Конспект урока для 3 класса «Полезные ископаемые Катайского района»


Деликатная Александра Александровна


Урок – исследование (3 класс) по курсу: «Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В. УМК «Перспективная начальная школа»


Тема: Полезные ископаемые Катайского района.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся о горных породах и минералах;

  • ввести новые понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»;

  • познакомить со значением полезных ископаемых для человека;

  • познакомить детей с полезными ископаемыми Воронежской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, и делать выводы;

  • развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.


Воспитательные:

  • прививать любовь к родному краю;

  • формировать коллективизм, сплочённость.

Оборудование:

  • учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, словарь, электронный справочник «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

  • коллекция полезных ископаемых, отдельные образцы полезных ископаемых;

  • материал для деления уч-ся на группы (пиктограммы, компьютер, лупы);

  • установка мультимедиа, презентация.


Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

Дети, вам тепло? (да)

В классе светло? (да)

Прозвенел уже звонок? (да)

Уже закончился урок? (нет)

Только начался урок? (да)

Хотите учиться? (да)

Значит можно всем садиться…


  1. Актуализация знаний учащихся

Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему: «Тайны недр земли».

Что мы уже знаем по этой теме? (в ходе беседы заполняется таблица).

Задайте по теме вопросы, на которые вы в данный момент хотели бы получить ответ. На некоторые вопросы постараемся ответить в течении урока.

1. Мы уже знаем по этой теме?


Горные породы: магматические и осадочные.

Как разрушаются горные породы.

Что такое минералы.


2.Что бы хотелось узнать?


Какие тайны хранят недра нашего родного края?

Кто ищет горные породы и как?

Где и как человек использует горные породы и минералы?



  1. Формулировка темы урока

Назовём горные породы и минералы, разгадав кроссворд (презентация прилагается, кроссворд взят из материалов Интернета) 1-гранит, 6-известняк, 5-железо, 8-глина, 9-уголь, 3-песок, 4-торф, 2-алюминий, 7-нефть.

На основе подсказок кроссворда и ваших знаний, можете ли сказать, как и где их использует человек? (ответы детей)

Можно ли сказать, что горные породы и минералы приносят пользу человеку?

Как иначе их можно назвать? (полезные ископаемые) — слайд заголовка.


  1. Создание проблемной ситуации

С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых. Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря (поиск и ответ детей).

Зачем нужно заниматься разведкой месторождений?

Кто этим занимается, люди какой профессии? (геологи)

О профессии нам расскажет Лиза (подготовленное сообщение, приложение №1).


  1. Постановка проблемы исследования

Как вы думаете, в нашей Курганской области есть полезные ископаемые?

А знаем ли мы какие?

Сегодня мы попробуем вести разведку полезных ископаемых нашего Катайского района.


  1. Определение темы исследования

Тема нашего исследования «Полезные ископаемые Катайского района».

Сегодня вы выступите в роли учёных – геологов.


  1. Исследование

1-й этап — Работа по карте

Перед вами карта Курганской области, которая была составлена по разведкам геологов в 1983 году. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах.

Динамическая пауза

Подойдём и рассмотрим, какие полезные ископаемые были обнаружены до 1983 года на территории нашего края? (пески строительные, торф, трепелы)

Прошло почти 30 лет изменилось ли что-то? Выскажите ваши предположения?


2-й этап – сообщение профессора Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого УрО РАН (г. Екатеринбург)

(доклад подготовленного ученика – приложение №4)


3-й этап – Задания по группам

Сейчас век новых технологий –исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Курганской области, помещённая в Интернете (приложение №6, презентация и бумажный вариант у каждой группы). Рассмотрите на карте, где располагается наш Катайский район.

Изучив карту и сравнив с картой 1983 года, выясните, что изменилось в найденных месторождениях полезных ископаемых Катайского района за это время. Затем, выбрав любое полезное ископаемое нашего района, постарайтесь собрать о нём самую полную и достоверную информацию по плану, распределив работу в группе и используя подсказки – пиктограммы (приложение №7).

4-й этап – План сбора информации

План

  1. Разгадай загадку (приложение №2)

  2. Найди полезное ископаемое в коллекции.

  3. Дай название полезному ископаемому.

  4. Найди условное обозначение полезного ископаемого (приложение №3).

  5. Собери основные сведения о нём.

  6. Расскажи об основных свойствах по плану (приложение №5) и где они применяются.

  7. Найди и обозначь на карте месторождение полезного ископаемого.

  8. Объясни, в какой отрасли и как используется человеком.

Вспомним работу в группах: выбираем ответственного; отбираем подсказки, с которыми будем работать; распределяем задания по подсказкам и плану; собираем информацию, кратко фиксируя на листочки; распределяем собранную информацию по плану; выбираем лидера, который защитит ваш продукт; защита исследования.

5-й этап – Исследование полезного ископаемого

(работа в группах по 5-6 человек, распределив обязанности по интересам и способностям)

Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт)

Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов и т.д.)

6-й этап – Защита продукта

Лидер группы выходит к доске, отмечает на карте Курганской области месторождение полезного ископаемого при помощи нарисованного значка, показывает ископаемое и делится со слушателями собранной информацией.


8. Подведение итогов. Подтверждение гипотезы.

Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? Мы провели разведку полезных ископаемых Катайского района. Подтвердилось ли наше предположение, что выявились месторождения новых полезных ископаемых? Откуда это видно? (по условным обозначениям на карте).


9. Рефлексия

Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны недр земли, а значит, становимся умнее, а главное любознательнее. В течение урока вы были учёными-геологами. Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Выбери утверждение (презентация):

  • Все понял.

  • Ничего не понял.

  • Интересно.

  • Скучно.

  • Однообразно.

  • Запомню надолго.

  • Отлично.

  • Неинтересно

Большое спасибо ребятам за работу на уроке !!!


Литература

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

  3. Словарь Ожегова.

  4. Большая энциклопедия для школьника. Издательство «Олма-Пресс» 1999 г

  5. Катайск. Новые времена – Курган: Издательство «Зауралье» 2009 г. – 416 с.

  6. Электронный справочник «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003» (8 CD).

Вывод по уроку: данный урок заинтересовал детей. Также я впервые решилась на этом данном уроке попробовать форму самостоятельное исследование. Я и дети оказались довольны.

5


Свежие документы:  Конспект урока «Искусство в религиозной культуре. Икона и картина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: