конспект урока для 3 класса «Природные зоны Африки. Экваториальный лес»


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дмитриева Е. А.,

учитель гимназии № 3 г.Орска


Тема: «Природные зоны Африки. Экваториальный лес» (3 класс, программа Л. В. Занкова, раздел «Человек в далеком прошлом»).

Цель урока: формирование у учащихся представлений о природных зонах Африки.

Задачи урока: — формировать знания учащихся по выявлению особенностей природной зоны Африки экваториального леса;

— научить понимать практическую ситуацию и принимать конкретное решение;

— развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта полушарий, презентация «Африка», карточки с заданиями для групп, запись песни «Зверобика», учебник «Окружающий мир. 3 класс. I часть» Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., атлас «Природоведение. 3-4 классы»

Ход урока.

  1. Организационный момент урока.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активней в работу включайся дружок.

  1. Проверка домашнего задания.

— С каким материком мы начали знакомство на прошлом уроке? (слайд 1)

— Почему же материк так называется? Внимание на экран. (слайд 2)

Текст: Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне стали называть провинцию Африкой. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.

— В каком полушарии находится Африка? (слайд 3)

— Каковы особенности географического положения Африки? (слад 4 )

(Африку почти посередине пересекает экватор, большая часть материка лежит между тропиками, крайние северные и южные точки одинаково удалены от экватора.)

— Дома вы выполняли задание № 31 в ТПО. (показ на физической карте полушарий).

Задание 1.

1. самый большой остров Африки ( Мадагаскар)

2. Самую большую реку Африки (Нил длина 6км 671 м, исток могучий водопад из оз. Виктория)

3. Самые большие озера (Виктория, Танганьика, Ньяса)

4. самый высокий вулкан (Килиманджаро 5895 м )

Задание 2.

В каких океанах и морях находятся крайние географические точки Африки?

1. северная – в Средиземном море, бассейн Атлантического океана (мыс Рас-Энгела)

2. южная – разделяет Атлантический океан и Индийский (мыс Игольный)

3. западная – Атлантический океан (мыс Альмади)

4. восточная – Индийский океан (мыс Рас-Хафун)

  1. Описание проблемы.

Учитель: — Ребята, мне нужна ваша помощь. Дело в том, что один мой знакомый выиграл турпутевку в Африку, но не может решить – куда бы ему поехать: посетить центральную Африку, побывать на юге континента или отправиться на север. Он просит у меня совета, но при этом выдвигает ряд условий: мой знакомый не любит открытых пространств, боится кровососущих насекомых, плохо переносит сильную жару, ему хотелось бы понаблюдать за животными, которые обитают только на африканском континенте. Я очень рассчитываю на вашу помощь, для этого вам необходимо выполнить задания, в ходе выполнения которых мы познакомимся с природными зонами Африки. (слайд 6).

— Изучить тему нам поможет план (слайд 7). Посмотрите на снимок Африканского континента, правда красиво выгладит Африка из космоса!

-Давайте вспомним, из чего складывается понятие «природная зона», поможет нам в этом схема. (слайд 8).

IV. Работа уч-ся в группах.

4.1 Задание учащимся.

Работа в группах с учебником, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ. Во время беседы (дискуссии) учитель кладёт жетоны на стол. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло.

— За каждый полный развернутый ответ группа получает красный жетон (10 баллов), за неполный ответ зеленый жетон (7 баллов), за дополнение к ответу – желтый жетон (3 балла).

группы

Количество индивидуальных ответов

Характеристика работы группы

1 группа



2 группа



3 группа



4 группа



1. Поработайте с картой климатических поясов на с. 139. Определите, в каком климатическом поясе расположена зона экваториальных лесов. Подумайте, что характерно для этой климатической зоны. (- Центральная часть Африки расположена в экваториальном поясе, северная и южная части – в тропическом поясе, северное побережье и небольшой участок побережья на юге – в субтропическом поясе. Больше тепла и влаги достается экваториальному климату.)

2. Прочитайте описание экваториального леса писателя И.А. Ефремова в повести «На краю Ойкумены». (учебник с. 34) Подумайте, какая растительность преобладает в зоне экваториальных лесов? (Огромные деревья, папоротники, мхи. Много влаги и тепла)

Физкультминутка.

3. Прочитайте текст на с. 33:1-ый и на с. 34 — 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы:

— Почему многие деревья не имеют ветвей? ( Деревья в лесу растут в несколько ярусов, самые высокие заслоняют солнечный свет, растения нижних ярусов тоже тянутся к солнцу, между ними происходит борьба за солнечный свет.)

— Как плодоносят растения экваториального леса? Почему так происходит? (Растения экваториального леса плодоносят постоянно, это происходит по нескольким причинам: во-первых нет разделения на сезоны, во-вторых, в условиях влажной и жаркой среды очень быстро происходит процесс перегнивания, органические вещества быстро усваиваются растениями.)

— Почему у высоких деревьев экваториального леса развиваются корни подпорки? (Большая влажность, заболоченность почв, корни проникают на глубину не более 1 метра, корни-подпорки служат дополнительной опорой для деревьев.)

4. Прочитайте текст на с. 36:1-ый и 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы:

— Как происходит листопад у деревьев экваториального леса? (Постоянно.)

— Какой высоты достигают травянистые растения? В чем причина этого явления? ( 10 м в высоту – древовидные папоротники и бамбуки) (слайд 10)

5. Прочитай текст с.36 – 37- 38 1-й абзац. Ответьте на вопросы:

— Представители каких классов животные встречаются в экваториальном лесу? Приведите примеры животных. ( млекопитающие – обезьяны: гориллы, шимпанзе, в воде – бегемоты и крокодилы, птицы, пресмыкающиеся- змеи и ящерицы, насекомые – термиты, бабочки, муравьи) (слайд 11)

— Какой образ жизни ведут животные? Почему? (лазают, прыгают, ползают, чтобы подняться по стволу вверх)

Музыкальная физкультминутка «Зверобика».

4.2. Вывод по теме.

— Что же характерно для экваториального леса? (многоярусность, вечнозеленость, густота, бедность почв, огромное количество растений, богатый животный мир) (слайд 12)

— Какие советы туристу, отправляющемуся в путешествие в экваториальный лес вы бы дали?

V. Итог урока.

С какой природной зоной Африки мы познакомились? Перечислите особенности зоны экваториальных лесов.

VI. Оценка работы уч-ся.

Критерии оценивания ответов учащихся, перевод критериев в 5-балльную систему (слайд 13)

Оценка работы учащихся: 80 и более баллов – «5» Молодцы! Так держать!

50-80 баллов – «4» Вы хорошо поработали!

30-50 баллов –«3» Надо приложить усилия!

менее 30 баллов — «2» Дружи с книгой! Она тебе поможет усвоить азы науки.

VII. Домашнее задание.

С.39 задание 3, ТПО с.20 № 33 (слайд 14)






























Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Число и цифра 9. Состав числа 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: