Конспект урока для 1 класса «Зима: покой природы»

Окружающий мир, 1 класс

Тема урока: Зима: покой природы

Цели урока: — Познакомить с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы ( 1-я линия развития – уметь объяснять мир)

— Научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных ( 1-я линия развития – уметь объяснять мир)

— Сформировать представление о свойствах снега, льда, погодных явлений в природе ( 1-я линия развития – уметь объяснять мир)

— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным ( 2-я линия развития – уметь объяснять своё отношение к миру)

Оборудование: презентация, карточки для игры «Крестики-нолики»


Ход урока

I Оргмомент

На партах у детей разложении карточки для игры «Крестики-нолики».

II Актуализация знаний и постановка проблем

1 Отгадайте загадку: 1 слайд

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

— О каких временах года идёт речь?

— О каком же времени года мы будем говорить сегодня? 2 слайд

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (ЗИМА)

— Какая тема нашего урока? 3 слайд

— На какой главный вопрос мы должны сегодня ответить?

(познакомиться с признаками зимы, что происходит в жизни растений, животных, людей зимой, что изменилось в погоде?)

— Что бывает только зимой?

— А чего зимой не бывает?

— Какие изменения происходят в погоде, в природе? Какое из этих изменений главное?

III Совместное открытие новых знаний

Рассмотрите иллюстрацию. 4 слайд

— Какое это время года?

— По каким признакам вы его узнали? 5 слайд

— Какие зимние месяцы вы знаете? 6 слайд

— Рассмотрите иллюстрации. 7 слайд

— Как вы думаете, почему же зимой замерзает река и идёт снег?

— Что произошло со снеговиком?

— Почему летом нельзя слепить снеговика?

Вывод:

Зимой становится холодно,

поэтому реки замерзают, идет снег.

— Что же происходит с растениями и животными зимой?

Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса. 8 слайд

— Каковы особенности жизни деревьев зимой?

— Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ненасыщенные углеводороды"

Но не все деревья сбрасывают листья. Почему хвойные деревья не сбрасывают иголки? ( Покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз) 9 слайд

Рассмотрите иллюстрацию 10 слайд

— где спрятались звери и птицы?

— От кого прячутся звери и птицы?

— Какие трудности они испытывают зимой?

— Не только растения подготовились к переживанию холода. Многие птицы осенью улетели в тёплые края.

— Вспомните, какие из них улетели? 11 слайд, 12 слайд

— Почему птицы улетают? ( Птицы хорошо переносят мороз, холод так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в другом – голод. Зимой исчезают насекомые, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые из них остаются зимовать.)

— Какие птицы зимуют с нами? 13 слайд, 14 слайд

— Чем они питаются? ( семена, плоды, почки)

— Обратите внимание, что только клесты выводят птенцов зимой, так как они питаются семенами шишек, для этого у них особый клюв.

— Почему зимой птицы чаще посещают города, сёла? 15 слайд

— Как мы им можем помочь?

Физминутка

Собираем детвору Как зайчонок поскакал,

Поиграть в одну игру. Как волчонок пробежал.

Покажите мне, ребята, Как ежонок и ежиха

Как в лесу живут зверята. Собирают ежевику.

Как лисёнок просыпается, Только медвежонок спит,

Как бельчонок умывается, Просыпаться не спешит.

— Рассмотрите иллюстрации животных. 16 слайд

— На какие группы можно разделить этих животных? 17 слайд

— Как дикие животные переживают зиму?

— Почему корова, лошадь, поросёнок – домашние животные?

— Найдите спрятавшихся от стужи домашних животных и расскажите, как человек заботится о них? 18 слайд

Мы назвали много изменений, которые происходят в окружающем нас мире зимой. Какое же из них главное? Похолодание.

IV Самостоятельное применение знаний

— На каком рисунке за окном зимнее утро? Почему? 19 слайд

— Что наденет девочка в каждом случае, собираясь на улицу?

— Чем занимаются дети зимой на улице? 20 слайд

Отгадайте загадки:

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (лыжи)

-Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы (санки)

-Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная! (коньки, лёд)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Как розовые яблоки на ветках снегири"

— Придумайте названия к иллюстрациям 21 слайд

Проверка домашнего задания: показать свою открытку к празднику Новый год.

Выполнение задания в рабочей тетради в паре с. 36, № 3. Проверка 22 слайд

Выполнение задания в рабочей тетради в паре с. 36, № 4. Проверка 23 слайд

— Отгадайте загадки: 24 слайд

Шуба бела весь свет одела. (снег)

Сам не бежит, стоять не велит. (мороз)

На всех садится, никого не боится. (снег, снежинка)

Рассмотрите снежинки.

-Какая самая красивая?

— Какие на самом деле встречаются в природе?

— Что же такое снег? 25 слайд

(Из-за похолодания вода замерзает и превращается в кристаллики льда. Снежинки в природе только имеют 6 лучей, доказано, что все они разные, нельзя найти 2-х одинаковых снежинок) 26 слайд, 27 слайд

Отгадайте загадки: 28 слайд

Кто меняет шубу два раза в год? (заяц)

29 слайд

Кто полгода живёт без обеда? (медведь, ёж)

— Народные приметы: 30 слайд

Игра «Крестики-нолики ( учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный)

1 Прячутся ли насекомые к зиме?

2 Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края?

3 Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?

4 Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы?

5 Верно ли, что зимой у клестов появляются клесты?

6 Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками?

7 Нужно ли птиц подкармливать зимой?

8 Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода?

Взаимопроверка в парах.

+ 0 + 0 + + + 0

V Итог урока

— Что мы узнали на уроке нового?

— Ответили ли на главный вопрос урока?

-Какая главная особенность зимы?

— Перечислите основные признаки зимы

— Объясните, как похолодание связано с видом осадков.

— Как похолодание повлияло на жизнь растений и животных?

— Как люди помогают животным пережить трудное время? 31 слайд

Домашнее задание ( по желанию):

— Раскрасьте морозный узор ( рабочая тетрадь, с. 35, № 1) или нарисуйте свой.

32 слайд.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: