Конспект урока для 4 класса «Охрана воды»














Предмет: познание мира

Класс: 4

Тема: «Охрана воды»









Учитель начальных классов: Калашникова Галина Николаевна.







Город Шу, средняя школа № 40

Учитель : Калашникова Галина Николаевна

Предмет: познание мира

Класс: 4

Тема: Охрана воды.

Цель урока: обобщить знания: о воде; ее роли в природе и в жизни человека; о необходимости бережного отношения к воде; о причинах загрязнения водоемов.

Задачи урока:

Формировать знания детей о значении воды для всего живого на земле, объяснить необходимость ее охраны.

Развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию творческой активности.

Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и практическая работа, творческая работа.

Ожидаемый результат: знание учащимися источников загрязнения воды, которые они выявят при работе в группах из различных источников информации (учебник, раздаточный материал); смогут объяснить причины загрязнения воды; на основе понимания материала разработают и составят постер.

Оборудование: 2 стакана, пиала, чайная ложка, полоска цветной бумаги, соль,3 баночки с водой, платок, индивидуальные таблицы, карта мира, ватман -3шт,стикеры-капельки, музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

(Дети становятся в круг, взявшись за руки)

-Возьмите за руку соседа. Закройте глаза и почувствуйте тепло рук, откройте глаза и улыбнитесь друг другу и пожелайте: «Удачи!»

2. Актуализация знаний.

1). Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке.

В морях и океанах обитаю,Часто по небу летаю.

Когда наскучит мне летать,На землю падаю опять. (О воде)

2.Творческое задание в группах.

Каждой группе я предлагаю свойство воды, о котором нужно рассказать, не называя его. Можно привести опыты. Другие группы — называют свойство.

(На столе : 2 стакана, пиала, чайная ложка, полоска цветной бумаги, соль. По очереди с каждой группы выходит ученик и демонстрирует данное свойство воды)

1 группа

* вода прозрачна

*вода не имеет цвета

2 группа

*вода не имеет запаха

*у воды нет вкуса

3 группа

*вода – растворитель

: вода не имеет формы, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

3. Фокус

— А сейчас ребята, я вам покажу один фокус. (Учитель «облачается» в одежду фокусника.Пред ним 3 баночки с водой и платок)

Учитель:Ты вода-водица,

Друг мой студеный.

Стань вода-водица,

Не простой — зеленой

(встряхивает баночку)

Ты вода-водица,

Светлая как иней.

Стань вода-водица,

Не простой, а синей

(встряхивает баночку)

Ты вода-водица,

Друг мой прекрасный.

Стань вода-водица,

Не простой, а красной.

(встряхивает баночку)

— Ребята, что же произошло? ( Вода изменила цвет)

— А от чего зависит цвет воды?(Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)

-Так какое же свойство я подтвердила фокусом? (вода-растворитель)

— А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром завариваем чай или кофе)

4.Обобщение знаний о воде

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

— У вас на партах лежат листы с таблицей ЗХУ. Предлагаю заполнить первую колонку.

3 Сообщение темы и цели урока.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без …(Воды)



Почему нельзя прожить без воды?

Прочитайте тему урока.( На доске открываю надпись «Охрана воды»)

-А целью нашего урока является обобщение знаний о воде, ее роли в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов.

— Прошу вас заполнить вторую колонку в таблице ЗХУ.

Хочу узнать — работают в паре

4. Операционный этап.

1. Информация о воде.

Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря, озёра, реки.

Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Есть и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Антарктиде.

-Как называется такое состояние воды? (твёрдое)

Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, в виде пара.

-Как называется такое состояние воды? (газообразное)

В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.

Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем.

2. Кроссворд (работа у доски)

Напишите в клеточках, какие пресноводные водоёмы встречаются в природе

Р….к, б….о, о…о, р..а

(родник, болото, озеро, река)

Напишите в клеточках, какие водоёмы с солёной водой встречаются в природе

М..е, о…н, п….в, з…в.

(море, океан, пролив, залив)

3. Самостоятельная работа в группах

-Ребята, сейчас вам надо поработать самостоятельно. Я раздаю листочки с текстом, в котором есть ответ на один из вопросов:

* Какая вода нужна человеку?

*Кто виноват в загрязнении воды?

*Как беречь и экономить воду?.

-Ваша задача перессказать эту информацию. То есть поделиться со всеми тем, что узнал.

1 группа

Прочитайте текст. Какая вода нужна человеку? Почему?

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.

2 группа

Прочитайте текст. Кто виноват в загрязнении воды? Что из-за этого происходит в природе?

Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают микробы, возбудители различных заболеваний. Все это плохо сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.

3 группа

Прочитайте текст. Как беречь и экономить воду?

Воду надо беречь. На фабриках и заводах строят очистные сооружения. В них воду очищают и только потом сливают в реки и озёра. В сельской местности следят, чтобы в водоёмы не попадали отходы с животноводческих ферм. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не трать понапрасну воду!

4. Выступления учащихся. Вывод.

Физминутка ( под музыку волны моря).

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплывем дружно.

Делать так руками нужно

Вместе раз это брасс

Одной другой-это кроль.

Все как один плывем как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

5. Выполнение задания у доски.

Что можете сделать вы для экономного расходования воды?

Поставьте стрелочки от проблемы к решению.

       ПРОБЛЕМА

 

РЕШЕНИЕ

Через бесцельно открытый кран выливается до 1000 литров воды в сутки.

 

Наберите стакан воды и

закройте кран!

Если чистить зубы, не закрывая  кран, расходуется до 5 литров воды.                                                

 

Закрывайте кран, когда

 намыливаетесь!

 

При намыливании в душе                                   с открытым краном зря тратится  50 литров воды.

 

Закрывайте кран!

 



6. Работа по учебнику.

Индивидуальная работа.(устный опрос)

-Открываем учебник на стр 60 вам необходимо найти ответы на воросы:

-Какие вредные отходы попадают в воду?

-Как происходит самоочищение водоёмов?

-Какие озёра вКазахстане стали высыхать?

7. Творческая работа. Дети в группах составляют постеры на тему: «Вода в опасности», затем защищают их.

Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват?

Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.

5. Итог.

Заполнение таблицы ЗХУ — что узнали. (в группах)

Какой проблеме был посвящен наш урок?

Что произойдет, если вода исчезнет?

А как вы, ученики, можете сохранять и беречь воду?

(Примерные ответы уч-ся

1. Соблюдать правила поведения в природе

2. Экономно расходовать воду

3. Не оставлять краны открытыми

4. Беречь воду от загрязнения)

6. Оценивание учащихся. (самооценка)

— В пустые клеточки рядом с вопросом ставим если да +, если нет-. Рядом с 6 вопросом ставим себе оценку.

Оценочный лист

1. Вспомнил ли я свойства воды? img2

2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? img2

3. Умею ли я делать выводы? img2

4. Знаю лт я как беречь воду?

5. Активно ли я работал на уроке? img2

6. Моя оценка за урок. img2

7. Рефлексия (музыка шума моря)

— У вас на партах капельки. Если вы довольны своей работой, то под голубым облаком прикрепите капельку, а если нет, то прикрепите её под фиолетовым.

8. Домашнее задание

Прочитать текст «Охрана воды», ответить на вопросы. На выбор:

А) Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!»

Б) Подумайте и напишите мини-сочинение о том, как в вашей семье экономят воду.



Список используемой литературы:

1. Учебник «Познание мира» для 4 класса Алматы «Атамұра» 2011г.

2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс 2004г.

3. Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана водных ресурсов: Учеб.пособие. — Мн.: Ун-кое, 1999г

4. Интернет сайты:

www.water.ru/bz/likbez/aboutw.shtml «О воде»

https://watermarket.ru/articles/2599 «О запасах пресной воды»

https://www.odnavoda.ru/txt.php?id=145 «Международная академия здоровья о воде.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: