Конспект урока для 2 класса «Вода и её свойства. Третье заседание клуба»



Конспект урока по окружающему миру

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Учитель: Тарасова Светлана Юрьевна, учитель высшей категории, МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска, Челябинской области

Тема: «Вода и её свойства. Третье заседание клуба».

Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Задачи:

  • Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле

  • Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.

Личностные

У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.


Оборудование:

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г

  • Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль,сахар, строительный песок, глина, воронки, фильтры.

  • Компьютер, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Тарасова С.Ю.).






Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

Введение в тему.

— Приглашаю вас занять определенные места.

— Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

— Какие признаки подсказали вам этот ответ?

— А как признаки можно назвать научно?




— О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?

— Дети рассаживаются по группам.



— Это вода.



Учащиеся называют признаки.

(Если учащиеся затрудняются, подсказать).

— Это свойства воды.



— Жидкое, твердое, газообразное.

Распределение по группам проведено заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему.

I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.


— Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. См. Приложение 5
-Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

-Итак, какую цель мы поставим на урок?

— Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?



— Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

— Что будет предметом исследования?

— Подумайте, как мы будем проводить исследование?

— Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

— Зачем нам нужны эти правила?

— Руководителем лаборатории сегодня стала Жданова Алёна. Ей слово.

Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1






Дети ставят цель на урок.

Проверить свойство воды растворять разные вещества.

— Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

— Мы будем говорить о воде, как растворителе.
Исследовать новое свойство.

Провести опыты.

-Вода.

— Работать в группах.


— Вспомним правила работы в группе.



Алёна Жданова:

— Наша задача — провести опыты и проверить свойство воды -растворять разные вещества. Все готовы?

Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.


Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

— анализ и синтез;

— сравнение и сопоставление.

На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода — растворитель».

Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества

На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2


III. Физ.минутка


— Алёна, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я?

— Спасибо


Дети сопровождают слова учителя действиями.


Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности

IV. Исследовательская деятельность учащихся.


— Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
— Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?



— А какие есть приспособления, инструменты?


— А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?









— Возьмите бланк с инструкцией №1.

— Прочтите порядок действий – ход работы — на первом этапе. Все понятно?

— Какие наблюдения вести и для чего?


Результаты наблюдений записываем куда?

— Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

— Итак, все готовы?

Алёна может присоединиться к любой из групп.

— А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.


— Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.52

— Что скажете?


— Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?







— Алёна, готова ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.











— А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.


— Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.


— Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с..53. Ваши выводы?


-Алёна Жданова:
Прошу руководителей групп вытянуть номер опыта.

Дети называют вещества: вода; поваренная соль; речной песок; глина.

— Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)






Алёна Жданова:

— Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4.

(Дети берут инструкции у учителя)


— Пронаблюдать растворяется вещество или нет?




— В колонку «Наблюдения»


— В колонку «Вывод».







Озвучиваются выводы

Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.





Далее дети заполняют общие выводы.

— Вычитыванием из статьи учебника.

Наш вывод и вывод учебника совпали.

Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.



— Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем:
1. Сначала нужно сложить бумажную салфетку вчетверо.

2. Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
3. Сложить фильтр в виде конуса, отогнув одну часть;
4. Положить фильтр в воронку, находящуюся в стакане.
Фильтр готов.








Озвучиваются выводы

Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.

Далее дети заполняют общие выводы.




На основе опытов получить новые знания о воде.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий
















См. Приложение 3


























На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы:

Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде.
Растворимые вещества: поваренная соль. Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются.

Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается.

С помощью фильтра такую воду
можно очистить.











см. Приложение 3

V. Домашнее задание.

— Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания.

С.58 учебника – выполнить задания. (Слайд 6)

— Учебник.





Дети находят в учебнике вопросы и задания.

Выработка умения оперировать полученными знаниями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели?

-Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его.



Слайд 7



Слайд 8


См. Приложение 4

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности







Свежие документы:  Бинарный урок для 4 класса по теме: « Жизнь леса. Лес — природное сообщество»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: