Конспект урока для 4 класса «Куликовская битва»


Класс: 4 класс

Предмет: Окружающий мир

Цель урока: 

  • Ознакомить с ходом и значением  Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью  великого князя Дмитрия Донского.

  • Учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают.

  • Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости).

  • Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Часть 2.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.  Пособие  для учащихся общеобразоват. учреждений.   Часть  2.                                       А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова.  Окружающий мир. Тесты. 4 класс.  Пособие  для учащихся общеобразоват. учреждений.

Используемая методическая литература: 

А.А.Плешаков. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: кн. для учителя

Используемое оборудование: 

Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва»,  карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.

Используемые ЦОР: 

Мультимедийный комплект, компьютерная презентация

Краткое описание: 

На уроке учащиеся знакомятся с предпосылками Куликовской битвы, получают представление о ходе битвы, самостоятельно подводят итоги Куликовской битвы под предводительством Дмитрия Донского.

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

«Куликовская битва»

Цели:ознакомить с ходом и значением  Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью  великого князя Дмитрия Донского;  учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают; развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);  воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование урока: Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта «Куликовская битва»,  карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.

                                        Ход урока.

I.Организационный момент.

Урок – Окружающий мир. Страницы истории Отечества.

Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Удачного вам урока.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

        Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Важно лишь правильно воспринять её уроки.

Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

          А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события,  с которыми  мы с вами уже познакомились.

II. Проверка домашнего задания

Начнём урок с проверки домашнего задания.

А) Индивидуальная работа   2 человека будут работать у доски:

1. Соотнеси даты и события, военачальников.

1237г – нашествие монголо-татар на Русь        Батый

15 июля 1240г – Невская битва           князь Александр

5 апреля 1242г – Ледовое побоище    Александр Невский

1380г

2. Найди пару

Золотая Орда – государство монголо-татар

Невская битва – шведские захватчики

Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере

Б) Фронтальная работа.   Работа в парах      Карточка- тест

1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды

а) Москва, Тверь, Ярославль;     б) Владимир, Киев, Переславль; 

в) Рязань, Козельск, Смоленск.

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?

с) дверь, калитка;     т) сумка;         у) кошель.

3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

э) Киев;           ю) Владимир;            я) Москва.

4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

и) южные;             к) юго-западные;            л) северо-восточные.

5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

к) стала больше, чем была;   л) стала меньше, чем была;   м) не менялась.

6. В каком веке возник Троицкий монастырь?

з) в XIIвеке;     и) в XIVвеке;     к) в XIXвеке.

7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

и) из гранита;        к) из известняка;          л) из кирпича.

8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

с) охотники, лучники, бортники;   т) камнерезы, кузнецы, кожевники;

о) бронники, кольчужники, щитники.

9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?

к) из дуба;           л) из известняка;         м) из кирпича.

10. Как называлось место торговли возле Кремля?

а) базар;            б) рынок;               в) торжище.

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

п) соболью шубу;     р) Золотой перстень;      с) Шапку Мономаха.

В) Проверка индивидуальной работы  

1380г

— В  этот год произошло  очень важное   для  России  событие. А какое событие — ответим после проверки теста

Г) Проверка фронтальной работы

1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-И, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С

— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?

8 сентября 1380г Куликовская битва

— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143года)    1237 – 1380 = 143г

-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче.

-Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

 

русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со  времён  Ивана  Калиты…

стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

дань собирали монгольские баскаки.

 

                  — Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.                                              

  — Почему  князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)

— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.

-Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя? (Мнения детей)


  — Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.                             

-Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

Отрывок из мультфильма (Мамай)


-Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович?  У.с.70

-Кто откликнулся на этот призыв? Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины

III. Изучение новой темы.


   — За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

 А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая


(сообщение ученика)

-Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к   КОМУ?


  Сообщение ученика

IV.Физминутка  

V. Продолжение работы по теме

Сражение на Куликовом поле.

-Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы,  Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.

Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.  У.с. 73

Русская армия подошла к реке  — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году  переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.

-Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.

-После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)


     -Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»

1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2.      Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско­му войску.

—  Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.  

Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”


Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

  — Откройте глаза.  Настало утро  8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.                

— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.


 – А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:

Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.    

       


           По обычаю перед началом битвы  сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет.  Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

Отрывок из мультфильма (Поединок)

И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.


И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

-Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

 Анимированная карта “Куликовская битва”.

-Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?


— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.


Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

 С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».


  Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская

— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.


Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар —  150 тыс. человек.

-Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.

VI. Первичное закрепление нового материала

— В чём значение победы Куликовской битвы? Что дала победа русскому народу? Ответите на эти вопросы после работы в группе.

1. Прочитать пословицу Залог победы — … ! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.

2. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника

 на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.

VII. Итог урока


— А теперь давайте подведём итог:

 Какое значение имела Куликовская битва?

1 значение – группа

1. Выросло значение Москвы и московского князя.

2 значение — группа

2.Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

Продолжите пословицу: «Залог победы — единство»

— Сформулируйте 3 значение битвы.

 3. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

-Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

VIII. Рефлексия

-Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь

-Хотелось бы сделать что-то такое, чтобы о вашем поступке говорили потомки?

-Что вам уже сейчас нужно для этого делать, чтобы сделать что-то полезное для людей?

 —   Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.


 На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

IX. Инструктаж домашнего задания.


Свежие документы:  конспект урока на тему "Заказники и заповедники"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: