Конспект урока для 2 класса «Мой путь к доброте»


Открытый урок самопознания во 2 классе « Мой путь к доброте»

 Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Методы проведения: поисковые, дискуссионные.

Оборудование: разрезные карточки с  пословицами; проектор; музыкальное сопровождение.

  Ход урока

Круг радости.

Давайте встанем дружно в круг, и скажем все вместе:

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,

Рады мы всем, кто вверит доброте,

Рады мы всем, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.


Откройте тетради на стр. 68 вставьте в знакомые вам слова пропущенные буквы и прочитайте, какое слово получилось.


«Добро» ( на доску)


Наше занятие сегодня посвящено доброте. слайд 1

  Ученики рассказывают:

Слово это серьезное,

Главное, важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.


В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремление

На помощь прийти вновь и вновь.

— со словом доброта связано всё хорошее, ласковое, тёплое, радостное.

Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Доброта –вещь удивительная. Она сближает людей. «Добро — всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» слайд 2

Чтение и анализ сказки.

Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают.

Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.

-Почему это ты, дятел, плачешь ?

Нечего есть, белочка…

Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.

А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

Какое чувство у вас возникло к герою сказки –дятлу?

Какое к белочке ? Охарактеризуйте её?

Почему радуются бельчата и белочка?

Какое дело совершила белочка?

Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Встреча на лесной опушке»

-Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других.


Разминка «Хорошо или плохо»

— Давайте встанем в ряд. Когда я буду называть хорошее качество человека, вы хлопайте, а если я назову плохое качество, тогда прячьте руки за спину и отрицательно качайте головой.


А сейчас мы отправимся в необычное путешествие в страну Доброты.

Закройте глаза (звучит музыка № 1)

— Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря(пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся(пауза). Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые.

Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», откройте глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы. слайд 3

— А отправимся мы с вами на корабле.

 — Это наш корабль, он называется «Дружба», а мы с вами кто? (Экипаж)

-Я буду вашим капитаном в этом плавании.

— Подскажите, а каким должен быть экипаж на корабле? (Дети отвечают — дружным, ловким, смелым, смекалистым, отважным и т.д.)

— А еще экипаж любого корабля обязательно должен быть дисциплинированным.

— А у нас с вами дружный экипаж? (Дети хором говорят – дружный)

— Ещё издавна люди стремились к добру. и ненавидели зло.

— И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

   (Звучит музыка из мультфильма «Катерок» — «Синяя вода». Дети медленно покачиваются из стороны в сторону, имитируя движения волн).

— Вот мы с вами попали в замок пословиц. слайд 4

2. Работа с материалом

а ) замок пословиц.

— Перед вами рассыпанные пословицы.  Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.

Работа в группах.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение:

«Доброе слово лечит, злое калечит»

«Делай другим добро – будешь сам без беды»


—  В чем заключается смысл каждой пословицы?

б) Залив вежливости слайд 5

— Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в Залив вежливости. слайд 6

 —  А для этого необходимо вспомнить волшебные слова. Я начинаю читать начало предложения, а вы его закончите.

Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Бег на короткие дистанции" 5 класс

 

Разминка

— Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
— Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
— Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)

в) – но не только приятно слышать вежливые слова, очень приятно слышать добрые слова в свой адрес.

Поиграем в игру «комплимент» (дети встают и передавая друг другу мяч и говорят комплементы)

Творческое задание «Доброе сердце»

Детям раздаются заготовки сердечек.

— Давайте и мы будем учиться делать добро.

Сделаем сердечки и подарим их тем, кому хотим сделать добро.

д) Мыс Культуры

— Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в подобных  ситуациях? Чтобы проверить себя, отправимся на мыс Культуры. Слайд 7

 — Перед вами ситуации. найдите ошибки, и скажите, в чем дети были не правы.

Анализ ситуаций

Ситуации:


Ученик возвращался из школы домой, увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. Слайд 8

Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем –то отблагодарить. Слайд 9

-Почему мальчик из первого рассказа так поступил?

Как поступил второй?

Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного?

Почему?

Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. « Где добро, там и тепло»-есть такая пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой –либо

выгоды для себя, т.е.бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы –богатый человек.

г) Сказочная лагуна слайд 10

— Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную лагуну. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.

— Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдет речь? Слайд 11

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса — Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 11-1к

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 11-2к

3. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) 11-3к

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 11-4к

5. героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки (дюймовочка) 11-5к

— Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, 12-1к

Карабаса-Барабаса? 12-2к

(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Природные зоны"

— Читайте, ребята сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек — ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

с вами, мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.

д) Добрая земля. слайд 13

Изготовление коллажа.

— Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. ( прикреплён круг от солнца) Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Вот пред вами слова: доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный , ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.

— Вам  нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.

— Посмотрите, какое доброе солнышко у нас получилось.  И если  люди будут такими же, как лучики этого солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все  на земле будут весёлыми и добрыми. 


3 . Рефлексия.

— Добираясь до Доброй земли, вы, наверное, поняли, чтоб у каждого человека свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым –трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.

Солнышко прислало нам послание, посмотрим, что в конверте.( кольцо,

берите по очереди и скажите, что вы будете делать, чтобы быть добрыми).


Круг «Радости».

Мои мысли добрые, (руки к голове)

Мое сердце доброе, (к сердцу)

Мои дела добрые. (руки в стороны развести)

Мы идем дорогою добра. (взявшись за руки – по кругу)


— Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Слайд 14

— Прозвенел звонок, всем спасибо за урок.














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: