Волна золотая

Не видно края. (Рожь, пшеница)


  1. Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнух)


— А что это такое? Иван бежит,

Сам кричит

И всех на себе носит. (Река)

— Каких жителей реки вы знаете?

( Ёрш, окунь, карась, пескарь, щука, рак, лягушка, бобр.)


— Какие растения водоема вам известны?

(Водоросли, лилия, кувшинка, камыш.)


— А что такое сад?

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики – качели.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада.

Снегирей семейка,

Любимая скамейка.



— Попробуйте отгадать плодовые культуры, населяющие сад:


  1. Не маменька родима,

А гостинцем оделила.

Как возьмешь их на зубок –

Сразу брызнет сладкий сок. (Яблоня)

2. Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива)


3.У каждого садовника

В саду есть куст колючего,

Сердитого, но очень

Аппетитного … (Крыжовника)


4.Желтая кожа

На лампочку похожа. (Груша)


5.Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь

Вкусна, как мед. (Вишня)


— Везде: в лесу, саду, в поле, на лугу, реке, мы слышим неповторимые голоса птиц.

— А какие же птицы живут в нашей местности? Попробуйте отгадать:


  1. Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока,

Но горда собой … (Сорока)

2 .Особа всем известная

Она — крикунья местная.

Увидит тучку темную,

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно, с трона? (Ворона)


3. Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)


4. Дитя еще не родился,

А уж отдан на воспитание;

У кого это? (Кукушка)

5. Птица – врач лесного царства,

Деревья лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели. (Дятел)

6. На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец)


7. Мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует. (Воробей)

8. Днем спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

IV. Итог занятия.

— Молодцы! Посмотрите, как прекрасна и разнообразна природа и животный мир родного края.

— А что, на ваш взгляд, должен сделать человек для того, чтобы сохранить это бесценное богатство родной земли?

(Бережно, заботливо, с любовью относится к природе и животному миру.)

— Правильно! И тогда этой красотой сможем любоваться не только мы, но и будущие поколения людей через многие – многие годы.




Список используемой литературы.


1. Волина В. Праздник Букваря, АСТпресс, М.: 1997.


2.Железовский Б.Е. Хрестоматия по природоведению. Саратов Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1995.


3.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.


4.Степанов В. Учебник для малышей. Животный мир России. ООО «Фолиант Пресс», 2005; ООО Издательство «Фламинго», 2002.


5.Степанов В. Учебник для малышей. Родная природа. ООО «Фолиант Пресс», 2004; ООО Издательство «Фламинго», 2003.



8


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Паукообразные"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: