Конспект урока для 2 класса «Условия процесса выращивания фасоли»








Урок – исследование по окружающему миру во 2 классе



УМК «Начальная школа XXI века»



Автор: Кружилина Наталия Михайловна I категория

Учитель начальных классов



МБОУ «Базковская СОШ»



ст. Базковская





























Тема урока: «Условия процесса выращивания фасоли»

Оборудование: компьютер, мультимедийная система (проектор и экран), цветочный горшок с пророщенным растением фасоли, контейнер с проросшими семенами, микроскопы, мобильный класс.

Раздаточный материал:

— сухие семена фасоли, набухшие семена фасоли, пипетки, контейнер с водой (один комплект на парту);

— семена в стаканчиках-контейнерах, проращенные в разных условиях (для каждой парты по одному контейнеру с замерзшим семенем и с испорченным, погибшим из-за отсутствия воздуха семенем);

— для каждого учащегося контейнер для проращивания семени с семенем, марлей;

— для каждого учащегося календарь наблюдений;

— набор для рефлексии

Цели:

систематизация и обобщение знаний и умений по теме урока;

— активизация мыслительной и познавательной деятельности;

-выявить необходимые условия для прорастания семян и нормального развития растений;

— научиться замачивать растения для прорастания;

Задачи:

-повышение мотивации к обучению;

-расширение кругозора учеников;

— учиться наблюдать, сравнивать, фиксировать результаты;

-учиться взаимодействовать в паре;

-бережное отношение к растениям;

-повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям;

Описание хода урока:

1. Организационный момент

Урок я хочу начать словами французского философа Ж..Ж. Руссо:

«Вы – талантливые дети! Когда — нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Скоро мы убедимся в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний.

Сегодня у нас на уроке дежурным библиографом будет Митькова Злата. Она будет нам уточнять значения понятий.

II. Основная часть урока.

Я начну со стихотворения. Льва Квитко «Чудо»

Зернышко-крошку
Всю зиму хранил,
В рыхлую землю
Весной посадил.

Чудо случилось,
Наверное, с ним.
Зернышко стало
Живым и большим.

Зернышко-крошка
Лежало в земле,
Лежало, согрелось,
Разбухло в тепле.

Сначала разбухло,
Потом проросло.
Тонким росточком
К небу взошло.

Сегодня мы будем изучать растения. Точнее, одно растение. А какое, вы это должны сами узнать. Разгадайте ребус.

( 2 слайд) Ребус (ответ – фасоль)

Верно. Сегодня мы будем изучать фасоль

Работа с набором для рефлексии

— Поставьте перед собой цели на урок.

— Чего бы вы хотели сегодня на уроке для себя?

— А что вы знаете о фасоли?

Фасоль является одной из древнейших культурных растений планеты. 

Фасоль это однолетнее растение с ветвящимся травянистым стеблем.

Известно около 150 видов фасоли. Разводится из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов – под названием турецких бобов.

Из разводимых видов первое место занимает фасоль обыкновенная

Листья растений фасоли крупные, опушенные, цветки обоеполые мотылькового типа, собранные в соцветия. Плоды – бобы-лопатки с 5–10 семенами.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Домашние животные"

2.1 Тема урока

Посмотрите, я держу в руках настоящее чудо!

Почему я назвала растение чудом? (потому что оно живое, потому что появилось из маленького семечка)

Однажды я задумалась: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. И растения нам обязательно скажут. Только не словами, а своим внешним видом. Я поняла, что бережное отношение, забота и соблюдение условий, помогут добиться хорошего результата.

Сегодня мы станем с вами настоящими исследователями и узнаем, какие же условия нужны, чтобы растение проросло, выросло и дало свои семена.

— А что такое исследование?

Библиограф: Толковый словарь Ожегова

ИССЛЕДОВАНИЕ научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

( 3 слайд) (написана тема)

Тема нашего урока: «Условия процесса выращивания фасоли»

Цель нашего урока:

  1. Узнать новое и интересное из жизни растений

  2. Проследить стадии развития фасоли, и узнать какие факторы влияют на полноценное развитие растения.

  3. Оформить календарь наблюдения.

  4. Создать постер.

  5. Узнать значение новых слов.

На партах, у каждого из вас лежат календари наблюдений. Как вы думаете, для чего они нужны? (в них мы будем записывать наши наблюдения и результаты) Возьмите их, ручку. Под словами календарь наблюдений запишите свое имя и фамилию.

И так, начнем наши исследования.

2.2 Практическая часть

Сравнение сухого семени и набухшего. Первое условие, необходимое для прорастания.

Посмотрите на парты, у вас на блюдце лежат семена. Это семена фасоли. Возьмите сухие семена в руки. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя.

Попробуйте снять верхнюю кожуру.

Получается? (нет) Вывод: с сухого семени кожура не снимается.

Попробуйте слегка поцарапать кожуру. Целостность кожуры не на­рушается.

— Зачем же нужна такая кожура семени? Какую роль она игра­ет? (защищает от повреждения и высыхания)

Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву. Но, если почва будет сухая и твердая как камень, прорастет ли растение?

Берем в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1. (семя увеличилось в размерах, сырое).

Что помогло семени стать таким? (вода)

Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

Вода-это первое условие, которое необходимо для прорастания семени.

Запишем в календари наблюдений это условие.

(4 слайд) Запись в календари наблюдений первого условия

-вода

Продолжаем….

2.3 Второе и третье условие, необходимые для прорастания

Работа с мобильным классом. Программа «Мир природы»

10 – 1 щелчок

2 щелчок

3 щелчок

11 – 1 щелчок тепло

2 щелчок вода

3 щелчок воздух

Делаем вывод, что растению нужен воздух и тепло.

(4 слайд) Запись в календари наблюдений второго и третьего условия

Запишем в дневники

— воздух

как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.

-тепло

в тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.

Продолжаем…

Снова возьмите в руки второе семя.

Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.

— Что находится под кожурой? (две половинки, две дольки семени)

Отсюда и их название семядоли (доли семени)

Библиограф: Семядоля  Толковый словарь Ожегова`

Внутренняя часть семени — долька, заключающая в себе зародыш листьев.

Аккуратненько разделите семядоли на половинки.

— Что мы видим на одной из семядолей ?

Работа с микроскопами.

(5 слайд) Строение семени фасоли

Это зародыш будущего растения. Маленькое дитя растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя про­снулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.

— Откуда же берутся питательные вещества?

Библиограф:

Питательный  — Содержащий необходимые для питания вещества, полезный. Толковый словарь Ожегова

Обратите внимание на две эти половинки, семядоли. Они круп­ные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти.

(6 слайд) Рисунок

Давайте мы зарисуем строение семени фасоли. Зарисуем семядоли и подпишем

Найдите в календарях наблюдений слово «рисунок». Под этим словом вы сделаете свой рисунок.

2.4 Четвёртое условие

Растение растёт, семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают.

Кто теперь бу­дет исполнять роль «кормильца»? (корень) и листья

Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества .

— Иногда мы видим растения – одни темно – зелёные, а другие бледные. Чтобы это млгло означать?

Почему так произошло? Что случилось? Чего не хватало этому растению?

Вывод: нужен свет

Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.


(7 слайд) Запись в календари наблюдений четвёртого условия

— свет

2.5 Пятое условие, необходимое для прорастания семени и роста растения

Проходит время…растение растёт… заметно увеличиваются в размере листья, приобретают ветвистую корне­вую систему. Корни становятся большими. Посмотрите на корневую систему в прозрачном контейнере. Вроде всё хорошо.

Но растение остается слабым. Почему? Сравните с растение в горшке и растение в контейнере.

Вывод: растению нужна почва, в которой содержаться минеральные вещества.

Библиограф: минеральные вещества —

(7 слайд) Запись в календари наблюдений пятого условия

Запишем в календарь наблюдений следующее условие, необходимое для жизни растения.

— почва

Все 5 необходимых условий для полноценной жизни растений мы нашли.

3.Физминутка (под музыку)

Представьте, что вы зернышки.

Игра «Зернышко»

Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы — зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)

Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)

Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).

Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)

Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)

И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)

Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)

И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца…

4. Закрепление

(8 слайд) Условия необходимые для прорастания

Повторим, какие условия нужны для прорастания семени (вода, свет, воздух, тепло)

И условие, необходимое для прорастания и дальнейшего роста растения?(почва)

(9 слайд) Стадии развития растения

И вспомним стадии развития растения

( семя-зародыш-зелёный расточек с листочками — взрослое растение с цветами- взрослое растение с плодами и семенами)

Создание постера

Библиограф: Постер — художественно оформленный плакат, используемый для декоративных целей

Большой словарь иностранных слов

5. Замачивание семян

Ребята, теперь, когда вы знаете все условия проращивания, у вас будет сегодня возможность, каждому из вас замочить семя фасоли, для того, чтобы в будущем у каждого выросла свое растение. Вы будете записывать «каждый шаг» прорастания в календарь наблюдений. Сами увидите, как появляются корешки, семядоли, листья.

Пришло время самим замочить семя фасоли. У каждого из вас на столах стоят закрытые контейнеры с сухими семенами фасоли, марлей.

6. Итог урока

(слайд 10) Анимационная заставка растущего растения

Я хочу вам пожелать вырастить крепкое здоровое растение. А если вы будете соблюдать все условия, да ещё и подарите ему свою заботу и нежность, то у вас обязательно вырастет настоящее чудо!

(слайд 11)

Мне понравилось работать с вами! Вы молодцы! Хочу сказать — спасибо за урок!

В начале урока вы перед собой поставили цели. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Работа с набором для рефлексии)

Список использованной литературы


  1. Стихотворение Льва Квитко «Чудо»

  2. Толковый словарь Ожегова




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Познавательный материал об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников «МИР ПРИРОДЫ» CD— диск.

  2. Ресурсы ИНТЕРНЕТ (картинки фасоли) https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20фасоль&stype=image&lr=39&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-916-pd-1-wp-5x4_1280x1024

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фасоль_обыкновенная







Свежие документы:  Урок для 11 класса по теме: «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: