Конспект урока для 4 класса «Где растут леса в России»





Окружающий мир. 4 «а» класс

УМК «Гармония»

Дата проведения: 13.12.11

Тема урока: Где растут леса в России.

Цель урока: Познакомить учащихся с основной природной России -зоной лесов.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство с климатическими условиями зоны лесов, многообразием растительного мира и его классификацией.


Развивающие: умение устанавливать причинно-следственные связи, зависимости между неживой и живой природой.


Воспитывающие: формирование экологической грамотности, понимание целесообразности и целостности мира природы.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: нетбук, мультимедийный экран, тест-презентация, слайды хвойных, лиственных, широколиственных лесов, гербарий лиственных и хвойных пород, карта природных зон России.

Дидактическая оснащённость;

Учебник Окружающий мир. О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин

Рабочая тетрадь№1 Окружающий мир. О.Т.Поглазова

Личные таблицы для тестовой работы.

Приёмы: актуализации субъектного опыта учащихся, приём создания ситуации выбора, чтение с остановками, инсерт, графическая систематизация материала, возврата к ключевым словам.

Методы формирования сознания в учебной деятельности, организации деятельности, стимулирования деятельности и мотивации поведения, контроля эффективности педагогического процесса

Технология развития критического мышления

План урока:

Стадия рефлексии

  1. Обобщение пройденного в тестовой работе «Природная зона тундры»

Стадия вызова.

  1. Определение темы урока. Постановка проблемы.

  2. Знакомство с климатическими условиями зоны лесов.

Стадия осмысления содержания

  1. Подготовка к осознанию растительного многообразия зоны лесов (анализ гербарных образцов).

  2. Знакомство со статьёй учебника.

  3. Первичное закрепление (работа в печатной тетради)

  4. Рекомендации к домашнему заданию, оценка работы на уроке.

Ход урока:

  1. 1)С какой природной зоной было связано ваше домашнее задание?

Вспомнить особенности климата, растительного и животного мира этой зоны вам помогут тесты. Вы получили личные таблицы для заполнения. Первая страница презентации (и все последующие) содержат два вопроса и три варианта (А,Б,В) ответа. В свою таблицу вы вносите номер вопроса и выбранный ответ буквой. Желаю успеха!

2)Проверю вашу наблюдательность! Названия каких животных тундры вы встречали в тестовой работе? Есть ли у вас о них сообщение? (по материалам домашней работы)


II. Сегодня мы начнём знакомиться с самой основной природной зоной России (где проживаем и мы с вами). Как вы думаете она называется? Подсказывает ли её название карта природных зон?

Чем по-вашему отличаются климатические условия нашей зоны лесов от зоны тундры?

III.Я начну читать вступительную статью на стр.127 учебника а вы отмечайте значком «+» отличительные признаки климата, которые вы назвали, а значком «-« те, которые не упомянули.

-Какие же особенности климата мы не назвали?

-Должны ли влиять такие условия на растительный мир нашей зоны?

IV. Закройте учебник. Физкультминутка

Попробуем составить картину леса, подбирая каждому гербарному образцу соответствующее название (даются образцы ели, сосны, пихты, лиственницы, кедра, берёзы, осины, ольхи, дуба, липы). Проверьте по странице 128-129 результат своего выбора.

V. А с чем связано такое многообразие в лесу прочитаем в статье там же. Чтение по частям с остановками сопровождается показом слайдов тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов.

VI. Первичное закрепление в печатной тетради.

То, о чём мы сейчас прочитали впишем на стр.48 в задание 15.

( леса хвойные, смешанные, широколиственные)

-Какие растения вы уже сможете вписать в таблицу задания 16?

(виды деревьев)

-О чём ещё не узнали из текста?(о кустарниках и травянистых растениях)

Продолжите про себя чтение статьи на странице 130 и узнаете названия редких и распространённых видов растений зоны лесов.

-Как по-вашему растут эти растения? Подтвердите словами текста. (многоярусность-главное отличие широколиственных лесов)

VII. К следующему уроку познакомитесь каким животным лес стал домом и как эти животные влияют на жизнь леса.



Технологическая карта урока.

1. Ф.И.О. учителя: Городнова Елена Анатольевна

2. Место работы, должность: МОБУСОШ им.С.А.Суркова с.Богословка учитель начальных классов

3. Учебный предмет: окружающий мир

4. Класс: 4 «А»

5. Дата проведения: 13 декабря 2011г.

6. Автор УМК (программы учебного курса): УМК «Гармония» Окружающий мир О.Т.Поглазова В.Д.Шилин 1часть

7. Тема урока: «Россия – страна лесов».

8. Тип урока: комбинированный

9. Цель урока: Ознакомление учащихся с основной природной зоной России – зоной лесов.

10. Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с климатическими условиями зоны лесов, многообразием растительного мира и его классификацией.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, зависимости между неживой и живой природой.

Воспитывающие:

Формирование экологической грамотности, понимание целесообразности и целостности мира природы.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока «Обобщение пройденного. Тестовая работа».

1.Просит напомнить с какой природной зоной было связано домашнее задание?

2.Сообщает, что особенности климата тундры, растительного и животного мира помогут вспомнить тесты.

3.Разъясняет правила расположения тест-презентации и фиксации выбора.

4. Проверяет объём зафиксированной в тестах информации вопросом «Какие животные тундры упоминались в тестах?»

Обобщающим ответом сообщают название природной зоны, с животным миром и деятельностью людей которого знакомились дома.







Визуально знакомятся с тестом-презентацией

Знакомят остальных учеников с особенностями жизни полярной совы, зайца,леминга

Используют операцию обобщения и сжатия полученной дома информации до фазы рефлексии.









Учатся вносить в личную таблицу выбранный вариант ответа

Подбор сообщения из дополнительных источников.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.















Прочитывают предлагаемые тест-вопросы и варианты ответов

Учатся строить устную связную речь.

Строят устный ответ с использованием специальных терминов.













Учатся слышать речь друг друга.






Контролируют построение собственного высказывания и ответа одноклассника.













Осуществляют распределение в два блока варианты ответов по типу вопроса.

Уточняют, дополняют или расширяют конструкцию устного ответа.













Классифицируют объекты и явления природы по предложенному признаку

2-й этап урока «Определение темы урока. Постановка проблемы».

1.Сообщает что на уроке познакомимся с основной природной зоной России, где и проживаем.

2.Задаёт вопрос о том, как она называется.

3. Просит проверить высказанные предположения по карте природных зон.

Выдвигают предположения о названии природной зоны.

Находят на карте самую обширную природную зону России, называют её.

Путём активизации субъектного жизненного опыта дают правильное название «Зона лесов».



Ориентируются в расположении и сменяемости природных зон от севера к югу.

Участвуют в высказываниях по установлению точного названия природной зоны.

Воспринимают на слух предлагаемые гипотезы, поправляя неточную словесную формулировку.

Осуществляют отбор полученной информации от одноклассников.







Сверяют по карте природных зон предложенное название.

Принимают ситуацию выбора, отвергая или принимая предложенное название природной зоны.

3-й этап урока «Знакомство с климатическими условиями зоны лесов».

1.Задаёт вопрос о сравнении климатических условий зоны тундры и лесной зоны.

1.Активизирует внимание на сравнение климата тундры и зоны лесов, используя приём инсерт при чтении учителем вступительной статьи.

2.Читает статью «Где растут леса в России» (стр.127-128)

3.Просит вернуться к частям, отмеченным значком «- « и назвать упущенные климатические особенности зоны лесов.


Строят устные ответы на приёме противопоставления климата обеих природных зон.

Воспринимают установку на собственную деятельность во время чтения учителем.

Отмечают названные признаки при сравнительной характеристике значком «+», не названные значком «-«.

Отбор существенных признаков для сравнения двух объектов.



Сосредотачивают внимание при чтении текста другим лицом, анализируют и классифицируют с помощью значков информацию на новую и озвученную.

Высказывают в индивидуальном режиме выбранные ими признаки сравнения климата лесной зоны и тундры.















Перечитывают фрагменты статьи не озвученные при первом сравнении (до знакомства с текстом).

Слушают собеседника, дополняют или исправляют услышанное, вступать в дискуссию.. осуществлять возврат















Обсуждают правильность выбранных отрывков текста.


Осуществляют конроль и самоконтроль за информацией при устном сравнении двух природных зон.















Оценивают озвученные фронтально отрывки текста.


Используют умение анализировать речь собеседника принимать или опровергать по существу высказанное, осуществлять возврат к высказанным аргументам.












4-ый этап «Многообразие растительного мира лесной зоны» (осмысление содержания)

Предлагает «прогулку» по лесу с целью учиться распознавать породы деревьев (по гербарным образцам), среди которых 5 хвойных и 5 лиственных .

Называет источник проверки для уточнения названий под каждым образцом.(стр. 128-129)

Показывает слайды хвойного, смешанного, широколиственного лесов.




Распределяют к каждому образцу табличку с названием дерева.





Проверяют на соответствие рисунок ветки и его название.



Соотносят визуальное восприятие гербарных образцов с условиями их произрастания при чтении вслух.

Соотносят образцы пород с названием, оперируя жизненным опытом.





Переносят таблички с названиями под нужный образец.



Осуществляют актуализацию знаний и дополняют их новыми сведениями.

Словесно аргументируют свой выбор.











Читают по цепочке с остановками ознакомительную статью (стр.128-129).

Уточняют названия, не соответствующие образцу.





Поясняют несоответствие гербария с заголовком под ним.

Чередуют чтение-слушание.

Осуществляют анализ визуального образца.





Принимают пояснения, сверяя визуальное восприятие с образцом.

Контролируют чтение одноклассников.

Принимают решение в ситуации выбора.





Формируют произвольное внимание к деталям.



Соотносят слуховое и зрительное восприятие текста.

5-ый этап «Первичное закрепление в печатной тетради»

Предлагает воспользоваться полученной информацией и выполнить задание №15 на cтр.48 в печатной тетради.


Осмысливают содержание задания.

Вставляют пропущенные ключевые в высказываниях слова.

Трансформация полученной текстовой информации.

Прочитывают задание №15.



Прочитывают получившиеся предложения.

Дают комментарии к осмыслению слабо-подготовленным ученикам

Осуществляют выбор ключевых слов.

Анализ полученной информации.

6-ой этап «Рекомендации к выполнению домашнего задания»

Обьявляет о продолжении работы в теме над вопросами:

-Каким животным лес стал домом?

-Как они влияют на жизнь леса? (стр.128-133)



.

























Свежие документы:  Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 4 классе «Здоровый образ жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: