Конспект урока для 4 класса «Медведь – хозяин леса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Бушевецкая общеобразовательная начальная школа – детский сад»

















Методическая разработка урока по окружающему миру

в 4 классе « Медведь – хозяин леса»















Выполнила учитель

Федорова Лариса Зиновьевна









Цели урока:

  1. Способствовать получению и расширению знаний детей о медведе;

  2. Учить детей описывать нравственный образ главного героя;

  3. Учить быть сообразительными и находчивыми в беде;

  4. Воспитывать чувство патриотизма, внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным.

Ход урока.

1. Учитель.

Ребята! Мы с вами начали новую тему «Леса России». Говорили на прошлом уроке о растениях леса. А сегодня мы поговорим о животных. О каком именно животном мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Согласны? Тогда приготовились слушать загадки.

Маленькие глазки,

Кругленькие ушки,

Шубка бурая на нём,

Самый сильный хищник он!

 

Косолапая походка,

Голова его огромна,

Любит мёд он бескорыстно,

Вы узнали это …

 

Хищник опасный,

Рычит он ужасно,

Бурый, огромный,

Вразвалочку ходит!

 
 

Ягоды, овёс, орехи,

И пчелиный мёд,

Любит кушать косолапый,

А зимой сосёт он лапу!

Если зимой проснётся,

То шатуном он зовётся,

Ходит по лесу, пугает зверей,

Злой и опасный бурый …

 
 

Это, что за сладкоежка,

К пчёлам в дом лезет смело,

Лапой нос свой прикрывает,

Другой лапой мёд черпает!


Учитель.

Молодцы! Все правильно отгадали мои загадки. И, конечно же, мы сегодня будем говорить о медведе.

(Ученики рассказывают подготовленные сообщения).

— Большой косолапый медведь издавна пользовался популярностью за свою силу и сноровку. Это только кажется он неуклюжим. На самом деле он отлично ловит рыбу в реке и залазит на деревья. Раньше люди считали медведя своим родственником. О нем сочиняли песни, сказки, изображали на амулетах. Амулеты оберегали человека от опасностей. Медведя считали хранителем домашнего очага. Слово «медведь» означает «медом ведает». Медведь – любитель малины, меда, большой сладкоежка.



2. Учитель.

Ребята! А какие черты характера у медведя? /Ответы детей./

Давайте сверим черты характера с теми, что подобрала я./ На доске заранее напечатаны слова, слова закрыты./

Добрый, сильный, трудолюбивый, домовитый, умный, ловкий, сообразительный, неуклюжий, косолапый.

Каких черт характера у медведя больше, положительных или отрицательных?

3. Учитель.

На протяжении многих столетий человек пытался понять медведя и изобразить его в искусстве. На некоторых рисунках, обнаруженных в пещерах Европы, изображены похожие на медведей существа. Возможно, это предки настоящего европейского медведя. Нашим предкам представлялось присутствие мифических медведей в небесах (отсюда и названия Большой и Малой Медведицы). Некоторые американские народы относились к медведям как к своим духовным родственникам и называли их бабушка или брат. Было немало легенд о превращении людей в медведей и медведей в людей.

В наше время изображение медведя есть на гербах некоторых русских городов и областей. Медведь является символом русского характера и России. Белый медведь изображен на флаге партии «Единая Россия» Медведя воспевали не только в сказках и стихах.

Великий русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картину «Утро в сосновом бору».



4. Учитель.

А сейчас давайте проведем физкультминутку «Мишка, мишка – лежебока».

5. Учитель.

О медведях существует очень интересная легенда. Давайте послушаем информацию, которую подготовили наши ученики. Это легенда о медведь – горе.

В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак — старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.

Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей.

Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.

Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. Девушка пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих…

Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус — влюблённые решили покинуть медвежий берег. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь…

Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.

И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.

Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

Аю-даг (Медведь-гора) находится на Южном берегу Крыма, к востоку от Гурзуфа

6. Учитель.

Ребята! А скажите, какое время года скоро наступит? Правильно – зима. А что мы делаем зимой?

Зимой катаемся на лыжах, на санках, на коньках, играем в снежки, лепим снеговика. Ведь движение – это жизнь.

А вот медведь зимой спит в берлоге. В зимнюю спячку ложатся медведи, живущие в климатических поясах — от умеренного до арктического. То есть там, где снег ложится плотно и надолго. Это связано с особенностями питания медведей. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи со значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.

Кстати, у белых медведей в спячку впадает только медведица с медвежатами, а медведь может обойтись и без сна. В это время он обычно питается рыбой и тюленьим жиром (в обычное время они не едят тюленей). Такой рацион позволяет поддерживать жизненные силы и заглушить чувство голода.



7. Учитель. А кто мне скажет: « А зачем медведь зимой сосет лапу?» (Ответы детей)

В народе ходит легенда, согласно которой во время спячки косолапый сосет лапу. Якобы это помогает ему пережить холодную зиму, пока он отсыпается в своем логове. Но как выяснили ученые, у мишки поверхности лап покрывает очень толстый слой кожи, который позволяет ему передвигаться по каменистой поверхности, совершенно не чувствуя боли. Однако после того, как косолапый впадает в спячку, под старым слоем кожи начинает расти новый слой. Для того, что бы линька происходила как можно быстрее, медведь придвигает к лицу лапу и начинает обкусывать старую кожу.

Сон косолапого очень чуток, можно сказать, что он дремлет все эти долгие месяцы. Поэтому если недалеко от берлоги пробегает стая волков, которые громко лают, то мишка может запросто проснуться. И ничего хорошего в этом нет, поскольку он оказывается не выспавшимся и в поисках пропитания часто выходят в деревни и разоряет сельские склады.

Ребята! А давайте мы с вами вспомним сказки, где встречается наш косолапый мишка.

«Три медведя», «Мужик и медведь», «Маша и медведь» — сказки, известные нам с детских лет и которые, мы сами с удовольствием читаем.

А кто знает, кто такой Умка? (Ответы детей)

Правильно. Это белый медвежонок из мультфильма Умка» и «Умка ищет друга». Он добрый, наивный и конечно любознательный, как все дети. У него есть мудрая и справедливая мама, он находит себе друга – мальчика. И, безусловно, в белых льдах Арктики с ним происходят какие-то приключения.

И закончить наш урок я хочу таким домашним заданием.

Нарисуйте, пожалуйста, своего мишку и принесите свои рисунки на следующий урок. Мы сделаем выставку.

























ПРИЛОЖЕНИЕ.









https://www.stihi.ru/pics/2012/12/22/1330.jpg

период.

Пр

Причем за зиму животное теряет половину своего веса. Некоторые наивно предполагают, что он во сне сосет свою жирную лапу. На самом деле, никакой лапы медведь не сосет – он облизывает подошвы лап, чтобы ускорить их линьку. Этот процесс совпадает со спячкой. А к весне нужно, чтобы старая кожа заменилась новой.

Контролировать процесс линьки медведю помогает то, что спит он очень чутко, можно сказать, дремлет. Поэтому его можно легко разбудить в лесу лаем собак или громкими звуками. Не вовремя проснувшийся медведь очень опасен. Его называют еще медведь-шатун. Он, действительно, словно «шатается» по лесу, выходиамостоятееремещаться по лесу в поисках пии

 

. none - 10 June 2013 - Blog - Platiweb







ТОП-3 секретных пляжей Крыма





Дневник Настенька_Павлинова : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников





Sights - Sights of Ukraine. Visit Ukraine. Attractions in Ukraine. - Page 46 - RestGeo (eng)



Гора Аю-Даг (Медведь), поселок Партенит. Достопримечательности Крыма

Свежие документы:  Конспект открытого урока в 1 классе по теме: «Изображение праздничного букета с помощью нетрадиционных материалов и техник»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: