Конспект урока для 3 класса «Экономика и экология»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

городского округа Тольятти









Методическая разработка урока окружающего мира

с использованием ИТ

3 класс





Тема: «Экономика и экология»



Дата проведения: 01.04.2014 год







Учитель Тамонова Н.В.













Тольятти, 2014


Присутствовали:

Апресова В.Н. – директор МБУ сш №11

Казакова М.Е. – зам.директора по УВР

Шумилова Н.Ю. – учитель русского языка и литературы

Виханова С.Ю. – учитель начальных классов

Сафонова В.А. – учитель истории


Аннотация.

Урок «Экономика и экология» проводится по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.


Тема: Экономика и экология.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Тамонова Наталья Владимировна

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • компьютер, проектор, экран, макбук

  • учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;

  • листы цветной бумаги и маленькие цветные клейкие листочки, маркеры;

  • рисунки – цветочки.

  • Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.



  • Авторский медиапродукт:

1. Конспект урока, текст Microsoft Word.

2. Презентация в Microsoft PowerPoint 2007

  • Место урока в образовательном процессе

  • Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2013г.

  • Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».























  • Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию:

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

1.Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии

2.Дать учащимся представление о второй стороне экономики.

3.Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.


Задачи урока:

  1. Образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

2. Развивающие:

содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

— способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

— развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. Воспитательные:

создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

— создавать атмосферу радости от совместного труда.


Основные термины и понятия темы:

«Экологическая катастрофа», «Экологический прогноз». Экономика. Экология.

Личностные УУД:

— овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

— знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе»;

— «экономике»

— рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

— приводить примеры;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем поискового характера;

— освоение основ познавательной рефлексии;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

— установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

— овладение базовыми предметными понятиями,

— высказывать свое предположение;


Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.







































Ход урока.


1 этап: Самоопределение к деятельности.


Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1.Организация учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: — Мы начинаем урок окружающего мира. Встаньте и повернитесь к гостям. Поприветствуйте кивком головы. Садитесь.

« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это — Земля. (Прикрепляю на доску рисунок планеты Земля) Жизнь начинается.

Дети настраиваются на урок.




2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.


Учитель: Ребята, я предлагаю посмотреть ролик, подумайте: есть ли связь между окружающей средой человеком?

2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем высказывания В.А.Сухомлинского о природе во время просмотра 1-й части ролика.

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.


Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Скажите своё мнение об увиденном.


Вывод: Что человек без природы не может существовать.



-Нам предстоит сделать много открытий. Кто будет стараться, кто будет внимателен, кто активен, кто будет сообразительным?





Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы оправдаются.



Давайте смотреть дальше.

(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)


Учитель:− изменилось ли у вас настроение? Почему?



-Что вы увидели?

-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)



-Как вредит дым окружающий среде, людям?

-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?

-Почему так много мусора?

-Какое отношение ко всему этому имеет ГЭС?

-Закройте на минуту глаза и представьте себя рядом. Хотели бы вы жить в таком мире?

Земля облачается в грустный вид

Это интересно

Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды.



Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

Автомобиль, проехавший 100 км потребляет годовую норму воздуха на одного человека

Что может случиться в будущем , если это не остановить?

Экологическая катастрофа

Ролик 3 часть

— Какая наука занимается предотвращением этого?


Ученики отвечают, высказывают свои предположения.







Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя.








Смотрят ролик.

Отвечают на вопросы учителя.


Повторение понятия «экология».

Учитель: — Что такое экология?

Экология — это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» — «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.



Доказательство (инд. работа) связь живой и неживой природы карточки

Перед вами карточки. Прочитайте слова 1 столбика, что их объединяет. Прочитайте слова второго столбика, Что их объединяет? Установите, есть ли связь между объектами живой и неживой природы?

цветок

солнце

бабочка

осадки

человек

почва



Проверка : Зависят ли объекты живой природы от неживой и наоборот.

— I ряд объясняет, с каким объектом неживой природы связан цветок?



— II ряд: с каким объектом связана бабочка?



  1. III ряд: с каким объектом связан человек?

Проверка МИМИО


Вывод: Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в Доме нашем не было печали, горя, чтобы в нём царило спокойствие, мир и счастье. Но в наш беспокойный, бурный век на нашей планете не всё благополучно. Земля, наш крошечный Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет…



Ответы учащихся. слайде № 3,


Отвечают на вопрос учителя.



Повторение понятия «экономика».


Посмотрите на эти фотографии и скажите каким словом можно объединить увиденное

Д: Экономика.

-Что помогло догадаться?

Дайте определение экономики

Экономика (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства нома») — хозяйственная деятельность общества,



Для чего нужна экономика?

для удовлетворения потребностей человека

работа в группах (фото в конверте) ответ дети пишут на конвертах


К доске вызывается ученик, он прикрепляет: “экономика” рядом с “экологией”.

3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.


Учитель:



Перед вами условные обозначения: таблички (синий — потребители, оранжевый — экономисты, зелёный — экологи).

  • Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо или плохо рвать полевые цветы,

  • Отвечайте со своих позиций. Скоро лето, и такая ситуация может случиться.



Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.



Д (экономисты): Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.



Д (экологи): Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред!

— Какой же мы сделаем вывод?



Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы.

А если не будем соблюдать правила природы, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны для всего живого на земле.


Физминутка (музыкальная)



Высказывают свои предположения.



Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.

-Первую сторону вы уже назвали. Для чего нам необходима

экономика?




-Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами.

-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)

-Как?

-Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?

-Куда выбросит?

-Все ли люди так поступают?

-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

-Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики



-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.



-У нас существует проблема – какая? ( нанесение вреда природе.)



Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна

развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

  • В чём вы видите решение проблемы








Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения

-Вам даны таблицы. Выявите плюсы и минусы отраслей промышленности, сельского хозяйства, и т.д.




Это ещё раз показывает, как экономика поворачивается к людям другой стороной – опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна , чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей.

Оъявляется СУД над экономикой

Прошу сторону обвинения и сторону защиты занять свои места.

Судья

Слово предоставляется стороне обвинения



1.Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды — около 10 %.Чернобыльская катастрофа, СССР Разрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украинской ССР (ныне — Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе
Авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперед.


Слово предоставляется стороне защиты

1.Экономика играет огромную роль в жизни общества

политическая социальная духовная


компьютеризация, информатизация, высокая скорость внедрения новых технологий——— рост материального и духовного богатства человека

1. она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Покупка в магазине

2.Поездка на машине

3. Строительство нового жилого комплекса

4. Компьютеризация и механизация производства ведёт к облегчению труда людей

5.Перевозка грузов

6.Увеличение капитала

7.Обеспечение водой, электроэнергией

8.Быстрый способ получение информации (телевидение, интернет, сот. связь)

9. Культура.

              1. Образование


Приглашаются свидетели:


1.Зато заводы строим
И здесь, и там, и тут.
А чем же люди дышат?
Да ладно, проживут…
А почему так часто
Болеет наш народ?
А потому, что город
Один сплошной отход!

2.Согласна, что без фабрик
Нам жить никак нельзя,
Но можем же придумать
Мы что-нибудь, друзья.
Чтоб на заводах ставить
Всё больше очистных
Сооружений новых,
И нужных, и простых.
Чтоб на переработку
Всем денег выделять,
И чтобы химикатами
Нам больше не дышать.
Задумаемся, люди!
И скажем (про себя)
«Не буду больше мусор
Бросать вокруг себя!»







Прошу вас посовещаться и вынести решение


Вывод: Экономика должна быть полезной

— Одной из важнейших задач для человечества 21 века — это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.


А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и посмотреть, как живут обитатели моря, когда в их жизнь не вмешивается человек.


Физминутка (для глаз)


Высказывают свои предположения.


Смотрят слайды



































Повторяют движения вслед за учителем.



4. Практический этап. (Групповая работа).


Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.






Б)поиск решения

— Можем ли мы с вами сделать экономику безопасной?

-Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды?

-А промышленники могут помочь в проблеме загрязнения окружающей среды?

-Давайте разделимся на следующие группы:



Как сделать экономику безопасной?


Работа на маках

Решение экономических задач

Составление памятки ко всем учащимся школы


1 человек засоряет город 45 кг. Пластика. Сколько кг пластика выбросит семья из 4 человек за год?



1 дерево за свою жизнь выдаёт столько кислорода, сколько необходимо одному человеку для жизни. В городе эта норма увеличена в 5 раз. Сколько необходимо посадить деревьев в районе школы , в которой учатся 200 человек?



Брошенная на землю кожура разлагается за 2 года. Пластиковый пакет разлагается на 96 лет дольше. Сколько лет потребуется , чтобы разложился пластиковый пакет?




Ребята обсуждают в группах и записывают свои идеи на цветных полосках бумаги. После работы трёх групп сопоставляются.



-Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают.

-Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной?

-Мы можем это сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом.

-Как уменьшить вред, наносимый природе экономикой?

Необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, использовать экологические прогнозы.



Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:

— произойдет авария нефтеналивного танкера;

— если на реке построят плотину;

— если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.

Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.

— От чего могут уберечь людей экологические прогнозы?

Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.

— Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.




Смотрят слайды


Развитие познавательной активности.


Проблемный метод.


Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний


Использование наглядного материала способствует более качественному усвоению учебного материала.


«Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных.


Развитие умения самовыражаться, опираясь на полученные знания, личный опыт и наблюдения.





«Ковёр идей» является одним из методов решения проблемы.

Он позволяет перейти от анализа причин к решению проблемы.














Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.



5.Рефлексивно-оценочный этап.



Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 




Игра «Экологический светофор».

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действие героя не вредят природе – зеленый, желтый цвет – это ситуация выбора.


  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» — радостно подумал Валера. (красный)


  2. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс. (зеленый)


3.Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева. (красный)

1)индивидуализация деятельности.

-Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию

-А теперь попробуйте ответить самому себе:

Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию?

Какие конкретно действия сделаю? ( посажу растения, уберу мусор)

Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на «Ковре идей».


На зелёном фоне — если всё поняли и всё получалось, вы довольны своей работой


На жёлтом фоне- если вам понравилось но у вас есть вопросы


На красном фоне — если вам не понравилось и у вас осталась масса вопросов.


2.) эволюция деятельности (оценивание идей)

-Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее вашего города, нашей страны, нашей планеты.

-И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя. Сегодня вы очень хорошо потрудились и показали, что за будущее нашей планеты не надо беспокоиться


планета Земля улыбается






Высказывают свои предположения.




Высказывают свои идеи и защищают их.

Обсуждают интересные идеи.












Пусть живёт с человеком природа,

Как с хорошим соседом всегда.

Будут чистыми для народа.

Луг и поле, земля и вода.

Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите! …


Желаю вам, ребята

Быть честными, быть верными
И каждый день следить,
Чтобы своей планете

Ничем не навредить!


Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!

Дети высказываются в течение 2 минут.

Делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).


У каждого имеется набор цветочков.

Осуществляют самооценку.





Ученики выходят к доске и прикрепляют свои цветочки.




Литература:

  1. Дмитриева О.И, Максимова Т.В.Окружающий мир 3класс: методические рекомендации. В помощь учителю. – Москва «ВАКО», 2008.

  2. Горячева А.В. «Дифференцированый подход на уроках природоведения», Москва «Баласс», 1991

  3. Дашевская Л.П. «Первые шаги групповой работы».//Начальная школа. – 1989.

Интернет-ресурсы:

1.https://arstyle.org/clipart/rastr/152020-planet-eaeth-cliparts-planeta-zemlya.html растровый клипарт «Планета Земля»

2.  https://school-collection.edu.ru 

3. https://www.km.ru 

4. https://www.uroki.net/ 








Заместитель руководителя ОО _______________________ /М.Е.Казакова/


Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Дары рек и озер»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: