Конспект урока для 4 класса «Что такое общество?»


МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»




Открытый урок

по окружающему миру

«Что такое общество?»



4 класс




Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

ВКК













Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

Задачи:

— обучающие

Создать условия для учебной деятельности, при которой происходит формирование понятия «общество»;

-развивающие

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-воспитательные

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

Формировать УУД:

— ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

— Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

— Познавательные УУД: — извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию,

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.


















Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

— Какое у вас сегодня настроение?

— Как узнать о настроении человека?

— Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

— Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!






Дети изображают.




Самоопределение,

саморегуляция

2. Актуализация знаний (4мин)

3. Проверка домашнего задания в виде теста

4. Опрос учащихся – устная работа

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

-Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

— Что такое внутренний мир человека?


— Как узнать внутренний мир человека?

— Что такое личность?





— Что такое настроение?



-А характер? Что это такое?



— Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?





— Молодец!


— В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

— Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?


— Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

— Назовите из этого определения ключевые слова.

— Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

— В этом обществе состоят все жители страны?

— Какое заметили противоречие?


— Почему возникло затруднение?

— Определите цель урока.


— Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»



Работа с тестом — ИД



— обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

— В общении


-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.


— Внутреннее душевное состояние.


— неповторимое сочетание особенностей личности


Эмоции — непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.

Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.


Ответы учащихся.








— Общество.




— Все жители одной страны.



— Общество защиты животных.


— Нет.


— Общество – все жители страны, и в то же время – не все.

— Не всё знаем о понятии общество.

— Уточнить понятие общество.

— Что такое общество.















Структурирование знаний; волевая соморегуляция;

определение основной и второстепенной информации



















Целеполагание,

самостоятельное выделение

и формулирование познавательной цели

3. Проблемное объяснение нового материала (8мин)

Цель: знакомство с новыми терминами, понятиями, поиск ответов на поставленные вопросы? организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

— Что объединяет людей на рисунке? с.28

-Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?

-Их можно назвать «спортивное общество команды «Спар­так»»?

— Что вы видите на след. рисунке?




-Что их объединя­ет?



-Так что же объединяет людей в общество?

— Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?






Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.






















































— Какие ключевые слова вам помогли?

— Что объединяет людей

в каждом из этих обществ?

— Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.


-Да.


Им нравится команда «Спартак»


Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

-То, что они жители одной страны, болеют за свою команду — российскую.


  • обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

  • обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

  • общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.


Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)


-Их объединяют общие интересы, общая деятельность.

Проговаривание по схеме.





Анализ объектов;

синтез;

извлечение необходимой информации из текстов;

доказательство;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4. Первичное закрепление во внешней речи (5мин)

Цель: зафиксировать новое учебное действие.

— С помощью чего можем проверить свои предположения?

— Откройте учебники, с. 29. Прочитайте текст «Что объединяет людей

в обществе?» Найдите ответ на вопрос в тексте.

— Наши предположения нашли подтверждение?

— Где ещё можно найти информацию?

— Найдите в словаре слово общество и прочитайте его определение.

— Что такое общество?

— С помощью учебника.









— Да.


— В словаре.



Ответы детей.






Постановка вопросов;

планирование учебного сотрудничества;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знания

5. Самостоятельная работа (3мин)

Цель: проверить первичное понимание новых знаний и способов действий.

Рабочая тетрадь №1



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; коррекция

Физминутка для глаз. (2мин)

6. Включение нового знания в систему знаний (15 мин)

— Можно ли наш класс назвать обществом?

— Докажите.








— Общество одноклассников будет только твоим?

— А какое общество тогда будет считаться «не вашим», т.е. чужим?


— Что же тогда получается? Одно и тоже общество эти ребята называют «своим». Разве такое может быть?





— Как вы думаете, из чего состоит общество человека?


  • Какая самая большая общественная группа для каждого человека?

— Можно ли сказать, что мы принадлежим к одному обществу?


— Как вы думаете, а какое нужно нам общество?

У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка:

Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.











-Ребята, в любом обществе, какое оно ни было, возникают конфликты.

— Анализ жизненных ситуаций.

1) — Как называется это ситуация?

— Что делать, чтобы не произошёл конфликт?

2) Вы очень любите играть в разные игры. Часто в играх происходят конфликты. Почему?


— В нашем классе бывают такие ситуации?

— А в другом классе может произойти такая ситуация?

— Можно ли было в этой ситуации обойтись без ссоры?

— Как? Расскажите.

— Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом

в учебнике, с.30.

— Как называется способ, о котором вы прочитали?

(КОМПРОМИСС)

— Что значит пойти на компромисс?

— Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

— Важно ли соблюдать определённые правила

и нормы поведения?

— Гипотеза №1

-Пока я учусь в начальной школе, моё общество будет состоять из моих одноклассников, папы и мамы, а, когда я вырасту, то моим обществом станут люди в городе, студенты института, в котором я буду учиться.

— Нет! Оно будет общим для всех!

— Я думаю, что чужое общество – это общество людей, которых я не знаю.

Гипотеза №2

— Своим обществом я считаю то общество, где мне интересно. Я хожу на танцевальный кружок, мне очень нравится танцевать.

Нам интересно заниматься в кружке.


— Общество человека состоит из общественных групп.

— Самое большое общество для каждого человека является человечество – все люди планеты Земля.


— Да! Мы – часть человечества планеты Земля.


-Здоровое, крепкое, дружное, сильное, открытое.

.







-Конфликт.



Ответы детей.

— Потому что не все соблюдают правила игры. Нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать.












Чтение текста учебника.



— Уступить друг другу, уметь договориться.







Действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач
































Моделирование; структурирование знания;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

7. Рефлексия (3мин)

— Какую цель ставили перед собой на уроке?

— Мы достигли эту цель?

— Как это доказать?

— Как вы открывали новое знание?

— Оцените свою работу на уроке.

— Уточнить понятие общество.


-Мы узнали, что кроме людей, с которыми мы постоянно общаемся, существуют и другие общественные группы — так называют объединения людей, у которых есть особенные общественные интересы, отличающиеся от интересов других людей.





На карточках с таблицей рисуют смайликов.


Рефлексия способов действий;

контроль;

оценка













Приложение



все жители не все жители

одной страны одной страны


Общество




люди, которых люди, люди, у которых

объединяет которым есть общая

общая вместе тема для

деятельность интересно общения








Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Птицы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: