Конспект урока для 4 класса «Охрана растений и животных своего края»


Урок развития речи в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида.

Тема: Охрана растений и животных своего края.

Учитель-олигофренопедагог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.


Задачи:

1. Закрепить знания уча­щихся о природе своего края и правилах поведения в при­роде.

2. Способствовать разви­тию образного и логического мышления учащихся.

3.Способствовать воспи­танию у детей чувства ответ­ственности за свои поступки по отношению к природе своего края.

Оборудование:

  • карты России и Иркутской обла­сти,

  • картина с изображением погибшего леса,

  • сигнальные круги, запрещаю­щие знаки,

  • детали для маке­та: фигурки деревьев и кус­тарников, животных, насеко­мых, птиц, травы, основа;

  • магнитофон, звукозапись го­лосов птиц;

  • картинки с изоб­ражением правильного и не­правильного поведения, в природе;

  • оценочная, табли­ца;

  • жетончики-елочки;

  • дета­ли для игры «Фоторобот»;

  • журнал «Юный натуралист»;

  • Лесовичок.


I. Организационный момент

— Доброе утро! Чтобы настро­иться на урок, выполним уп­ражнение.

— Повторяйте за мной слова: я хороший, я очень хороший, я самый хо­роший.

— А теперь тихонечко сядем.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы поговорим об охране растений и живот­ных своего края. Оценивая ваши ответы, я буду дарить вам елочки. Каждый из вас будет создавать свой лесочек. Чем больше будет елочек, тем выше будет и оценка. От 5 и больше елочек — «5», 3-4 елочки — «4», менее 3 елочек — «З».

— В конце урока результа­ты занесем в таблицу, и вы сможете удивить друг друга количеством елочек.

III. Работа по теме урока

(В классе вывешены кар­ты России и Иркутской об­ласти)

— Ребята, кто знает, что это? (показываю на карту)

— Да. Это карта нашей стра­ны. А как называется страна, в которой мы живем?

— Официальное название нашей страны — Российская Федерация.

— Это карта области (пока­зываю), в которой мы живем. Давайте вспомним, как назы­вается наша область? (Иркутская область)

— Если посмотреть на карту России, мы увидим, что она занимает очень большую территорию. Наша область намного мень­ше.

— Кто знает, чем богата Иркутская область? (углем, лесами, грибами, ягодами, животными)

— Давайте поговорим о том, что должен делать человек для того, чтобы лес и живот­ные не исчезли.

— Я предлагаю совершить небольшое путешествие.

— За­кройте глаза и представьте, что вы попали в лес.

(Звучит музыка, на фоне музыки читаю стихотворе­ние)

Здравствуй, лес. Дрему­чий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь лист­вою,

Ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая пти­ца?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь — мы свои.

— Ребята, вот мы и в лесу. Но, что это с ним? (Лес по­гиб)

— Как вы думаете, почему так случилось? (Потому что люди не берегли лес)

— Может ли человек оказать влияние на природу?

— Природа как израненная птица кричит и просит нас о помощи. Первым услышал этот зов человечек, который ближе всех к природе — Лесовичок. Он просит вас сейчас поместить знаки, запрещаю­щие губить природу. Расста­вим эти знаки, которые вы приготовили дома. (По ходу можно задать вопросы:

1. Можно ли в лесу разжи­гать костры?

2. А где можно?

3. Какие дрова можно ис­пользовать?)

— Человек много берет от природы. А чем он платит ей? На этот вопрос есть ответ в рассказе корреспондента из журнала «Юный натуралист».

— Послушайте и скажите, со­гласны ли вы с мнением ав­тора? (рассказывает ученик)

«Трудно представить себе землю без леса, без деревь­ев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуро­дованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Лю­ди, которые это делают, на­верное, даже не представля­ют, какой вред они накосят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как там сразу же поселяться вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослаб­нуть и погибнуть». (Дети отвеча­ют)

Физкультминутка

Мы ходим в лес.

Сколько здесь чудес!

Посмотрели вправо, вле­во.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

— А теперь давайте созда­дим свой лес. На нашем ма­кете, кроме земли, пока ни­чего нет. К концу урока, я ду­маю, у нас появится настоя­щий лес, в котором будут со­блюдаться все правила пове­дения.

— Заполнение макета мы начнем с растительности. Как называется самый низ­кий зеленый покров земли? (Трава)

— Сделаем так, чтобы у нас появилась травка.

— Какие деревья и кустарни­ки можно увидеть в нашем крае? (Сосна ,береза, осина, ель, шиповник, боярышник).

— Поставим некоторые из них на макет.

— В нашем лесу слышны какие-нибудь голоса? Вы хотите услышать их? Давайте послушаем! (Звучит запись «Голоса птиц» на фоне музыки загадки)

— Ребята, скажите, кто живет в нашем лесу? (птицы)

— Отгадайте, какие птицы про­сятся к нам в лес?

Загадки:

Ночью в чащах и лесах Уханье наводит страх.

Страшен громкий крик и силен.

Так кричит огромный … (филин)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится.

«Ку-ку … ку-ку. «-

Не спит опушка.

А птицу эту звать … (ку­кушка)

— Каких птиц, живущих в на­шем крае, вы еще знаете? (дятел, снегирь, воробей, синица)

— Поселите птиц в наш лес!

— Кого еще не хватает? (зверей, насекомых)

— Каких насекомых мы зна­ем? (бабочка, пче­ла, жуки, муравьи)

— Поселим их в наш лес?

— А каких лесных зверей вы знаете? (медведь, заяц, волк, лось, белка)

Игра «Фо­торобот»

— Предлагаю вам составить изображение животного из нескольких частей. Работать будем в парах. Когда у вас получится изображение, возьмите фигуру животного и найдите ему место на маке­те. (выполняют)

— Вот и появился лес!

— Что и кто есть в нашем ле­су? (дети перечисляют, дают полные ответы)

— Как мы должны себя вес­ти, чтобы наш красивый лес не погиб, не стал похож на этот (показываю рисунок по­гибшего леса)

— Что вы делаете по охране природы в своей местности? (подкормка зверей и птиц; ус­тановление предупреждаю­щих знаков; оказание помо­щи больным деревьям; спасение жи­вотных, попавших в бед; борьба с мусором; изготов­ление кормушек для птиц)

IV. Итог урока

Работа с сигнальными кругами:

— Если увидите изображение с пра­вильным поведением людей в лесу, вы показываете синий цвет, если неправильное — красный цвет.

(Показываю картинки, де­ти сигналят)

Вывод:

— Что сегодня на занятии для вас было необыч­ным?

— Что должны делать люди, чтобы растения и жи­вотные нашего края не по­гибли?

Оценивание учащихся:

— Посмотрите, сколько елочек выросло у каждого из вас. Заполните таблицу. (Дети записывают количество полученных елочек в таблице)

Выставление оценок

— Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не раз­рушая красоты. Недаром в стихотворении говорится: (читает ученик)

Я сорвал цветок,

И он увял.

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладо­ни.

И тогда я понял, что при­коснуться к красоте

Можно только сердцем

Помните, ребята, что природу можно только на­блюдать, любоваться её прелестями и дарами. Не забывайте об этом. Охра­няйте природу своего края, чтобы вас окружала такая же красота, которую мы сегодня с вами созда­ли на уроке. Всем большое спасибо!

4


Свежие документы:  Конспект урока по литературе "Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро» 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: