Конспект урока для 2 класса «ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ»


Конспект урока

по окружающему миру во 2 классе

на тему


Поверхность Земли


(Программа «Гармония»,

учебник О.Т.Поглазовой)

























Саратов 2011



Цели: познакомить с формами поверхности Земли (океаны и материки); познакомить с формами суши (равнинами, горами, оврагами); учить различать плоские и холмистые равнины; учить описывать местность по фотографии; сформировать понятия «горы»; закреплять умение находить географические объекты на глобусе и карте; развивать умение выделять существенные признаки; развивать познавательную активность, самостоятельность.


Оборудование: глобус; физическая карта полушарий, презентация.

Ход урока

I. Сообщение темы урока (слайд 1)

Я Землю сравнил бы с моей головой:

Как наша планета – лесами,

Покрыта местами она бородой,

Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным не зря:

Глаза, как озёра, и даже – моря…

Бывает, что слезы оттуда сбегают рекою.

А гордый мой нос – он подобен хребту

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши –

Как неизвестные суши!

II. Работа по учебнику.

Вы, наверно, догадались, что тема нашего сегодняшнего урока – это поверхности и формы земли.

Как называют науку, которая изучает поверхность Земли?

Прочитайте в учебнике текст о том, что изучает география.

Опишите местность, которая изображена на фотографиях (слайд 2). Как бы вы подписали эти фотографии? (Равнины. Леса.)

Рассмотрите снимок Земли из космоса (слайд 3). Опишите, что вы видите. Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на этом снимке? (Материки и океаны.)

— Чем покрыта большая часть поверхности земли? (Водой)

— Как называются участки суши? (Материки)

Что называют островами? (Это участки суши, которые окружены со всех сторон водой.)

Что называют полуостровами? (Это участки суши, которые окружены с трёх сторон водой.)

Рассмотрите снимок Земли из космоса. Опишите, что вы видите. Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на этом снимке? (Материки и океаны.)

Что изобразили ученики на диаграмме, отвечая на этот вопрос? (Соотношение воды и суши на поверхности Земли.)

Найдите на карте полушарий, а затем на глобусе все океаны Земли. (Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый.)

На каком материке находится Россия? (Евразия.)

Найдите и перечислите материки. (Евразия, Африка, Северная и Южная Америки, Антарктида и Австралия.)

Покажите на карте и глобусе все материки.

— Посмотрите на поверхность материков. Какая она? (Разнообразная)

Свежие документы:  Технологическая карта урока «Физиология питания», выполнение лаб. работы «Составление меню питания» 5 класс

III. Изучение нового материала.

— Что означают зеленые и коричневые цвета? (Горы и равнины)

Что вы знаете о равнинах? Прочитайте текст учебника о равнинах. Что нового узнали? Какую часть поверхности Земли занимает суша? (Третью часть.)

От какого слова произошло слово «равнина»? Что оно обозначает? (слайд 5)

Какими бывают равнины? (слайд 6)

— Посмотрите, как они выглядят.

Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам. По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности — участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность — ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато — возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье — обширный участок суши с высотой выше 500м.(слайд 7 различие равнин по высоте, слайд 8-10)

Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь. Давайте посмотрим на них. (слайд 11-12)

Физкультурная минутка.

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один – плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Изучение нового материала.

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были разрушены под воздействием землетрясений, ветра, воды и остались только холмы. А что же такое холм? (слайд 13, 14) Холмы имеют особое строение. Давайте посмотрим (слайд 15).

Вершина – самая высокая часть холма.

Подошва – самая низкая, это место, где начинается холм.

Часть холма между вершиной и подошвой называется склоном. Склоны бывают крутые и пологие.

— На равнинах можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги.(слайд 16)

Во время таяния снега или при сильных дождях ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода размывает землю, образуя рытвину; постепенно она углубляется, расширяется и превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие.

— Расскажите, как люди борются с оврагами? И нужно ли с ними вообще бороться? (Дискуссия)

Отгадайте загадку:

Носит бабка снежную шапку.

Свежие документы:  Олимпиадные задания для учащихся 2 классов по окружающему миру

Каменные бока закутаны в облака.

(Гора.)

— Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? (слайд 17) Горы также имеют особое строение (слайд 18). Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд 19-22)

Покажите горы на карте.

Горы сначала растут, а затем под воздействием природных факторов разрушаются. Мороз, снег, дождь, резкий перепад температуры разрушают горы.

Погода и климат в горах зависят от высоты. Чем выше в горы, тем ниже температура воздуха. В связи с этим самые высокие горы покрыты вечными снегами и льдами.

Самые высокие горы на Земле — это Гималаи. (слайд 23) В Гималаях самая высокая вершина мира — гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. ( слайд 24)

— А в чем же разница холмов и гор, если их строение одинаково? (слайд 25)

IV. Работа в тетради на печатной основе.

Задания 27, 28.

Укажите на рисунке части горы. Нарисуйте горы по описанию.

V. Фронтальная работа.

Учащиеся анализируют схему «Формы гор».


VI. Итог урока.

Для закрепления материала будем отгадывать кроссворд (слайд 26)

Домашнее задание. П. задание 31-33.
















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: