Конспект урока для 1 класса «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Методическое объединение учителей начальной школы


Начальные классы











Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса














Работу выполнила

Пудова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

Калининского района

г. Санкт-Петербурга











Санкт-Петербург 2014 г.

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима – покой природы. Жизнь растений и животных»



Тема урока: «Зима — покой природы. Жизнь растений и животных»


Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации


Задачи:

  • познакомить учащихся с зимними явлениями в природе;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

  • показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы в лесу;

  • продолжать работу над самоорганизацией учащихся и самостоятельным нахождением необходимой информации через работу в парах;

  • развивать устную речь учащихся;

  • воспитывать любовь к родной природе;

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.


Тип урока: комбинированный


Основные дидактические методы:


  • проблемно-диалогические методы обучения;


  • частично-поисковый метод;


  • объяснительно-иллюстративный;


  • принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.


Дидактические средства:


Слайды презентации зимнего леса и животных; карточки с изображением животных; фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой (для работы в парах); учебник; отрывок «Звуки зимы» П. Чайковский. «Времена года»; отрывок из книги В. Бианки «Лесная газета»; карта самооценки учащихся


Оборудование: компьютер, проектор; карточки с картинками и текстом (для работы в парах);


План урока:


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

3. Совместное «открытие» новых знаний.

4.Самостоятельное применение знаний.

5. Итог урока. Рефлексия.



Ход урока:


I. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку.)


II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.


Сегодня мы с вами отправляемся… А вот куда? Послушайте стихотворение…(слайд №1 «Зимний лес»)


Зимний вечер, лунный свет…
В белый снег весь лес одет.
В белых шубах, в белых шапках,
И мороз им шепчет сладко:
Спи, березка, спи, сосна,
Жди, когда придет весна,
Солнышко лучом согреет
И пробудит ото сна.

-Куда же мы отправляемся? (в лес)

-Какой лес? (зимний)

— Как догадались, что лес зимний? (кругом снег)

-А что такое снег? (замёрзшая вода).

-А вот как о снеге и о снежинках рассказывает Снегурочка – внучка Деда Мороза:


«У снежинок есть тайна рождения. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся все больше и больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы (Слайд №2 «Зимний заснеженный лес»)


— Какие ещё признаки зимы знаете? (ответы детей)

Слайд №3

Выпадает снег

Редко выглядывает солнце

Становится холодно

Лед на реке

Птицы улетели в теплые края


— Какова тема урока?

Слайд №4(«Зима- покой природы»)


— Почему – покой? (ответы детей)

— Подберите к этому слову близкие по смыслу слова.

-На доске:

ПОКОЙ ДРЕМА СОН


Да, верно. Зимняя природа как бы дремлет, но жизнь продолжается. Ведь есть ещё и растения, и животные, и птицы.


Отгадав загадки, вы узнаете, с какой проблемой мы сегодня встретимся, какие задачи будем решать (Слайд №5)


1. Зимой и летом одним цветом (ель)

2. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

3. Летом серый, а зимой – белый. (заяц)

4. Рыжая плутовка в деревне всех кур пересчитала. (лиса)


-С чем ассоциируются все отгаданные вами слова? (С жизнью растений и животных зимой.)

-Какая самая главная проблема стоит сегодня перед нами? ( Какая жизнь у обитателей зимнего леса: растений и животных?) (Слайд № 6)



III. Совместное «открытие» новых знаний.


  • — Как зима изменила жизнь растений? (Слайд №7) (Ответы детей.)

Учитель: деревья стоят голые, без листьев, кажется, что спят. Но это не так. Они дремлют, т.к. хорошо подготовились к зиме. Да и снег укрывает их как тёплое одеяло.


— Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие – нет? (Слайд №7) (Ответы детей)

— Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Как отличить ель от сосны? (Ответы детей)


Учитель: Хвоинки покрыты восковым налётом, мороз им не страшен. У ели – маленькие иголочки, раздельно сидящие на ветке по одной. А у сосны – две длинные иголочки, сидящие вместе (Слайд №7).


  • -Какая жизнь у животных зимой?

— Давайте это выясним вместе. Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат конверты с нужной нам информацией о животных и рисунок животного. Работать будем по инструкции:


  1. Рассмотрите картинку

  2. Прочитайте информацию о животном в паре

  3. Найдите важную информацию об образе жизни животного зимой, чем он питается

  4. Подумайте, в какую группу вы отнесете это животное

Далее учащиеся распределяют животных по группам в таблицы на доске, рассказывают найденную информацию классу:


Впадают зимой в спячку

Ведут активный образ жизни (делают запасы на зиму)

Ведут активный образ жизни (не делают запасы на зиму)








Птицы




  • Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.


  • А ёжик спит дольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко — норку и спит до апреля.


  • Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.


  • Мыши активны круглый год, в спячку не впадают.

Они едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы. Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево.


  • Птицы зимой питаются ягодами, семенами деревьев и плодами. А на кормушке не откажутся от семечек подсолнечника, арбуза, дыни и тыквы. Любят хлебные крошки, но только не ржаного хлеба, а белого. А синички обожают свиное несолёное сало.


  • Волк – хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.


  • Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.


  • Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.


  • Лоси – самый крупный среди копытных. Зимой сбиваются в группы. Зимой, особенно в сильные морозы, лоси кормятся днем, делая время от времени перерывы для отдыха. Ночью они почти все время остаются на лежке. Питаются ветками деревьев и хвоей растений.


  • Барсук – водится в лесах, роет норы. Барсук всеяден, но предпочитает растительную пищу. Ведёт ночной образ жизни. Зимой впадает в спячку и спит до апреля.


  • Кабан – дикая свинья. Живет в болотистых лесах, где есть вода. Является всеядным животным. Питаются растительностью (корнями, плодами, желудями ), а также различными мелкими животными . Также они могут посещать поля картофеля, репы, зерновых, принося вред сельскому хозяйству. Зимой не впадает в спячку.


  • Рысь – дикая северная кошка. Живет в тайге, хорошо лазает по деревьям и плавает. Хорошо выживает зимой. Питается зайцами, птицами, грызунами, небольшими копытными.


  • Тетерев – обитает в лесах. Селится на лесных опушках, вдоль кромки леса. Обычно наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле передвигается подобно домашней курице — быстро бегает и взлетает почти вертикально. Зимой кормится почками деревьев. Место для ночлега выбирает в снегу.


  • Глухарь – крупная птица. Обитает в хвойных, смешанных и лиственных лесах.

Пища весной и летом состоит из побегов, цветов, древесных почек, листьев, травы, лесных ягод, семян и насекомых. Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопая крыльями, и не делает больших перелётов. День обыкновенно проводит на земле, ночует на деревьях. Зимой кормится— сосновой и еловой хвоей, почками.


Вывод:

-Давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Назовите животных, которые впадают в спячку.

-Назовите животных, которые ведут активный образ жизни и делают запасы на зиму.

-Назовите животных, которые ведут активный образ жизни и не делают запасы на зиму?

-Назовите птиц, которые зимуют в лесу.

-Какова их жизнь в зимнем лесу? (ответы детей)


IV. Самостоятельное применение знаний.


  • Учитель:

«А лес стоит загадочный, а лес стоит таинственный!

Безмолвна тишина. Зверушек и пичужек всех спрятала зима»

Откройте учебники на стр.86. Рассмотрите иллюстрацию.


— Где же спрятались животные? Где они спрятались?

— Какие трудности они испытывают? (ответы детей)

-Чем мы могли бы помочь животным зимой? (ответы детей)


  • А теперь давайте закроем глазки и мысленно перенесемся в наш зимний лес.

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». Учитель читает фрагмент из книги В.Бианки «Лесная газета»


«Под мёртвым покрывалом снега – растения таят могучую силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулёчки-шишки. Животные с холодной кровью, затаясь, застыли. Но тоже не умерли, даже такие нежные как мотыльки, попрятались в разные убежища. У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица под глубоким снегом в январские морозы производит на свет крошечных слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим молоком! 
Холодно в лесу, холодно! 
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. 
Не усидишь ни на земле, не на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. 
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. 
Закусил поплотней, свернулся калачиком — спи крепко» 


V. Итог урока. Рефлексия.


Ни одно время года так не волшебно. Все живое упряталось в глубину земли, норы, щели, и спят, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.


— Какое же главное изменение произошло в зимней природе, что так повлияло на жизнь растений и животных? (Слайд №8) (стало холодно)


-Да, совершенно верно. Похолодание – повлияло на жизнь животных и растений.. Солнце поздно восходит или его совсем нет на небосклоне. Земля и воздух получают мало света и тепла и за день не успевают прогреться.


— Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

— Что показалось вам наиболее интересным?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке? Возьмите в конвертах лист самооценки и оцените свою работу сегодня на уроке.




Я на уроке работал в полную силу


Работал хорошо, но мог бы работать лучше


Мое настроение



— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания.

Спасибо за урок.

















Источник информации:

Слайд 1

https://strannik-sergey.ru/2012/1/2012-02-26-Lesodolgorykovo-Novopetrovskaya/photos/2012-02-26-22.jpg


Слайд 2 https://www.activeclub.com.ua/modules/gallery/d/3085-3/5.jpg


Слайд 5

https://animalbox.ru/wp-content/uploads/2011/09/belyac_eating.jpg

https://oboi.kards.qip.ru/images/wallpaper/f2/9c/105714_1280_1024.jpg

https://foto-zverey.ru/1/volk_24.jpg

https://kartinki.me/mini/201204/1485.jpg


Слайд 7

https://favim.com/orig/201107/11/cold-deciduous-tree-lone-snow-winter-Favim.com-101566.jpg


https://board.salle.com.ua/i/3943/39433/96668_2009121407.jpg


https://priroda36.ru/images/stories/school/lesostepi/sosnovyj-bor.jpg

https://www.comerartadvisory.com/img/Irocez/Plato/P3251627.JPG



















Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Рассматривание курицы и утки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: