Конспект урока для 2 класса по теме: «Ориентирование на местности»


МКОУ Копанская ООШ Россошанского муниципального района

Воронежской области














Конспект урока по окружающему миру

«Ориентирование на местности»











Подготовил учитель начальных классов

МКОУ Копанская ООШ

Орищенко Елена Ивановна











2014



Пояснительная записка

 Направление: начальная школа

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 2

Тема: Ориентирование на местности

Тип урока: урок получения  новых знаний

Форма организации урока – игра-путешествие

Форма организации работы учащихся –индивидуальная, групповая, работа в парах

Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011

Раздел: Путешествия, 18 ч

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки.

Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (игра «Верно-неверно»); технологии проблемного обучения.

Цели урока:

1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

УУД:

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

 

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мобилизующее начало урока (организационный момент)

Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода

Учащиеся мысленно проговаривают цель урока, которую они ставят перед собой и настраиваются на хорошую работу на уроке.

Ориентировочно-мотивационный этап (проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы)

Через создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания, подвожу учащихся к самостоятельной постановке цели урока, формулированию проблемных вопросов

Учащиеся отправляются в воображаемое путешествие в лес, вспоминают, как можно ориентироваться с помощью компаса, сталкиваются с проблемой ориентирования при отсутствии компаса; формулируют цель урока и его задачи.

Операционно-исполнительный этап (этап изучения нового материала)

Организуется работа по учебнику. Перед учащимися возникают вопросы, на которые они смогут ответить, прочитав статью в учебнике, нацеливаю учащихся сделать выводы по раннее обсуждавшимся вопросам, мотивируя через создание проблемной ситуации искать ответ на вопрос. Объединяю учащихся в группы и прошу выполнить работу в тетради , после чего организуется демонстрация нарисованных картинок

Учащиеся работают с учебником, ищут необходимую информацию по вопросам учителя, делают выводы. Работая в группах, ищут информацию об ориентировании по местным признакам, выполняют рисунки в тетрадях.

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов, рефлексия)

Создание ситуации успеха, через подведение итога урока (использование взаимооценивания и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике).

Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек, высказывают своё мнение об учащихся которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет.

Свежие документы:  Конспект урока по курсу «Окружающий мир» 3 класс УМК «Школа России» тема урока «Опасные места»






Ход урока.


1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята получить отметку «пять» вам сейчас возможность представится. Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.

Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1)

Учитель: Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь карточками. Сравните выполненное задание с рисунком на доске. Поставьте оценку.

Учитель: Ответьте на мои вопросы.

Блиц – опрос:

  • Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)

  • Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)

  • Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).

  • Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

  • Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

  • Что такое ориентиры?

  • Где пригодятся нам эти знания?


3. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости. (Слайд 2)

Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.

 Друг за другом мы встаем,

   В гости к леснику пойдем.

   По полянке мы идем,

   По лесочку мы идем.

(Слайд 3)

Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?

Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. (Слайд 4). Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:

Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Очень просто, — отвечает Белка. — Нужно идти на север от этой ёлки . Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.

Учитель. Как нам узнать, где север?

Ученики. Нам поможет компас.

Учитель. Вспомним правила как пользоваться компасом.

Практическая работа. Учащиеся закрепляют навыки пользования компасом.

Компас помог нам добраться до большого дуба.(слайд 5)

Ребята, что же делать: по дороге мы потеряли компас, а в какую сторону идти не знаем.

Смотрите, скачет заяц. (Слайд 6) Давайте у него спросим.

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Нужно идти на восток от большого дуба, пока не дойдёте до кривой берёзки. Идите прямо на неё, никуда не сворачивая.

Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что компас мы потеряли.

Учитель: Как же быть в такой ситуации?

Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.

Дети: Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни.

4. Изучение нового материала.

Ориентирование по Солнцу на местности.

Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.

Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила.

Ученики делают вывод: Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

Учитель . Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. (слайд 7) А куда дальше идти . не знаем.

-Смотрите, ползёт Улитка. (Слайд 8)

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

Спасибо, Улитка! Но ты такая маленькая. И мы боимся потерять тебя в траве.

Ну, тогда вам нужно идти на юг до цветочной поляны.

Учитель. Но как же нам быть? Ведь компаса у нас нет и Солнышко скрылось за тучу?

Учитель. Еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?

— Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.76-77.

Работа в группах. Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам можно определить стороны горизонта.

5. Физ. минутка.

Наш поход по лесу продолжается!

Мы давно вошли все в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! ( повороты головы вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем –

Руки сложили назад.

Вдруг вы увидели удивительной красоты бабочку:

Утром бабочка проснулась:

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – красиво покружилась.

Три – нагнулась и присела (3 раза).

На четыре тихо села.

Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

Учитель. Мы дошли до цветочной поляны. (Слайд 9)

Смотрите, летит Пчёлка. (Слайд 10)Давайте у неё спросим

Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Ж-ж-ж, — говорит пчела. —Расскажу и Покажжжу… Смотрите, куда я и мои подруги летят .Слушайте наше жужжание и идите следом.

Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка-лесник (слайд 11). У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно» (слайд 12). Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу.

Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно.

Дедушка-лесник говорит, что звёзды и луна придут на помощь человеку.

Созвездия

Всю ночь созвездия блестящие

Не замедляют хоровода

Вокруг одной звезды, стоящей

Как будто в центре небосвода.

К ней наклонилась ось земная,

Её назвали мы Полярной.

Где север, мы по ней узнаем

И ей за это благодарны.

Римма Алдонина

6. Рефлексия.

Лучики солнца.

-Ребята, представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

— Продолжите фразу (слайд 14)

7. Домашнее задание. 1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на красных карточках ).

2. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) .

3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках)

(«5»- красная карточка, «4»- жёлтая карточка, «3»- зелёная карточка)

Использованная литература:

  1. Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского пединститута, 1999. – 114с.

  2. Берестов В.Д. «Как найти дорожку».  М. : «Детская литература».   2001 г.

  3. Дубкова, С.И. Сказки звездного неба. Для младшего школьного возраста./ С.И. Дубкова. – М.: Белый город, 2004. – 143с.

  4. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2013-336с.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.: Просвещение, 2011. – 143с.

  6. Старастенко Г.П. Современные открытые уроки естествознания и истории. 3-4 классы. Серия «Школа радости» / Г.П. Старостенко, Н.А. Пастухова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.





Приложение 1

Каких сторон не хватает на карточке?





Свежие документы:  Классный час во 2 классе "Символика России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: