Рыбакова О.П.
Сш.имени Ж.Сыдыкова с дмц
п.Жансугурова
Аксуский район
Познание мира 4 класс
Тема: Реки и озера Казахстана.
Цель: углубить знания учащихся о реках и озерах Казахстана;
Задачи:
— формирование понятий об эффективном использовании и охране рек и озер; уметь пользоваться физической и контурной картой РК;
— развивать интерес к изучению местных водных водоемов;
— воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока: комбинированный, «Клуб путешественников»
Методы: частично-поисковый, словесный, интерактивный.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Здравствуйте уважаемые гости нашей студии, телезрители. Предлагаем вашему вниманию передачу «Клуб путешественников», в эфире я — ведущая передачи и мои ученики — корреспонденты.
II. Проверка знаний учащихся.
Рубрика «Блиц – опрос».
Игра «Ты — мне, я – тебе»
Слово предоставляется ученикам — корреспондентам в студии.
Ребята готовят вопросы друг для друга и отвечают на них.
За правильные ответы ребята получают бонусы — очки – право на участие в следующей передаче.
III. Актуализация
Сообщение темы и цели урока.
Прежде чем я сообщу вам тему нашей передачи, отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
И река, и океан.
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода).
Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека. Мы совершим путешествие по рекам и озерам Казахстана.
Оформление тетрадей.
IV. Реализация.
Рубрика «Новости» В эфире наш корреспондент.
« На нашей планете множество рек, свыше 1 млн. озер, 54 моря, 4 океана.
Вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода – одно из самых главных богатств Земли. Общее количество воды на Земле не меняется, этому способствует круговорот воды в природе. Но чистой воды становится все меньше. На каждого человека суточная норма расхода пресной воды составляет 100-150 мл. Над водой нависла угроза загрязнения.
Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы».
Итак, начинаем путешествие.
Объяснение темы урока по плану:
1) Роль рек и озер в развитии цивилизации.
2) Краткое понятие о реках Казахстана. (Реки нашего региона)
3) Озера Казахстана. Свойства воды озер (Озера нашего региона)
4) Характеристика некоторых озер и морей. (Оз. Балхаш, Арал)
5) Охрана водных ресурсов РК.
1) Рассказ учителя о роли рек в развитии цивилизации.
Стремительное развитие цивилизации, появление промышленности, возведение городов, увеличение численности населения, напрямую связано с использованием воды рек. Это можно доказать на примере любой реки.
2)
— Что такое «река»? (Ответы учеников)
— Используя физическую карту Казахстана, назовите реки, протекающие по территории нашей республики.
Записываем названия рек на доске и отмечаем на контурной карте.
Показ слайдов.
Рубрика «Вокруг света»
В эфире наши корреспонденты из разных уголков нашей страны.
Ученики читают подготовленные рефераты.
Реки Семиречья. Река Или. Река Иртыш. Река Аксу.
Реклама. Разминка «Сделай так же»
3) Продолжаем нашу передачу.
— Не менее важны и озера. В мире огромное количество озер. Среди них имеются очень большие, которые называются морями, естественные и искусственные.
В Казахстане более 40 тысяч озер.
— Что такое «озеро»? (Ответы учеников)
Происхождение, размеры, глубина, температура, состав воды озер различны.
Вода озер может быть прозрачной, мутной, беловатой, коричневой, красно – желтой. Есть озера с горячей водой. Со дна таких озер бьют горячие родники (гейзеры). Есть озера, которые постоянно скованы льдами. Есть озера с пресной и соленой водой.
Демонстрационный опыт.
Сравнение пресной и соленой воды.
Составить ВЕННдиаграмму.
— Используя карту Казахстана, назовите озера и моря, находящиеся на территории РК.
Записываем названия озер и морей на доске и отмечаем на контурной карте.
Показ слайдов.
4) Рубрика «Вокруг света»
В эфире наши корреспонденты из разных уголков нашей страны.
Ученики читают подготовленные рефераты.
Озеро Балхаш.
Аральское и Каспийское моря. Озеро Алаколь. Озера: Зайсан, Тенгиз, Капшагай.
5) Мы не раз говорили об охране природы. Надо беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также и воду. В Казахстане принят Закон «Об охране водных ресурсов».
— Как вы думаете, для чего и от чего необходимо охранять реки, озера и моря? (Ответы учеников)
В эфире — корреспонденты рубрики «Новости».
Трагедия Арала.
Катастрофа Балхаша.
Показ слайдов.
V. Творческая работа.
Работа в группах.
Проект « Мы в ответе за все живое на планете».
Нарисовать рисунок и составить рассказ.
Защита проекта.
VI. Обобщение
Работа в парах.
Разгадать кроссворд, в котором спрятаны названия рек и озер.
В заключение передачи слово поэту.
— Любите родную природу:
озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей!
VII. Домашнее задание: стр. 59-60 читать, отвечать на вопросы
VIII. Итог.
— Вам понравилась передача? Что интересного вы узнали?
Подсчет бонусов.
Выставление оценок.
Рефлексия.