Конспект урока для 3 класса «Органы чувств»



1. Шорина Е.С.

2. А.А. Плешаков «Окружающий мир»

3. окр. мир

4. 3 класс

5. Органы чувств

6.Цели: 1) Формирование общего представления об органах чувств и их назначении

2) Работа над осмыслением назначения органов чувств, необходимости соблюдения правил гигиены органов чувств

3) Формирование у школьников действий целеполагания, контроля и оценки.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент




Открытие нового знания

-Для того чтобы узнать тему урока, мы с вами поиграем в игру «Сыщики», мне нужны добровольцы. Задача сыщиков: определить ,что за предметы перед вами и что помогло вам определить их.

На столе лежит бубен, металлофон и колокольчик. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит назвать предметы, которые лежат на столе.

-Что это за предметы?

— Как ты определил?

-Что помогло тебе в этом?

Выбери из картинок «помощника», который помог определить тебе предметы.


Учитель вызывает второго ученика к доске.

— А теперь усложним задачу, завяжем Кате глаза. Как теперь ты сможешь определить, что за предметы перед тобой?

— Давай найдем «помощника»,который подсказал тебе, что это за предметы.


Учитель вызывает к доске еще одного ученика и завязывает ему глаза.

— А как еще можно определить, что это за предметы?




— Найди «помощника»,который подсказал тебе, что это за предметы.


— А теперь у меня немножко другое задание. У вас на партах 3 одинаковых стакана, в них налито 3 разные жидкости, нужно определить, что это за жидкости.

На партах у детей стаканы с кофе, водой и апельсиновым соком.

— Как мы можем определить, что налито в стаканах.





— Каких «помощников» , которые подсказали нам, что это за жидкости еще нет на доске?


— Посмотрите внимательно на доску, как мы можем назвать «помощников», которые помогли нам в расследовании.














Ученик выбирает картинку с изображением глаз и закрепляет ее на доске магнитом.


— Можно потрогать их руками.


Ученик находит карточку с изображением руки, закрепляет ее на доске.



— Дети высказывают предположение, что можно извлечь из них звук. Проверяют опытным путем.

Ребенок выбирает картинку с изображением уха и закрепляет ее на доске.






Дети высказывают предположения, о том, что можно по цвету, по запаху, на вкус. Доказывают это опытным путем.

— Язык, нос



— Органы чувст

КУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.








ПУД – логический анализ объектов с целью выделения его признаков.

Постановка учебной задачи

— Как вы думаете ,о чем мы будем говорить на уроке?

— А зачем нам целых 5 органов чувств, ведь , закрыв глаза, мы тоже можем определить, что за предметы перед нами?


Учитель открывает тему урока. («Органы чувств»)

Записывает на доске учебные задачи.

У.З. – Что такое органы чувств?

— Для чего они нужны?





Дети высказывают свое мнение

Вместе с учителем формулируют учебную задачу.

РУД: целеполагание




ПУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы.

Решение учебной задачи

— Закройте глаза, и скажите, какой формы предмет, у меня в руках? (показывает книгу)

— Если вы не подглядывали и я не давала вам возможность потрогать предмет, то вы не смогли определить форму.

Глаза – это самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы можем больше всего узнать о том, что творится вокруг, и в то же время глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, то почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что направлен фотоаппарат.

На доске записаны слова : величина, форма, цвет, расположение.

— Скажите, как вы думаете как мы можем назвать все эти слова?

— Все это свойства предметов. Давайте определим свойства вот этой книги.


— Скажите, а как вы определили все эти свойства?

— Способность человека определять форму, величину, цвет, расположение предметов называется зрением.

Человек не видит предмет сразу. Он воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов.

— Но есть люди, которые плохо видят или совсем не видят. Как вы думаете, как легко ли им жить? Почему?

— Как мы должны относиться к таким людям?


Дети не могут определить.
















Дети высказывают свое предположение.

— Книга маленькая, прямоугольная, красная, находится на столе у учителя.

Дети высказывают свое мнение.







Дети высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы.

КУД – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

ПУД – логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Физ.минутка

Для того, чтобы наши глазки всегда хорошо видели, мы с вами выполним упражнения для глаз.

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

РУД: действие по образцу


— О каком органе чувств загадка?

У зверушки –

На макушке.

А у нас –

Ниже глаз.

— Для чего нам уши?

— То, что мы называем ушами, — это так называемые наружние уши, или ушные раковины.

— Потрогайте свои уши, как вы думаете ушные раковины слышат?

— Сами ушные раковины не слышат, а только улавливают звук.

— А что же такое звук? Как вы думаете?


— А мы сейчас с вами проверим, у вас на столах есть пластиковые стаканы, обтянутые пленкой, соль и железная тарелка. Мы сейчас проверим ,что будет происходить с солью при воздействии громких звуков. Дляэтого вы должны будете действовать по плану:

План зафиксирован на доске

  1. Насыпаль соль на пленку

  2. Стучать по тарелке, рядом со стаканом и наблюдать, что происходит с солью

  3. Сделать вывод, что произошло с солью и почему

— Звук – по своей природе – это звуковая волна. По средине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие (демонстрация строения уха . учитель рассказывает и показывает иллюстрацию), с него начинается идущий внутрь головы ушной проход.он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо , которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо, внутреннее ухо, а затем в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

— О каком органе чувств поговорим дальше узнаете, отгадав загшадку:

Между двух светил

В середине я один.

— Правильно, это нос. А как называется способность человека чувствовать запахи?

— Маша приготовила нам сообщение, в котором расскажет нам о запахах и обонянии.

— Всегда во рту,

А не проглотишь.

— Попробуйте соль, что вы чувствуете?

— А может это сахар? Ведь сахар тоже такой же белый, тоже крупицами?

— Как вы определили, что это соль?

— Значит язык – это орган….

— Покажите друг другу язычки, что вы видите на поверхности языка?

— Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющие ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое корнем.

— Какой еще орган чувств мы с вами забыли?

— Кожа – это орган осязания. Она сообщает нам, то, к чему мы прикасаемся. Закройте глаза ,потрогайте парту. Какая она?

Потрогайте соль, какая она? Покатайте ручку в руках, какая она?

— Для чего же нам кожа?

— А если ущипнуть себя за кожу, что вы почувствуете?

— Значит, о чем еще предупреждает нас кожа?

-На поверхности кожи находятся нервные окончания, которые и позволяют нам чувствовать.

— Потяните себя за щеку. Каким свойством обладает кожа?

— Кожа растяжимая и упругая благодаря кератину, поэтому кожане рвется и не сползает.

— А если бы кожи не было?

— Значит кожа еще и защищает наши внутренние органы от внешнего воздействия.






— Уши



Дети высказывают свое мнение




Дети высказывают свое предположение.

Дети выполняют опыт в группах по 4 человека




Дети самостоятельно выполняют опыт, формулируют вывод. По одному человеку от группы делятся своими догадками у доски со всем классом.













— нос



Ученик выступает с сообщение об обонянии.


— Язык.



Дети высказывают свое мнение.

-По вкусу

— Вкуса

Дети отвечают на вопросы учителя





— Кожа


Дети выполняют действия с закрытыми глазами.


Дети формулируют вывод

— Боль

Отвечают на вопросы учителя



— Растяжимость


Дети высказывают свое предположение.

КУД – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

ПУД – логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство











РУД: действие по образцу
















КУД – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

ПУД – логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство


















КУД – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

ПУД – логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство



Самостоятельная работа с проверкой по эталону

— Сегодня вы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. А как вы понимаете выражение: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг.»

-Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге, это центры, которые отвечают за тот или иной орган.

— А нужно ли беречь наши органы чувств? Почему?

— А сейчас подумайте, какие правила гигиены мы должны соблюдать, чтобы беречь наши органы чувств.

Организует работу в группах :

1 группа формулирует правила гигиены глаз,2-я – ушей, 3-я – кожи, 4- я – носа, 5 я – глаз, 6 – языка.

Учитель дополняет ответы детей, сообщает те правила гигиены, которые не назвали дети.

Дети отвечают на вопросы учителя




Дети самостоятельно формулируют правила гигиены в группах, записывают их на листе, затем по одному представителю от группы выступают у доски.

РУД: умение планировать свою деятельность

КУД – инициативное сотрудничество с одноклассниками

ЛУД – самоопределение, целеполагание

Закрепление

— А теперь давайте закончим предложения

— Глаза- это орган…….

— уши – это орган….

— нос – это орган….

— кожа – это орган……

— язык – это орган…..

— Для чего нам органы чувств?

— Прочитайте, какая у.з. у нас была?

— Выполнили мы ее?



— зрения

— слуха

— обоняния

— осязания

— вкуса

Дети отвечают на вопросы учителя

ПУД – убщеучебные умения структурировать знания

Рефлексия

— Как вы думаете, что особенно полезного мы узнали на уроке?

— Что из этого нам пригодится в жизни?

— Я затруднялся….

— Меня радует….

— Как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему? Поставьте отметку на шкале.


Учитель дал мне Я сам получил знание, а учитель помог

знание

Дети отвечают на вопросы учителя








Оценивают свою деятельность на уроке

ЛУД — формирование внутренней позиции школьника.




Свежие документы:  Методическая разработка к уроку окружающего мира для 3 класса по теме «Природа в опасности»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: