конспект урока для 1 класса «Зима — покой природы»


Учитель начальных классов КГУ « Школа — гимназия имени академика Е.А. Букетова»

Северо –Казахстанская область район Шал акына город Сергеевка

Исаченко Людмила Александровна

Предмет: Познание мира. 1класс

Тема урока: «Зима — покой природы»

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.

И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1

— Мороза Ивановича приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.



Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам 
:(мороз)

Говорю я брату: — Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это
:(град)

На коньках я мчусь вперед, 
Под ногами крепкий 
:(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки, 
Не пушинки, а 
:(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки, 
Лыжи и 
:(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? 
(Зимой)



-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом «зима«)

— Какова будет тема нашего урока?

— Тема нашего урока «Зима — покой природы» (открываю)

— Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом «зима». А почему ее называет «покой природы», кто скажет?

— Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

— А для чего нам это надо знать?

— Итак, цель нашего урока — познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

— Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

  • Кто из зверей спит зимой? (Медведь, еж, летучие мыши)

  • Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде снега

  • дни становятся короче, а ночи длиннее

— Изменилась жизнь растений и животных?

— Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

— С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано — поэтому света и тепла земля получает мало — дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное «открытие» новых знаний.

Работа по учебнику.

Выполнение задания «Что встречаем — не встречаем зимой» 

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

— Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза — угольки, губы — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (
Снежная баба. Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет. (Сосулька, обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять — так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (
Варежки)

Выразительное чтение текста «Звуки зимы» 

Читают подготовленные ученики на фоне спокойной музыки, остальные следят по карточке. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы. Слайд №4

— Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

— Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

— Какие «разговоры» ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности «Найди настоящую снежинку»  Слайд №5

Беседа о снеге:

— Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

— Снег — что это такое? (Замерзшая вода)

— Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! 
(Так говорят о снежинке) Слайд №6

— Рассмотрите снежинки на голубом фоне .Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

— Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

— Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки» В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает учитель) Слайд №7

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

— Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили —
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Учитель читает текстСлайд №8

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настомСлайд №9

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Выполнение задания «Подумай и расскажи». Слайд №10

— Рассмотрите сюжетные картинки. О чем спрашивает вас недоумевающий человечек Почемучка? Помогите ему разобраться. Что случилось со снежной бабой.

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

— Что вы видите? (Ответы детей) Слайд №11

— Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

-Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. (Учитель демонстрирует веточку березы и осины, разрезает почку. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя в баночках)

— Но не все деревья сбрасывают листья. (Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

— Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

— Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Игра-задание «Определите птиц и зверей на зимовку»

— Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

Физкультминутка «Зима» (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания «Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы»

— Рассмотрите пейзаж зимнего леса Слайд №12

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек —
Всех спрятала зима.

— Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

— От кого прячутся звери и птицы?

— Какие трудности они испытывают зимой?

— Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Вспомните, какие из них улетели?

— Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом — голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

— Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13

— Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14

— Как мы можем им помочь? Слайды №15, 16

— Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.52)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Крестики-нолики».

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? ()

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? ()

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? ()

Взаимопроверка выполненного задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Мороз не велик, да
Спасибо, мороз, что
Береги нос в
Солнце — на лето, зима —


большой мороз.
стоять не велит.
на мороз.
снегу нанес.




Слово учителя. Слайд №18

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима — покой природы», что «зимой природа спит»? (Ответы учеников)

— Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике. Слайд №19

— Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

— Что показалось вам наиболее интересным?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;

  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

— Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

Отгадайте:

Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом — хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный 
:(сугроб)

— На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович вам дарит «сугробики.»



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Волшебная сила воды"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: