Конспект урока для 2 класса «Птицы и птичьи гнёзда»


УМК «Гармония»,

Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ)

2 класс, II полугодие.

Технологическая карта урока-исследования «Птицы и птичьи гнёзда».

Тема урока

Птицы и птичьи гнёзда.

Тип урока

Урок-исследование.

Имя урока

Чей домик лучше?

Цель урока

Познакомить с особенностями построения птичьих гнёзд.

Задачи урока

  • Образовательная: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнёзд.

  • Развивающая: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе; формировать культуру восприятия и чувствования у детей.





Этап урока




Задачи этапа



Методы, приёмы обучения




Формы учебного взаимодействия



Содержание этапа учебного занятия




Формируемые умения



Деятельность учителя




Деятельность

обучающихся




Эмоциональное погружение в урок.


Создать комфортный эмоциональный фон для дальнейшей работы.

Эмоциональное вхождение в урок.

Фронтальная.

-Добрый день, дорогие мои обладатели умных глаз!

Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям!

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?



Спасибо.

Наш сегодняшний урок особый. Это урок-поиск, где необходимы пытливый ум и вера в возможность свершения чуда.



Чтение стихотворения: (убавить звук)

Прислушайтесь…

А никто из нас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли мы,

Как зелёные ботинки

Тихо вышли из тропинки.

И повсюду тишина,

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(весна)




Приветствуют гостей и учителя.





















Дополняют стихотворение.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать эмоциональный настрой других.


Регулятивные УУД:

— стабилизация эмоционального состояния для вхождения в урок.



Актуализация прежних знаний.




Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ) и познавательных процессов (внимание, память).

Повторение имеющихся сведений о приметах весны.



Дидактическая игра — тест, беседа.



Коллективная, индивидуальная.

— А вы хотите вспомнить приметы весны? Давайте поиграем в игру «Приметы весны».

















-Одна из ярких примет весны – возвращение птиц из дальних краев. Что они сразу начинают делать? Вспомните.











-Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки как вы справились с этим тестом.


На интерактивной доске ребенок выполняет тест, а дети на местах реагируют с помощью невербальных знаков ( + ,-, ?).





Строить и чинить гнезда.













Дети отмечают в таблице самооценки, как правились с тестом.


Коммуникативные УУД:

-умение общаться с помощью невербальной знаковой системы.



Познавательные:

— ориентироваться в своей системе знаний, проводя её анализ.



Регулятивные УУД:

— способность к саморефлексии.



Создание проблемной ситуации.




Мотивировать детей на дальнейшую деятельность.



Дидактическая игра – тест.



Коллективная, индивидуальная.

-Перед вами, мои юные исследователи – изображения разных птиц и их гнезда. Выполним задание «Найди своё гнездо». Расположите птиц напротив их гнёзд, каждой птице – свое гнездо.







-Почему не у всех, получилось выполнить задание правильно?

Дети выполняют интерактивное задание у доски, на местах – на бумажном носителе.



Дети предполагают, что возможно не хватает знаний.


Регулятивные УУД:

фиксация затруднения и его анализ.



Личностные УУД:

-стремление к самоизменению и приобретению новых знаний;

-определение границы собственного знания, незнания.




Постановка учебной задачи и проблемного поля исследования.




Сформулировать тему урока и поставить учебные вопросы.

Визуализация этапа целеполагания.



Фронтальная, групповая,

индивидуальная.



-О чем не хватает знаний?













-Вы назвали тему нашего урока.











-Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки как вам удалось сформулировать тему урока.





— А теперь посмотрите, у вас на партах в каждой группе вопросы, которые предложила вам я, и пустые знаки вопроса, на которые вы можете вписать свои. Решите, на какой вопрос вы хотите найти ответ на сегодняшнем уроке и прикрепите его на доску.







Это может быть как мой, так и ваш самостоятельно сформулированный вопрос. (Чей домик лучше, какой формы бывают птичьи гнёзда, из какого материала делают птицы гнёзда, где могут располагаться птичьи гнёзда…)













— Спасибо вам большое за работу. Оцените в таблицах самооценки, как вам удалось сформулировать вопросы к уроку.




Дети отвечают, формулируя тему урока «О птицах и их гнездах».

















Дети отмечают в таблице самооценки









Дети выбирают вопросы, прикрепляют на доску.



























Дети отмечают в таблице самооценки




Познавательные УУД:

целеполагание.



Регулятивные УУД:

-понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

-оценивание своих действий;






Постановка возможной гипотезы исследования.

Вывести детей на самостоятельное формулирование гипотезы-версии.

Эвристическая беседа, демонстрация видеоряда (фрагмент научно-популярного фильма).

Фронтальная.

— Ребята, а один из вопросов интересовал многих учёных. Посмотрите. Идёт фрагмент фильма.

— Почему этот вопрос заинтересовал вас?



















-А учёные заинтересовались самым лучшим гнездом, чтобы использовать его принципы в нашей жизни.



— А как бы вы ответили на этот вопрос – есть ли лучшее гнездо?



Учитель выдвигает гипотезу

— Итак, вы предполагаете, что лучшее гнездо есть. (Итак, вы предполагаете, что каждое гнездо хорошо по-своему) Давайте возьмём это утверждение как гипотезу сегодняшнего урока.






Дети отвечают, может быть, кто-то обратит внимание на использование принципа строительства гнезда в архитектуре и бионике.









Ответы детей.

Личностные УУД:

-осознание собственного мотива учебной деятельности и личностного смысла учения.



Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать свою деятельность, выдвигать версии исследования.

Определение источника поиска знаний.


Проанализировать источники получения информации и выбрать оптимальный.

Анализ.

Фронтальная.

— Ребята, мы только учимся быть исследователями, на уроке мы не можем исследовать все птичьи гнёзда. Поэтому давайте ограничимся гнёздами птиц по месту расположения. А откуда мы можем взять информацию о птичьих гнёздах на нашем уроке?













Дети анализируют источники информации и выбирают оптимальный-текст.

Регулятивные УУД:

анализ имеющейся информации.

Психосоматическая физкультминутка.


Поддержать эмоциональный фон урока.

Двигательная игра, ритуал вхождения.

Групповая.

— Согласна с вами. Прежде чем работать с текстом, давайте настроимся на успех и зарядимся доброй энергией. Ритуал вхождения.







-Вместе не трудно ( руки вверх)

Вместе не тесно ( руки в круг)

Вместе легко (руки в стороны, расцепившись)

И всегда интересно (апплодисменты)














Учитель подходит к одной группе.



Ребёнок-тьютор – к другой, и дети повторяют слова с движениями.


Коммуникативные УУД:

-установление кинестетического контакта со сверстниками;

-умение улавливать эмоциональный настрой другого.

Поиск и систематизация информации из текста.

Составить таблицу.

Инцерт, анализ, проектная задача, метод незаконченного предложения.

Групповая. Индивидуальная.

— Итак, перед вами подписанные листы с текстами, на каждом листочке есть поля для личных пометок. После прочтения текста объединитесь в группы и ответьте на вопросы, пользуясь помощником ответа.





































После ответов детей на экране появляется таблица.



Названия птиц



Форма гнезда



Материал



Местонахождение



Ремез



Варежка-рукавичка



пух



на длинных и тонких ветвях ивы



Пеночка


чашечка или шалашик



мох или папоротник



на земле



Поганка



плот



тростник, камыш, рогоз



на воде



Во время заполнения таблицы учитель даёт комментарии — информацию, которая провоцирует детей на выяснение, чей же домик лучше.

— Оцените в таблице самооценки, как вам удалось заполнить таблицу по тексту.



Дети работают индивидуально с текстом, делают пометки; в группах и представляют свою работу по следующему плану: 1) Мы прочитали рассказ о 2) Птица ___ строит своё гнездо из ___

3)Гнездо этой птицы имеет форму ___

3)Гнездо этой птицы имеет форму ___

4) Гнездо располагается ___

4) Гнездо располагается ___

4) Гнездо располагается ___







Дети оценивают заполнение таблицы. 2) Птица ___ строит своё гнездо из ___

3)Гнездо этой птицы имеет форму ___

4) Гнездо располагается ___

5) Мы сделали заключение ___



Личностные УУД:

-способность оценивать свои достижения и трудности;

-готовность совместно со сверстниками искать способы преодоления трудностей.



Регулятивные УУД:

-действовать по намеченному плану;

-выполнение действий самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения.



Познавательные УУД:

-нахождение необходимой информации, использование её для решения практических задач;

-преобразование и переработка информации из одной формы в другую.

Выводы из проведённого исследования.



Сделать заключение по составленной таблице.

Анализ. Эвристическая беседа. Демонстрация фрагмента видеоролика.Комментирование-провокация.

Коллективная.

— Что вы можете сказать о форме гнёзд?





— Какой вывод вы можете сделать о материале гнёзд?







— А почему так происходит?

































— Вспомните гнёзда птиц, которые вы видели, о которых читали. Так какой же домик самый лучший?







-Итак, наша гипотеза подтвердилась







— К этому же выводу пришли и учёные. (Показ окончания ролика).



Дети отвечают, что они разные.



Дети отвечают, что материал различен.





Дети отвечают, что каждая птица живёт в своей среде, плот, который плывёт по воде, невозможно сделать из мха или пуха, а гнездо на тонких веточках ивы нельзя сделать из тяжёлого камыша.







Дети отвечают, что для каждой птицы свой домик самый лучший.













Познавательные УУД:

-коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.



Коммуникативные УУД:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слышать и понимать мысли других.

Перспективы данного исследования.



Формировать представление о целостной картине мира.

Работа с первоисточником.

Фронтальная, групповая.

— И нам, людям, надо бережно относить к тому, что может нам предложить природа. Есть даже такая наука – бионика. Кто из вас знает, чем она занимается? Посмотрите в словаре и зачитайте.

































— Чтобы вам было понятнее, посмотрите на эти слайды.

— Посмотрите, какие ажурные, лёгкие, но прочные конструкции получились. Это стадион в Пекине. Детская кровать. Гамак в виде птичьего гнезда. Мебель.

— Возможно, кто-то из вас заинтересуется этим вопросом и станет учёным — биоником.











Дети находят в словаре: БИОНИКА — раздел кибернетики, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности организмов в целях постановки и решения новых инженерных задач.)



Познавательные УУД:

-расширение границы своего знания через работу с первоисточником.



Коммуникативные УУД:

-сотрудничество в поиске и сборе информации.

Итоговый контроль знаний.



Проверить усвоение новых знаний, полученных на уроке.

Тест.

Индивидуальна.

Коллективная.

— Давайте вернёмся к игре «Найди своё гнездо». Теперь мы сможем правильно найти каждой птице своё гнездо?

















Проверяем с помощью невербальных знаков ( + , — , ?).



— Оцените в таблице самооценки, как вы усвоили знания на сегодняшнем уроке.

-У нас остались ещё вопросы без ответов? Сними вы можете поработать самостоятельно на других уроках.





Дети берут карандаш другого цвета и исправляют первоначальный вариант.











Дети ставят в таблице самооценки заданные символы.

Личностные УУД:

-способность оценивать свои достижения на основе критерия успешности учебной деятельности.



Коммуникативные УУД:

-способность к невербальному общению.

Завершение урока на созданном эмоциональном фоне.



Визуализация самооценки детей и эмоционального фона урока.

Моделирование эмоционального фона и самооценки.

Коллективная.

— Посмотрите на свою таблицу самооценки.



Те, у кого было больше красных яблочек, возьмите их и прикрепите на нашу яблоньку. У кого красно-зелёных яблочек, возьмите их и оденьте дерево. А у кого больше зелёных, прикрепите их. Посмотрите, каким красивым, ярким и вкусным мы сделали наш урок-яблоньку. Спасибо вам за работу!









Дети прикрепляют свои яблочки на яблоню.

Личностные УУД:

-осознание своей роли в проведённом исследовании.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Синичкин день"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: