Учитель. Сарапульцева Ирина Александровна.
Место работы, должность: МБОУ Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3, учитель начальных классов
Предмет – окружающий мир
Класс – 1
Автор УМК «Гармония»: О. Т. Поглазова (окружающий мир)
Тема урока: «Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами»
Тип урока — урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология – индивидуально-ориентированная система обучения.
Цель: расширить знания учащихся о грибах и их разнообразии.
Задачи урока:
Образовательные:
Учить обучающихся отличать съедобные грибы от несъедобных;
Сформулировать правила сбора грибов;
Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
Учить детей правильному поведению в природе;
Развивающие:
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;
Воспитательные:
Воспитывать уважение и любовь к родному краю, к его природному богатству;
Воспитывать ответственное отношение к природе и своему здоровью;
Здоровьесберегающие:
Проводить физ. минутки; регулировать временные рамки каждого этапа учебного занятия;
Смена видов деятельности обучающихся;
Оборудование, дидактический материал: ИКТ (презентация), индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУП), карточки для чтения о грибах, схемы строения гриба, энциклопедии, «Кирилл и Мифодий»
Методы работы:
объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые (эвристические),
словесные,
наглядные,
практические,
стимулирования интереса к учению (познавательные игры)
Формируемые УУД:
регулятивные УД (целеполагание, планирование)
познавательные УД (общеучебные: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритма деятельности, поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие, выведение следствий
коммуникативные УД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками)
Сценарий урока
Содержание этапа урока | Деятельность обучающихся | |
1.Психологи ческий настрой. Самоопределение к деятельности | — Ребята, мы каждый урок путешествуем. Много узнаём нового и интересного. А куда сегодня мы отправимся, вы узнаете, прочитав в планах тему урока «В лес за грибами».
— Что же нам надо знать и уметь, чтобы собрать грибы в корзину? Прочитайте в плане графу «Знать и уметь». — Ответим на вопросы: КАК ОТЛИЧАТЬ ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ ОТ СЪЕДОБНЫХ? КАКИЕ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ О ГРИБАХ НАДО ЗНАТЬ? — Какими способами будем работать? 1. УЧИТЕЛЬ РАССКАЗЫВАЕТ 2. РАБОТА В ПАРАХ 3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИОУП.
| Подготовка к работе. (У каждого ученика на парте план ИОУП) В индивидуально-ориентированных учебных планах читают тему урока.
В планах дети знакомятся с задачами урока в графе «Что надо знать и уметь»
Ответы учащихся на вопросы, как лучше изучать и найти ответы на поставленные задачи.
Рассказывают способы изучения темы урока.
|
2.Актуализация знаний. | — Что такое ГРИБЫ? Строение гриба. Проверка домашнего задания (Работа в парах.) — Проверьте, как ваши соседи по парте нарисовали строение гриба. — Проверьте на экране правильность строения гриба. (Слайд)
— Сравните со своим грибом. Каких частей не хватает? — А чем у меня схема дополнена? — Как вы думаете, зачем грибу споры? Объяснение учителя: Споры – это маленькие семена гриба, они находятся под шляпкой. И когда они из шляпки попадают на землю – появляются новые грибочки – так и размножаются грибы.
— Какие виды грибов изучили? — Распределите грибы по группам. — Проверим, правильность ваших ответов. (Слайд)
| — Особое царство живой природы. Не относится ни к растениям, ни к животным.
Обмениваются схемами и проверяют правильность строения гриба.
Сравнивают и дополняют недостающие части гриба.
— Спорами.
Ответы детей.
На слайде показано, как споры падают на землю. Ученики дополняют свои схемы спорами.
— По строению шляпки грибы бывают: пластинчатые и губчатые.
|
3. Изучение нового материала. | — Мы много интересного узнали о грибах. Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы смело отправляться в лес за грибами? Что ещё необходимо знать? — Правильно, мы сегодня научимся узнавать, какие грибы можно собирать, а какие — нет? А для этого предлагаю провести небольшое исследование. — Какие съедобные грибы вам известны? -Ваша задача состоит в том, чтобы найти информацию о грибах. (Учитель показывает слайд с рисунком (фото) гриба и даёт дополнительную информацию о нём)
— Нам нужно выяснить, почему нельзя рвать ядовитые грибы, и как их можно отличить от съедобных грибов. — Кто может ответить на вопросы без подготовки? — Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы? Прочитайте в учебнике.
— Я предлагаю вам составить правила сбора грибов и обсудить их в группе или паре. Заранее определите выступающего. Учитель фиксирует ответы детей на доске. А затем открывает слайд «Важные советы». (Слайд). — Сравните. Какие советы грибника вы не сказали? Дополните. |
— Не достаточно. Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные, ядовитые. — Какие правила надо знать при сборе грибов.
Называют съедобные грибы. Читают интересные факты о грибах в энциклопедиях, учебнике, дополнительных карточках. Пересказывают сведения о грибах.
Выдвигают версии ответа на поставленный вопрос. Читают и отвечают.
Обсуждают, по желанию, в паре или группе. Выступают с результатами.
Сравнивают свои ответы с готовыми советами на экране. |
Физминутка. | Игра на внимание: — Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Встаньте. Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку — если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы) — Молодцы!
| Выполняют движения. |
4.Закрепление нового материала. | Самостоятельная работа по планам (ИОУПам)
| Отвечают на задания Дюймовочки, Гнома, Гулливера (от простого к сложном). Приложение.
|
5.Подведение итога урока. | Работа с заданием из программы по окружающему миру «Кирилл и Мифодий». — Разделите грибы на группы.
|
Классифицируют на съедобные и несъедобные. |
5. Рефлексия деятельности.
| В планах в графе Знать и уметь поставьте знак «+», если считаете, что сможете отличить ядовитые грибы от съедобных и знаете важные советы о грибах. — При сборе грибов, что надо помнить?
— Вот мы и вернулись в класс. — Сегодня все хорошо поработали. Всю интересную информацию о грибах мы с вами поместим в буклет-памятку «В лес за грибами». За выпуск буклета ответственен Совет Знаний. — Спасибо за урок! | Соотносят цель и результаты
Повторяют памятку сбора съедобных грибов
Ребята из Совета Знаний будут создавать буклет-памятку к следующему уроку.
|
Приложение
Индивидуально-ориентированный учебный план по окружающему миру. 1 класс.
Тема урока | Знай и умей | Задания от Дюймовочки | Задания от Гнома
| Задания от Гулливера | |
30 января | В лес за грибами с. 19 -21
| Уметь: отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Знать: важные советы о грибах.
| Работа в парах. Ответьте на вопросы с. 19 | Прочитай и запомни важные советы с. 21 | Нарисуй съедобный и ядовитый грибы. Сочини о них сказку. |