Конспект урока для 4 класса «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв»














Окружающий мир.



4 класс

Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».





























Тема: «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

Цель: 1. Формировать представление о почве, как среде обитания живых организмов, плодородии и охране почв. 2. Развивать аналитические способности мышления, способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать; 3.Воспитывать бережное отношение к дарам природы, уважительное отношение к труду земляков. Оборудование: коллекция почв, пластилин, оборудование для опытов, карточки для учащихся, схема – карта почв Краснодарского края, мультимедийная презентация.

1.Организационный момент. Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – «Благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – «Радости!», Удач, успехов и везенья! – Чтоб пожелать всем в этом классе Прекраснейшего настроения.

Пожмите друг другу руки, пожелайте друг другу удачи.

2. Объявление темы и цели урока. -Ответьте на вопросы и определите тему нашего урока. -Как называется верхний слой суши ? (Почва) -Кто живёт в почве? (растения и животные, микроорганизмы?) -Кто использует землю, для своей хозяйственной деятельности? (Человек)

-Обобщите ответы на вопросы и определите тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о почвах, её обитателях, об использовании почвы человеком. -Какую задачу поставим на уроке? (Узнать как можно больше о почвах и о том, как бережно относиться к почвам). -Работать на уроке мы будем по группам. Будьте доброжелательны друг к другу, выслушивайте мнения своих товарищей.

4.Изучение нового материала. 1.Работа в группах. Задание 1 группе: Прочитайте текст, распределите живые организмы по группам: Кто живёт в почве.

Почва — это среда обитания множества организмов. Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В одном м³ могут обитать миллионы организмов. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. В почве обитают и позвоночные животные, одно из них — крот. Он очень хорошо приспособлен к обитанию в абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и практически слепой.

Мельчайшие организмы

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные





Задание 2 группе:

С помощью данных слов составьте рассказ о том, как человек использует почвы в Краснодарском крае. Пшеница, кукуруза, рис, сахарная свёкла, подсолнечник, овощи. Сады и виноградники. Корма для животных, лекарственные растения.

Задание 3 группе: Прочитайте текст. Выберите правильные ответы на вопросы: -Как образуется почва? А) Путём разрушения гор и обогащения земли перегноем. Б) Человек создаёт почву искусственным путём. -Что разрушает почву? А)Ветровая и водная эрозия. Б) Растения и животные -Кто может противостоять разрушению почвы? А) Растения и животные. Б)Только человек может противостоять разрушительному явлению эрозии. Для этого высаживают деревья, лесополосы.

Свежие документы:  Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет, 5 класс

2.Проверка работы учащихся. Группы представляют свои работы. Учащиеся класса внимательно слушают и задают свои вопросы. 1. Почва — это среда обитания множества организмов. Мы распределили их по группам:

Мельчайшие организмы

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные

бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы

клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви.

крот.

Вопросы учащихся: -Чем питаются беспозвоночные животные? ( Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами). -Может ли крот видеть и слышать? (Крот глухой и практически слепой). 2 группа: Как человек использует почвы?

В Краснодарском крае выращивают свыше 100 культур и получают высокие урожаи сильных и ценных пшениц, кукурузы, риса, миллионы тонн сахарной свёклы, сотни тонн маслосемян подсолнечника и овощей. Край славится своими садами и виноградниками. На полях выращивают корма для животных, лекарственные растения. Так используют почвы в Краснодарском крае. Вопросы: — Почему мы должны бережно относится к почве?( Если плодородие почвы уменьшиться, продуктов станет меньше. Искусственные продукты питания несут вред здоровью человека).

3 группа: Как образуется почва? А) Путём разрушения гор и обогащения земли перегноем. Что разрушает почву? А)Ветровая и водная эрозия. Кто может противостоять разрушению почвы? Б)Только человек может противостоять разрушительному явлению эрозии. Для этого высаживают деревья, лесополосы. Вопросы учащихся: -Какой вред человек наносит почве? (Человек засоряет почву строительным, бытовым мусором, уничтожает растения, изменяет рельеф). -Что можем сделать мы с вами для защиты почвы? (Не загрязнять почву мусором. Высаживать деревья и кустарники на берегу реки Ея, для укрепления почвы).

3. Работа по учебнику. -Откройте учебники на странице 29. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: о чём мы не сказали при обсуждении вопросов в группах?(Мы не сказали о том, какую почву называют плодородной). Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимым для питания растений. Учитель: -А знаете ли вы, что 1 см почвы образуется 250-300 лет? Но если соблюдать необходимые правила, то урожай на полях будет богатым. Назовите профессии людей, которые выращивают урожай на полях? Назовите передовиков 2010 года. Что можете сказать о труде людей в поле? Как необходимо относится к хлебу, продуктам питания, которые пришли к нам с полей?

Физминутка.( по методике Базарнова)(Звучит фонограмма «Звуки леса, птицы) -Поднимите руки вверх, потянитесь высоко к солнышку, опустите руки, повернитесь и покажите, где в классе красный круг, синий, зелёный, чёрный, садитесь) -Ребята, мы выполняли физминутку и слышали пение птиц. Каких птиц вы узнали? Определите связь физминутки с темой нашего урока. (Птицы уничтожают вредителей полей и огородов. Их надо беречь)

Свежие документы:  Тест по окружающему миру для 2 класса на тему «Разнообразие растений»

4.Работа по карте — схеме. У вас на столах есть карта-схема почв нашего края. Скажите, какие почвы преобладают в Краснодарском крае? (Основную часть почвенного покрова степной зоны края составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами. В горах — горно-лесные бурые и дерново-карбонатные почвы, в высокогорье — горно-луговые).

-Какими символами мы можем обозначить почвы на контурной карте? (Мы можем использовать геометрические фигуры разного цвета). -Обозначьте на контурной карте символы, указывающие название почв. Прокомментируйте получившийся результат.

3.Работа с коллекцией почв. У вас на столах коллекция почв Кущёвского района. Давайте познакомимся с их азваниями: 1.Чернозёмы карбонатные малогумусные; 2.Лугово-чернозёмовидные; 3.Луговые солончаки; 4.Лугово-болотные. Прочитайте названия почв. Подумайте и ответьте на вопросы: Как называются почвы пригодные для интенсивного использования в земледелии? 1,2 Как называются почвы, не пригодные для обработки? (3) Как называются почвы, подверженные ветровой и водной эрозии? (4)

-Как орла называют «царём» птиц, льва – «царём» зверей, так и этот тип почв великий русский почвовед В.В.Докучаев назвал «царём» почв. Что это за почвы?( чернозёмы.) — Это лучшие, плодородные почвы. Во всём мире нет почв, равных им по плодородию. Во время В.О. войны фашисты вывозили русский чернозём в Германию.

4. Исследовательская работа. -Многие ученые пытались разгадать, отчего произошли чернозёмные почвы. Это удалось сделать М.В.Ломоносову. Как вы думаете, отчего произошёл чернозём?

-Обсудите этот вопрос в группах и выскажите свои гипотезы. Гипотеза 1. Чернозём образовался потому, что в почве много глины и песка. Гипотеза 2. Чернозём образовался потому, что в почве есть перегной. Гипотеза 3.Чернозём образовался, потому что хороший климат: много тепла и влаги.-Проведём опыты, определим состав почвы, проверим ваши гипотезы. Опыт 1. Бросим кусочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Что это значит? Вывод: в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Что это значит? Вывод: в почве есть вода. Опыт 3. Нагреем почву. Почувствуем неприятный запах. От чего он образуется? Вывод: это сгорает перегной почвы, образовавшийся из остатков растений и животных. Опыт 4. Прокалённую почву, в которой сгорел весь перегной, насыплем в стакан с водой, размешаем. На дно стакана осядет песок, а поверх воды будет глина. Вывод: в почве содержатся песок и глина. Опыт 5. Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода испарится, на стекле останется белый налёт. Это соли. Вывод: в почве содержатся соли. —Назовите состав почвы, указав живые и неживые вещества. ( Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы).

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Чем Земля отличается от других планет"

Вернёмся к нашим гипотезам. Перед вами на экране состав почвы: Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы. Обсудите ещё раз в группах и ответьте на вопрос: отчего произошёл чернозём? Какая гипотеза оказалась верной? В своей работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов пишет: «Чернозём произошёл от согнития животных и растительных тел со временем…». Гипотеза 2 группы оказалась верной. 5. Проектная работа. У вас на столах листы бумаги и фломастеры. Представьте, что вы стали фермером. Создайте проект своего поля. Затем расскажите: что растет на вашем поле, какие правила необходимо соблюдать, чтобы почва была защищена, урожай был высоким.(Дети выполняют модели полей, затем защищают свои проекты).

Закрепление изученного материала. —Как называется поверхностный слой земли, которому присуще плодородие?(почва) -Какие растения и животные обитают в почве? ( бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви, позвоночные животные: крот, слепыш и другие) -О каком богатстве В.В.Докучаев сказал так: «Это для России – дороже нефти, каменного угля, золотых и железных руд…всё…ничто в сравнении с ними»? (Это чернозёмы. Именно о них говорят так: «Посади оглоблю, вырастет телега»). -Что необходимо делать для защиты почвы, её главного свойства – плодородия?

Рефлексия. -Какую задачу ставили в начале урока? (узнать как можно больше о почвах, охране почв). -Удалось ли решить поставленную задачу? (Удалось) -Каким способом? (Мы выполняли задания, обсуждая их в группах. Работали с контурной картой и коллекцией почв. Узнали новое из учебника. Высказали предположения о происхождении чернозёма, провели опыты и убедились в правильности нашей гипотезы. Выполнили модели полей). Что нужно сделать ещё? (Можно нарисовать рисунки или выпустить газету «Берегите почвы!)

-Где можно применить новое знание? (Мы знаем для чего высаживаем растения на берегу реки Ея. Эти знания я применю, когда стану фермером)—Что на уроке хорошо получилось? (Мне понравилось работать в группе. Интересно было выполнять модель поля) -Над чем надо поработать?(Найти интересные сведения в интернете, прочитать сообщения одноклассникам) Домашнее задание (разноуровневое)

1 уровень: Прочитать текст учебника стр.29-32, ответить на вопросы.

2 уровень : Прочитать текст учебника стр.29-32, составить свои вопросы к тексту для учащихся.

7


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: