Конспект урока для 4 класса «Полезные ископаемые. Закрепление»


Урок: познания мира 4-й класс

Тема: «Полезные ископаемые. Закрепление».

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу “Полезные ископаемые”;

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задания:

классификация полезных ископаемых на группы;

составление кластера;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

работа с текстом;

тесты;

развитие творчества-работа с контурной картой;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:


рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.


горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.


нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.


— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).


Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.


— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?


(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).


Психологический настрой.


— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.


2. Актуализация знаний. Кластер.


— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.


(Каждая команда представляет свой кластер).


За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.


3. Определение темы урока.


— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)


4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»


5. Работа по теме урока.


— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).


— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).


6. Работа с новым материалом.


— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.


Загадки


1. Чёрный, блестящий,

Помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Уголь)

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения"


2. Без нее не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (Нефть)


3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)


— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).


— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.


Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)


— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).


— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).


На доске появляется запись:


ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые


РАСХОДОВАТЬ – бережно


ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно


(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).


— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).


— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.


7. Работа с текстом. Инсерт.


Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.


— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).


— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).


8. Работа с тестами. Обобщение.

Тест по «Познанию мира».

По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».


1. Места залегания ПИ называют:

А) карьеры

Б) шахты

В) месторождения


2. Руды цветных металлов:

А) железная руда

Б) медная руда

В) бром


3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:

А) из шахт

Б) из открытых карьеров

В) из скважин


4. Из руд цветных металлов получают:

А) алюминий

Б) бурый железняк

В) сталь


5. Из руд чёрных металлов получают:

А) цинк

Б) медь

В) чугун


6. Обладает магнитными свойствами:

А) золото

Б) бронза

В) магнетит


7. Металлы выплавляют в доменных печах на:

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Человек в социальном измерении»

А) автозаводах

Б) металлургических заводах

В) химических заводах


8. Железная руда обозначается на карте:

А)

Б)

В)


9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…

А) медные руды

Б) железные руды

В) металлические руды


10. Сплавы железа:

А) сталь и чугун

Б) бронза

В) латунь


11. При добыче железной руды, её:

А) рубят

Б) взрывают

В) копают


12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:

А) в Аральской области

Б) в Костанайской области

В) в Павлодарской области


Ключ.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б


Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..


9. Творческая работа.

Самостоятельная работа с контурными картами.

10. Комментирование оценок.


Выставление оценок за урок.


11. Рефлексия.


— О чём сегодня мы говорили на уроке?


— Чем занимались?


— Что нового вы узнали?


Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.


— Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: